18+
вторник, 24 октября
Культура

Внучка Матвея Блантера оставила футбол без марша своего деда

Российское авторское общество шагает по стране семимильными шагами. Претензии и суммы сборов растут чуть ли не каждый день

  
77

Российский футбол остался без легендарного гимна. Во всяком случае «Футбольный марш» композитора Матвея Блантера, под который спортсмены вот уже 70 лет выходят на поле, на ближайших играх звучать не будет. Вернется ли потом — неизвестно. В российскую футбольную премьер-лигу пришло письмо из Российского Авторского Общества с уведомлением о том, что наследница композитора — Татьяна Бродская предъявила свои законные права на музыкальные произведения именитого деда. И всякий раз когда будет звучать музыка Блантера на стадионе, организаторам следует перечислить в РАО 0,2 процента с каждого проданного на матч билета. Около трех тысяч рублей за каждый матч, если взять среднестатистическую аудиторию матчей — примерно 5000 человек.

Но в премьер лиге, где буквально вчера состоялось экстренное собрание, пока не пришли к единому решению. «Понимаете, — говорит пресс-секретарь премьер-лиги Игорь Будников, — здесь дело принципа. Нам нужно понять, кому и за что платить. Мы знаем, что закон — есть закон, никуда от этого не деться. Мы готовы все это обсуждать с РАО. Но так ведь можно дойти до абсурда! Ведь мы не преследуем никаких коммерческих целей. Более того, Матвей Блантер писал этот марш по просьбе Синявского, они с секундомером замеряли время выхода футболистов на поле. Возможно, мы встретимся с наследницей и обговорим все условия. Надо понять, насколько она заинтересована в данном вопросе. Ведь это традиция, которой уже 70 лет. Звучание марша прописано в техническом регламенте, а чтобы изменить его, нужно время. И может случиться, что в ближайшее время пойдем на определенные нарушения. Но разговаривать и решать вопрос будем непременно на следующей неделе, когда пройдет тур».

Заместитель генерального директора РАО Олег Патрин заявил, что никаких переговоров с премьер-лигой пока не было, и ответа на свое письмо РАО не получало:

— Представители Татьяны Бродской обратились в РАО с просьбой о представлении ее интересов. То есть РАО должно отслеживать использование произведений Блантера и перечислять его внучке авторские. Мы заключили с ними договор. А вот с премьер-лигой никакого договора нет. Поймите, мы не запрещаем использование «Футбольного марша», нужно все сделать по закону. И это касается не только музыки Блантера. Мы ведь недавно выиграли суд в Ростове на Дону, где выступала группа Deep Purple.


Из досье «СП»:

Российское авторское общество (РАО) потребовало от организаторов тура английской группы Deep Purple (нынешний состав — Ян Гиллан, Роджер Гловер, Стив Морс и Ян Пейс), выступавшей 19 октября 2008 года в Ростове-на-Дону, выплаты авторского вознаграждения за все 15 песен, исполненных рокерами. Деньги полученные за исполнение группой Deep Purple собственных песен должны быть в конечном итоге перечислены… группе Deep Purple, как их правообладателю.

Кировский суд Ростова-на-Дону удовлетворил иск Южного филиала РАО к организаторам концерта — ООО «Юг-арт», обязав их выплатить за каждую песню компенсацию в размере 30 тысяч. Выступление Deep Purple проходило в ходе российско-украинского тура, в котором они посетили с концертами 11 городов. О судебных исках где-либо еще кроме Ростова на Дону не известно.


«СП»: — Кстати, Олег Владимирович, а как развиваются события по инциденту с почтенными рокерами?

— Не надо переворачивать ситуацию, якобы претензии мы предъявили к самим музыкантам. Мы совершенно правы в данном случае. Опять же, здесь работает закон по отчислению авторских вознаграждений, у нас заключен договор с английской организацией, куда мы и перечислим деньги. Это сумма в 450 тысяч рублей. Еще мы выиграли суд по поводу выступления группы «Хор Турецкого», там сумма еще больше — 810 тысяч. И эти деньги пойдут также авторам песен, которые эта группа исполняла. Есть постановление Российского правительства о ставке в 5% от суммы валового сбора от продажи билетов.

«СП»: — Хорошо, в нашей стране такие иски — редкость. Как вообще общественность воспринимает ваши действия? Ведь вас упрекают, что немалую часть денег ваше общество забирает себе?

— В прошлом году мы получили госаккредитацию и очень активно занимаемся своей работой. В 2007 году собрали 1,5 млрд рублей, а в 2008 году — 2,2 млрд рублей авторских вознаграждений. Из них 80−85% перечислены законным правообладателям, соответственно наш доход 15% от этой суммы.

«СП»: — Но, согласитесь, в нашей стране не все так просто с авторскими правами. И частенько случаются совершенно абсурдные ситуации.

— Да, нас часто упрекают и ругают. Для российских людей во многом цивилизованное решение таких вопросов — дикость. Но крупные организации, в частности их юридические службы, давно не имеют к нам никаких претензий. Скажу для примера, в Германии авторское общество собирает 800 млн евро в год. У них все бары, рестораны, фитнесс-клубы отчисляют деньги авторам за возможность использовать музыку. Более того, в Австрии и Германии частные лица за просмотр по телевизору музыкальных концертов отчисляют около 130 евро в год в авторское общество.

«СП»: — Но ведь это же просто абсурд!

— Соглашусь, абсурд, но это их закон. Мы собираем деньги только тогда, когда произведения исполняются публично. Вот в некоторых странах работники такси даже делают отчисления за то, что прослушивают ее, развозя пассажиров. А у нас люди, когда открывают рестораны, спортивные сооружения и там звучит музыка, а за это надо платить — удивляются. Не надо удивляться.


Курьезы российского авторского права

Абсурдные ситуации у нас в стране возникают не только в связи «правовым нигилизмом» граждан, случаются они и в самом РАО. Любопытную историю недавно рассказал своем ЖЖ Леонид Каганов, член РАО. В прошлом он сотрудничал с «ОСП-студией», где частенько исполнялись пародии на музыкальные хиты. И вот неожиданно Каганов узнал, что является автором песни «Город золотой» группы «Аквариум» и ему полагается от какого-то очередного «правового нигилиста» 15 тысяч рублей.

Леонид Каганов рассказывает:

«Ктo aвтор cлов и музыки? Дoлгие гoды cчитaлось, чтo cам Гребeнщиков… И лишь в послeдние гoды появилось блеcтящеe исследовaние, дoказавшee, что aвтoр стиxoв Анpи Bолoхoнский, a мyзыкa принадлeжит coветскoму гитаpиcту Владимиpу Baвилову… Корoче, в чиcлe пpочегo были у нac десять лeт назад и кyплeты на «Город золoтoй», и это тоже пoпалo в PАO. Bместe c текcтом, нo бог знaeт, под кaким имeнeм. Далee, как я понимаю, произoшлo следующее. Paзyмеется, никто cтaрyю пеpедeлкy нe исполнял. Пpоcтo РАО выяcнилo cписок xитов, кoтоpыe исполнил «Хop Tурецкoго», a y хоpа в pепepтуapе, пo oтзывам есть тaкой номep: «У музыкантов вcего мирa лучшeй демонcтpaцией искусcтвa владения пoлифонией cчитаeтcя иcполнениe пpоизведений И.C.Баxa. «Хop Tурецкoго» в очерeдной paз блeснул пpoфессиoнализмoм и cпeл a capella инструментaльнyю пьеcy великогo компoзитopа, завepшившуюся гaрмоничным пepеходoм к мелoдии, извecтной в талантливом исполнeнии гуpу росcийскoго рoкa Бориcа Грeбeнщикова «Под небом гoлyбым есть город зoлoтoй…» Ага, гoвоpит РAO. И, не зaботяcь cравнением текcтoв, ни дажe дaтoй рeгистpaции, по-быcтрeнькoму пробивает пo cвoей базe (кстaти, на сайте РАO я этoго не нашeл) пеcню «Пoд небoм голyбым». И обнapyживаeт, что автop музыки (трaдиционно зaпиcывaется пeрвым) — нeктo Л. Kагaнов, а тeкcт, видать, cочинил некто Б. Гpeбенщиков. Ну и пока с pоcтовcким судoм y PAO врoдe складываетcя пoлное взaимопoнимaниe и нoрмальныe делoвыe отношения, РAО бeжит подaвaть в cyд на «Xop Туpецкoго», зaщищaя вo первыx cтрoкaх поpyганные пpaва Л. Kаганова… Волшeбно!»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня