18+
воскресенье, 4 декабря
Культура

Танец Барышникова с фотоаппаратом

В галерее «Победа» на Винзаводе открывается уникальная фотовыставка «Merce My Way»: великий хореограф Мёрс Каннингем глазами великого танцовщика Михаила Барышникова

  
3159

«Данная серия фотографий — скромная попытка вникнуть в работу одного из самых великих хореографов нашего времени Мёрса Каннингема и осмыслить мое видение его работ. В течение тридцати лет я постигал мир Мёрса и влюблялся в него, но только недавно решил исследовать его работу через искусство фотографии», — рассказывает Михаил Барышников.

20 лет Барышников снимал обычным 35-миллиметровым фотоаппаратом. Снимал своих друзей и детей (благо их у него четверо), города и улицы. И никогда ему не приходило в голову снять танец. Как же мертвая фотография может передать движение? — думал Барышников, пока не увидел фотографии Алексея Бродовича и Поля Гиммеля. «Я обнаружил, что отдавая предпочтение размытым образам, в противовес четко очерченным изображениям, они смогли более точно передать танец в момент его рождения», вспоминает Барышников.

Барышникова заворожили фотографии танцовщиц Мулен-ружа, и он поверил, что мгновение творчества можно остановить. Тогда он взял в руки цифровой фотоаппарат и пошел снимать доминиканцев, танцующих в местных клубах и ресторанах. Результатом стала выставка «Доминиканцы танцуют». А потом Барышников пришел на репетиции Каннингема…

«Я фотографировал генеральные репетиции, бегал как оглашенный по просцениуму и щелкал кадр за кадром в надежде разгадать хореографические приемы Мёрса. Мне всегда хотелось выразить эффект движения через размытое изображение. Для того чтобы ухватить рождение движения, я снимал серии панорамных кадров танцоров, а когда я видел композицию, которая мне нравилась, пытался предугадать движения танцоров, одновременно совершая „танец“ с фотоаппаратом», — рассказывает Барышников.

В подарок фотограф-Барышников услышал: «Именно этого я и добивался, вот оно!» — сказал Мёрс Каннингем, указывая на фотографию молодого танцора.

из досье «СП»

Мёрс Каннингем — великий американский танцовщик, создатель собственного стиля современного танца. Каннингем постановил: движение должно выражать «внутреннее я». Он стал использовать в хореографии так называемый «случайный метод»: структура танца выбиралась по воле жребия, например, с помощью игральных костей. Так он избавлялся от сюжета и стереотипных хореографических решений. В его танце разные части тела двигались как бы независимо друг от друга: сгибания рук в противоритме со сгибанием ног. В 1991 г. он впервые использовал в своей хореографии компьютер.

Михаил Барышников — великий артист балета и балетмейстер. В 1967—1974 танцевал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (сейчас — Мариинский театр). В 1974 не вернулся с гастролей по США, стал «невозвращенцем». В 1974—1978 в труппе «Американский театр балета» (с 1980—1989 гг. директор, балетмейстер и солист). С 1990 г. в американской труппе под руководством М. Морриса, с 1992 г. возглавляет труппу «Проект белой совы» (Флорида).

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня