18+
пятница, 30 сентября
Культура

Танец Барышникова с фотоаппаратом

В галерее «Победа» на Винзаводе открывается уникальная фотовыставка «Merce My Way»: великий хореограф Мёрс Каннингем глазами великого танцовщика Михаила Барышникова

  
3159

«Данная серия фотографий — скромная попытка вникнуть в работу одного из самых великих хореографов нашего времени Мёрса Каннингема и осмыслить мое видение его работ. В течение тридцати лет я постигал мир Мёрса и влюблялся в него, но только недавно решил исследовать его работу через искусство фотографии», — рассказывает Михаил Барышников.

20 лет Барышников снимал обычным 35-миллиметровым фотоаппаратом. Снимал своих друзей и детей (благо их у него четверо), города и улицы. И никогда ему не приходило в голову снять танец. Как же мертвая фотография может передать движение? — думал Барышников, пока не увидел фотографии Алексея Бродовича и Поля Гиммеля. «Я обнаружил, что отдавая предпочтение размытым образам, в противовес четко очерченным изображениям, они смогли более точно передать танец в момент его рождения», вспоминает Барышников.

Барышникова заворожили фотографии танцовщиц Мулен-ружа, и он поверил, что мгновение творчества можно остановить. Тогда он взял в руки цифровой фотоаппарат и пошел снимать доминиканцев, танцующих в местных клубах и ресторанах. Результатом стала выставка «Доминиканцы танцуют». А потом Барышников пришел на репетиции Каннингема…

«Я фотографировал генеральные репетиции, бегал как оглашенный по просцениуму и щелкал кадр за кадром в надежде разгадать хореографические приемы Мёрса. Мне всегда хотелось выразить эффект движения через размытое изображение. Для того чтобы ухватить рождение движения, я снимал серии панорамных кадров танцоров, а когда я видел композицию, которая мне нравилась, пытался предугадать движения танцоров, одновременно совершая „танец“ с фотоаппаратом», — рассказывает Барышников.

В подарок фотограф-Барышников услышал: «Именно этого я и добивался, вот оно!» — сказал Мёрс Каннингем, указывая на фотографию молодого танцора.

из досье «СП»

Мёрс Каннингем — великий американский танцовщик, создатель собственного стиля современного танца. Каннингем постановил: движение должно выражать «внутреннее я». Он стал использовать в хореографии так называемый «случайный метод»: структура танца выбиралась по воле жребия, например, с помощью игральных костей. Так он избавлялся от сюжета и стереотипных хореографических решений. В его танце разные части тела двигались как бы независимо друг от друга: сгибания рук в противоритме со сгибанием ног. В 1991 г. он впервые использовал в своей хореографии компьютер.

Михаил Барышников — великий артист балета и балетмейстер. В 1967—1974 танцевал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова (сейчас — Мариинский театр). В 1974 не вернулся с гастролей по США, стал «невозвращенцем». В 1974—1978 в труппе «Американский театр балета» (с 1980—1989 гг. директор, балетмейстер и солист). С 1990 г. в американской труппе под руководством М. Морриса, с 1992 г. возглавляет труппу «Проект белой совы» (Флорида).

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье