Культура

Крыжопера

Лев Пирогов о нравственных последствиях некоторых «режиссёрских решений»

  
6895
Крыжопера

Не успела общественность защитить молодого талантливого режиссёра Кулябина и его режоперу («режиссёрская опера» — термин такой) от некритично мыслящих почитателей Евангелия, как новая напасть свалилась на отечественное искусство. Некий «Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева» заявил о намерении провести экспертизу театральных постановок Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова, чтобы выяснить, искажён ли смысл классических произведений, положенных в основу спектаклей.

Экспертизе будут подвергнут «Мертвые души», «Карамазовы» (так называется спектакль) и «Борис Годунов». Задачей экспертов будет «анализ соответствия аксиологической модели интерпретатора авторской картине мира».

«Аксиологическая» — значит «ценностная».

То есть будут искать всякие неприличия. А точнее (чего их искать-то, небось не прячутся), проверять степень соответствия этих неприличий идейно-нравственному содержанию произведений Гоголя, Достоевского и Пушкина, соответственно.

Общественность, затаив дыхание, горько иронизирует на тему инквизиции, «мыслепреступлений» и гадюки-цензуры, отравляющей святое искусство. А я, пока суд да дело, придумал тут небольшой рассказ. Знаете, как «Последний лист» О.Генри, только, конечно, лучше. Ведь жизнь не стоит на месте, она становится жёстче, злее и непонятнее. И долг художника — этим переменам внимать.

У О. Генри девушка-продавщица Джонси умирает от пневмонии. Бедная, весь день на ногах, а даже луковицы для рагу у неё нет… Вот и умирает без луковицы. В окошко её каморки видно только глухую стену соседнего дома и ветку дерева, с которой облетают, один за другим, листья. Девушка загадала, что когда упадёт последний лист, она умрёт. Но добрый художник потихоньку нарисовал на стене этот самый последний лист, который всё не отрывался и не отрывался, пока девушка не выздоровела.

А сам, чудак, умер. Простудился, пока лист рисовал.

Такая вот слезливо-поучительная история. Представьте, что вы режиссёр, и вам надо её реактуализировать. Писатель из меня, как из варенья пуля, поэтому я так только — синопсис набросал. Вот, соблаговолите.

Девушка-продавщица, простушка Оленька, приезжая, очень молоденькая, сирота, бледная и красивая (никто и не подозревает, что это чахотка вгрызлась) очень устаёт, любит братика (братик остался в Крыжополе), мечтает посетить Большой театр (так прямо и мечтает этим самым словом: «посетить», на цыпочках). Ну, там, замуж ещё, дочку-глазёнки, тёплый бочок прижать к себе, и долго-долго сидеть с нею, уже подросшей, сидеть вдвоём на кушетке, поджав ноги, прижавшись друг к другу, обняв друг друга, вот так, как она обнимает колени на съёмной кухне (натренировалась на коленях она) и говорить с нею, говорить про всю жизнь, слышать голос, чувствовать запах друг друга. Мечтает о девочке, у которой есть мама, ву компрене?

Но ей не суждено. Она не успевает, всё, мертвенная бледность, согнуло, складки у губ, и приезжает брат, курсант кадетского училища, серьёзный молодой человек, что-то басит, и она врёт ему, как всё будет хорошо, рассказывает ему о своей будущей жизни (а он уж рассказал о своей будущей: всё чётко по распорядку, слава Богу, дай Бог), и они идут в Большой театр на все деньги, накопленные варикозным стоянием за прилавком, теперь их зачем копить, идут, как она и мечтала, на «Евгения Онегина».

Рассматривает афишу, старинные завитки, вдыхает запах кулис, или чем там пахнет в Большом, я ни разу не был, рассказ отчасти автобиографический, впитывает по капельке, по солнечному лучику на шпиле Петропавловки, как молодой Достоевский, ведь это последняя и, выходит, главная радость в её жизни.

Ну вот. А опера оказывается поставлена в режиссёрской версии молодого талантливого режиссёра Золотарёвникова, лауреата премий, начинается натуралистической сценой полового акта Онегина с дядей, по совместительству Геккерном. Ну, и дальше, там… Музыка, правда, Чайковского, настоящая.

Называется «Я люблю вас, Ольга».

В пушкинском романе текста этой арии, как известно, нет.

Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Анатолий Баранов

Главный редактор ФОРУМ. мск

Александр Шершуков

Секретарь Федерации независимых профсоюзов России

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня