18+
понедельник, 26 сентября
Культура

Александр Новиков: Платишь деньги — торчишь в эфире

Знаменитый певец, отмечающий в эти дни свой юбилей, не согласен с нравами, царящими в нашем шоу-бизнесе

  
1624

19, 20 и 21 ноября в Московском международном доме музыки — юбилейные концерты поэта и музыканта, народного трибуна и обличителя попсы Александра Новикова. Легенде русского шансона — 55 лет. В эти цифры вместились 12 альбомов, 10 лет исправительных колоний (пострадал за содержание песен!), тысячи концертов…

- Александр Васильевич, иногда кажется, что вы чересчур строги со своей публикой. Никаких реверансов в сторону зала, никаких подбадривающих реплик типа «Я вас люблю!»…

— Я никогда не заигрывал с публикой. Мне вообще кажется, что заигрывание с залом — дурновкусие. Особенно когда артисты кокетливо просят, чтобы левая сторона похлопала сильней правой. Я не заигрываю со зрителями, а ищу в них собеседников — умных и душевных.

- Несколько лет назад, после очередного новогоднего «Голубого огонька», вы разродились открытым письмом «Шоу Голубой Обезьяны», где заклеймили нравы отечественного шоу-бизнеса…

— Письмо было опубликовано на моем официальном сайте. Я не разносил его по редакциям, не проводил пропагандистских акций. Но письмо перепечатали множество изданий. Значит, я попал в точку: мы действительно столкнулись с объективной необходимостью устранения с экранов всей этой пошлятины, попсины. А дальше уж должны реагировать государственные институты, которые этим призваны заниматься…

—  Попса тем временем наступает по всем фронтам, она проникла не только на эстраду и ТВ, но и на театральные подмостки, в литературу…

— В последние годы мы наблюдаем тотальное хамство по отношению к собственному народу: по всем телеканалам мелькают одни и те же лица, разбираются какие-то семейные и клановые дрязги. Даже в светлые праздники выплескивается пошлятина, самопровозглашенные звездуны декламируют какие-то матерные частушки. Я не призываю к тому, чтобы запретить на экране поющие и танцующие секс-меньшинства, но пусть там будут не они одни. Сегодня ведь на эстраде практически отсутствуют нормальные мужчины, а женщины принимают обличие проституток. Да и само понятие «звезда» девальвировано. Кто платит, тот и объявляется «звездой». Развлекательный эфир даже на центральных телеканалах поделен между группой лиц, которые творят, что им заблагорассудится…

— Те страсти, что кипели в этом году вокруг конкурса «Евровидение», доказали, что попса прорывается уже и в сферу политики…

— «Евровидение» — по сути жалкий, убогонький конкурс, но с каким сумасшедшим промоушеном! Победа России — это, конечно, хорошо. Но вот это карикатурное трио: скрипка, бубен и утюг… Олимпийский чемпион Евгений Плющенко, крутящийся на двухметровом куске пластикового льда… А этот венгерский скрипач, который насилует бедную скрипку, будто дрова пилит… Если он настоящий скрипач, то как он может Страдивари таскать по попсовым конкурсам, ледовым дворцам спорта — это же достояние человечества…

Но карикатурное трио, победившее на конкурсе, — не самое ужасное. По-настоящему дико, когда «победитель"-Билан с российским флагом, как с тряпкой, в экстазе встает на колени. И никто не подскажет ему, что не с флагом, а перед флагом опускаются на колени! Самое странное, что все бросились поздравлять новоявленного «чемпиона». Поздравлять на самом высоком уровне, хотя вполне хватило бы телеграммы от министра культуры. Но сегодня все работают для пиара. Власть сегодня живет не для державы, а для пиара, рейтингов и таблиц. Исполнители сегодня живут не для высокого искусства, а для конкурса «Евровидение»: находят сумасшедшие деньги, готовят какой-нибудь клоунский номер, чтобы выиграть любой ценой. А что они поют на всю Европу? «Belive in» — это что, произведение искусства? Дрянная песнюшка, убогонькая, написанная каким-то англоязычным графоманом…

Да это все равно, как если бы негры заголосили русскую народную песню на «Евровидении»! Да мы бы дали им ноль целых ноль десятых баллов! Вот и западноевропейские зрители дали Билану «0», потому что бездарно, убого. А сами они третьесортных исполнителей на «Евровидение» прислали, потому что не считают этот конкурс престижным, туда едет всякий хлам. Так вот, мы победили среди хлама, раздув эту «победу» до национального триумфа…

— Вы ростом под два метра, человек физически сильный, решительного характера. Многие ваши поклонники хотели бы увидеть вас в шоу «Король ринга» или в «Последнем герое»…

— Два года меня уговаривали. Но в 55 лет выходить на ринг - странно и неразумно. Будь моложе лет на двадцать, возможно, пошел бы в подобное шоу для забавы. Хотя сражался бы, и, думаю, имел бы реальные шансы на победу. А сегодня-то зачем? Чтобы Первый канал набирал высокие рейтинги, а с ними и многомиллионную рекламу, а ты бесплатно в это время молотил кого-то или молотили бы тебя? Артистов ведь используют здесь как гладиаторов. Кому-то нужен пиар, вот они и лезут на ринг, спешат на необитаемый остров. Я никого не осуждаю, но мне это не нужно. Я не хожу в проходные передачи, во все подряд ток-шоу.

— Вы обмолвились в одном интервью, что никогда не платили за эфир, а сами когда-то рассказывали мне занятную историю про популярную программу «Акулы пера»…

— Да, это старая история. Мой директор как-то поинтересовался, как попасть в «Акулы пера». Представители канала ему ответили: «Александр Новиков нам неинтересен, это певец весьма специфического жанра, поэтому попасть в нашу программу он не сможет». Тогда я сказал директору: «А ты узнай, что нужно сделать для того, чтобы Новиков стал им интересен?!» Тот пошел опять разговаривать, и помощник редактора озвучила сумму: 2,5 тысячи долларов. Мы изыскали названную сумму и передали по нужному адресу. Вскоре мне позвонили: «Здравствуйте, Александр, вы такая интересная личность, мы так давно хотели пригласить вас в нашу передачу!» Ну, раз люди хотят видеть Новикова, то я не стал отказываться от такого искреннего предложения (смеется). На самом деле мне было интересно проверить: сколько в таких случаях дают мои коллеги? Всего-то оказалось 2,5 тысячи. Вот так 99 процентов артистов и становятся «интересными». Платишь деньги — торчишь в эфире!

— Почему вы до сих пор не написали роман «Записки уголовного барда», о котором говорили много лет назад?

— Полромана уже написано. Я действительно забросил его много лет назад, но в прошлом году опять сел за письменный стол. Вымысла в моем романе нет, ничего не добавлено, не прибавлено. Многое забылось, стерлось, но кое-что я набрасывал фамилии, события. Почему так медленно пишется? Бытовые проблемы, гастроли, иногда просто лень. Нет уже того запала, энергии той, когда мог по два концерта в день работать и при этом ясно мыслить. Тем не менее, роман не роман, а уж повесть автобиграфическая точно получится. Там фотографии и некоторые документы из личного дела, которые попали ко мне, не скажу как, но это интереснейшие документы. Например, «Тетрадь индивидуальной работы с осужденным», которую вел начальник отряда. В одну орфографию вчитаться — со смеху умереть. А характеристики, которые в ней даются мне каждый месяц… Это надо читать!

— Что еще у вас нового?

— Недавно вышел двойной DVD-диск с видеоверсией концерта «Улица Любви». Еще один проект — пластинка под названием «Серебряный век. Ананасы в шампанском». Это 15 песен на стихи поэтов Серебряного века: Северянин, Гумилев, Мандельштам, Саша Черный… Очень трудная, большая работа: оркестр, огромное количество инструментов. Приходится биться над аранжировкой, чтобы это не отдавало нафталином. То есть, одной ногой стою в Серебряном веке, другой ногой — здесь.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Блокада в помощь Блокада в помощь

Власти Крыма поблагодарили Киев за поддержку процесса интеграции полуострова в РФ

Севастополь по-украински Севастополь по-украински

В годовщину бандеровской блокады крутые иномарки с «жовто-блакитными» номерами стали неотъемлемой деталью Крыма

Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье