Культура

«Элегантный, как Михалков»

Москве открылся тридцать седьмой Международный Московский Кинофестиваль

  
1418
на съемочной площадке совместного российско-украинского фильма "Милый Ханс, дорогой Петр" режиссера Александра Миндадзе
на съемочной площадке совместного российско-украинского фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» режиссера Александра Миндадзе (Фото: ТАСС/ «ПрофиСинема»)

На фестивале представлено 177 кинокартин, из них больше половины российского производства, причем три вошли в основной конкурс. По мнению президента фестиваля Н. Михалкова, это хороший знак для нашего кинематографа — ещё несколько лет назад организаторы кинофестиваля не могли найти ни одного отечественного фильма, достойного быть представленным на ММКФ.

Также, по словам Михалкова, кино в целом переживает непростой период, когда «исходит» кино старого мира, которое «все меньше трогает сердце, шокирует, но не волнует». На смену ему приходит новое кино стран Азии, Африки, Латинской Америки.

География фестиваля буквально отражает данное заявление — в основном конкурсе участвуют картины из Японии, Финляндии, Дании, Испании, Сербии, Ливана, Болгарии, Ирана, Казахстана, России. В программе основного конкурса 12 фильмов, три из них российских, что увеличивает наши шансы на успех. Эти три фильма, на которые, безусловно, стоит обратить внимание — «Орлеан» — социальная фантастика Андрея Прошкина по сценарию Юрия Арабова, «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе — история немецкого инженера в предвоенной России и «Арвентур» Ирины Евтеевой (по мотивам произведений А. Грина).

Текущие политические разногласия между Россией и Европой не помешали французскому режиссеру Жану-Жаку Анно возглавить жюри ММКФ, а известной актрисе Жаклин Биссет войти в его состав. По словам Михалкова, «мы под санкциями, и они касаются всего, в том числе и кино. Но есть люди, которые приехали на фестиваль, не оглядываясь на санкции, понимая, что это «вещь внешняя».

Председатель жюри Жан-Жак Анно известен широкому зрителю фильмами «Любовник», «Имя Розы», и «Враг у ворот» (о снайперах в Сталинграде). Также он снял несколько трогательных фильмов о животных: «Медведь», «Два брата», «Тотем волка». Его фильм — одновременно и зрелищный, и глубокий — стал в этом году фильмом открытия фестиваля.

Ж.-Ж. Анно ценит и любит русскую культуру за ее эмоциональность — то, чего, по его мнению, не хватает его рациональным соотечественникам. Режиссер с юности увлекался русской музыкой и фильмами Эйзенштейна, Пудовкина и Донского. Режиссер сказал, что без советского кино его карьера сложилась бы иначе, и для него большая честь возглавить жюри ММКФ, первым председателем которого (в 1935 г) был Сергей Эйзенштейн.

Член жюри Жаклин Биссет известна по фильмам «Американская ночь», «Великолепный» (с Бельмондо), «Наполеон и Жозефина». Одна из ее последних работ — показанный на предыдущем ММКФ фильм «Добро пожаловать в Нью-Йорк» — (в основе которого скандал с Домиником Стросс-Каном), где она сыграла вместе с Депардье. Актриса не смогла приехать в Москву на премьеру этого фильма, но обещала быть через год — и сдержала слово. На церемонии открытия ей был вручен специальный приз «Верю» («За актерское мастерство и верность принципам школы Станиславского»). В 2012 г. аналогичный приз в Москве получила Катрин Денев.

Отвечая на вопрос об имидже Московского фестиваля за границей, Жаклин Биссет сказала, что, по ее мнению, фестиваль в какой-то степени является продолжением личности Никиты Михалкова — элегантной и талантливой. В целом, конкурс, по ее мнению, является справедливым, а Москва, где он проводится — очень приятный и красивый город.

С российской стороны в жюри в этом году вошел самобытный режиссер Алексей Федорченко, автор фильмов «Овсянки», «Небесные жены луговых мари». Федорченко сказал, что в этом году он согласился войти в жюри и Московского, и Одесского кинофестивалей, чтобы таким образом внести свой вклад в нормализацию российско-украинских отношений.

Последний фильм Федорченко «Ангелы революции» — гротескную драму из послереволюционной эпохи, получивший приз Кинотавра за лучшую режиссуру — можно будет увидеть в российской программе ММКФ.

Московский кинофестиваль имеет давние традиции и является вторым старейшим кинофестивалем в мире после Венецианского. В разное время его призерами были Феллини, Куросава, Анджей Вайда, Стенли Крамер. С 1999 г. фестиваль проводится ежегодно.

Фестивальный конкурс пройдет в трех категориях — полный метр, документальное кино и короткий метр. Помимо этого, показы идут во многих внеконкурсных программах, где тоже немало интересного: отборочный комитет старался включить в программы фестиваля качественные и оригинальные ленты, которые не всегда по достоинству оцениваются зарубежными фестивалям. Словом, Московский фестиваль приготовил зрителям настоящее кинопиршество, которое оставит довольными как киногурманов, так и простых любителей кино.

Среди интересных внеконкурсных «блюд» фестиваля фильм Питера Гринуэя «Эйзенштейн в Гуанахуато» (в рубрике «Фильмы, которых здесь не было»), а в программе «Свободная мысль» — документальные фильмы об Эдварде Сноудене «CitizenFour» и «Просветление: сайентология и причуды веры». Как всегда, заслуживают внимания картины рубрик «Специальные показы» и «8 ½ фильмов».

Отдельная программа «Киностудия „Сиань“ и У Тяньмин» посвящена новому китайскому кино. В программе «Тропическая эйфория» представлены любопытные работы режиссеров «тропических» стран.

Одновременно с программой, посвященной 100-летию геноцида армян, фестиваль предлагает программу «Феномен курдского кино» и «Турецкое кино вчера и сегодня» — своеобразный жест примирения со стороны фестиваля с использованием силы искусства.

При выборе фильмов кураторы фестиваля старались соблюдать не только баланс «западного и восточного», но и «мужского и женского». Программа «Женский взрыв» состоит из фильмов, снятых женщинами-режиссерами.

В программе российского кино зрители увидят фильмы Василия Сигарева «Страна ОЗ», Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», уже упомянутый «Ангелы революции» А. Федорченко и много других интересных лент.

Фильмом закрытия, название которого до последнего момента держалось в тайне, станет итальянская мелодрама Серджо Кастеллито о разведенных супругах: «Никто не спасется в одиночку».

Фестиваль в этом году сокращен до недели, вместо традиционных 10 дней, по словам Михалкова, из соображений экономии и по причине санкций. Сжатые сроки сделали программу просмотров еще более насыщенной. Последние сеансы программы начинаются около полуночи. Главной местом показов по традиции станет кинотеатр «Октябрь».

Фестивальные фильмы также можно будет увидеть в «Иллюзионе», Доме Кино (российская программа) и летнем кинотеатре «Пионер» в Парке Культуры. Через неделю, 26 июня будут подведены итоги, и мы узнаем имена победителей, которым вручат статуэтки Св. Георгия.

Открывая фестиваль, Никита Михалков пошутил: «Вот, наконец, пришел тридцать седьмой…» Остается надеяться, что цифра 37 не станет для Московского кинофестиваля роковой.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня