Культура

Спасение рядового зрителя

Чем огорчили и чем порадовали российские фильмы на ММКФ-2015

  
1397
Немецкий актер Якоб Диль в роли Ханса и российский актер Андрюс Даряла в роли Петра (слева направо) в фильме "Милый Ханс, дорогой Петр"
Немецкий актер Якоб Диль в роли Ханса и российский актер Андрюс Даряла в роли Петра (слева направо) в фильме «Милый Ханс, дорогой Петр» (Фото: «ПрофиСинема"/ТАСС)

Московский фестиваль закончился, подведены его итоги, розданы призы и критики, как и зрители, обмениваются впечатлениями от увиденного.

Фестивальное кино — как правило, серьезное и глубокое, так называемое «авторское». По крайней мере, именно такое кино обычно попадает в конкурсную и внеконкурсную программу Московского кинофестиваля.

Теоретически, это не мешает ему одновременно быть зрительским, т. е доступным и интересным широкой аудитории. По крайней мере, лучшие фестивальные фильмы таковы — например, главный призер ММКФ-2015 фильм «Лузеры» — и спасибо жюри, что оно остановило свой выбор на нем и на «Росите».

Грустно, однако, что ряд фестивальных лент, в том числе и конкурсных, в том числе широко разрекламированных, явно игнорируют интересы зрителей, а порой и здравый смысл. Конечно, на вкус и цвет, товарищей нет. Порой сложно определить грань, за которой так называемые «вкусовые пристрастия» переходят в странности и превращают просмотр фильма в тяжелое испытание для зрителя.

Возьмем, к примеру, российские фильмы из конкурсной программы: «Милый Ханс, дорогой Петр» А. Миндадзе и «Орлеан» А. Прошкина. Они сняты на отечественном материале известными российскими режиссерами, что делает их для нас ближе и дороже, и я уверен, что большинство зрителей ожидали многого от просмотра, а взамен получили разочарование.

Аннотация фильма «Милый Ханс.» довольно завлекательна: предвоенное время, будущие враги работают бок о бок и повязаны одной аварией на заводе, эта зависимость делает их своеобразными товарищами по несчастью. Прочтя аннотацию, думаешь — какая прекрасная интригующая история — вероятно, должен получиться отличный фильм, где есть о чем подумать и о чем переживать…

Ан нет, вместо напряженной истории, мы имеем двухчасовую картину, где чуть ли не каждую сцену можно вдвое сократить. И как прекрасен был бы этот 60-минутный фильм! (Я, конечно, преувеличиваю, но ход мыслей, надеюсь, ясен). Увы — вместо этого зритель сначала должен терпеть нудные крики и споры немецких инженеров, растянутые чуть не на полчаса, из которых мы узнаем только то, что на дворе стоит 1941 год, что у них не получается выплавить качественное стекло, и кому-то нужно выплатить кредит за свой домик в Германии. Все эти страсти раздуты, затянуты и ничуть не волнуют. Немного забавляют кричащие немцы — такими эмоциональными мы их редко видим на экране.

Дорогой Петр появляется ближе к середине фильма, чтобы остановить вроде как съехавшего с катушек горячего Ханса (опять-таки, непонятно, что с ним такое случилось?). С этого момента судьбы героев фильма пересекаются, и история слегка набирает обороты, опять-таки продираясь сквозь досадные длинноты. Например, в сцене бегства Петра несколько минут демонстрируется один и тот же безмолвный кадр с лесной дорогой — не иначе для того, чтобы поиздеваться над бедным зрителем. Один известный критик сказал, что это, мол, для создания настроения. Но не случайно же, в конце концов, название «кинематограф» происходит от слова «движение» — подразумевая не только движение ленты в киноаппарате, но и движение на экране.

Не буду пересказывать конец фильма, потому что уверен — многие пойдут на него из принципа — лучше один раз увидеть самому. Выскажу крамольную мысль: несмотря на старания режиссера, хорошую игру актеров, и общую мрачную атмосферу фильма, герои «Милого Ханса…» не вызывают сочувствия. А финальная сцена возмездия злому немцу в парикмахерской кажется просто банальщиной, типичной для кино. Фильм, в итоге, получил единственный приз — еженедельника «Коммерсантъ-Weekend». Вручал его председатель отборочной комиссии — как говорится, сами отбирали, сами и наградили.

Несколько слов об «Орлеане». Если фильм Миндадзе скучен, но хотя бы приятен глазу, то про «Орлеан» даже этого, увы, не скажешь. Давненько не видели мы кино, где действие происходит на фоне унылых стен, помоек, пустырей и прочей разрухи. Кажется, на экран вернулись достопамятные девяностые. И все это было необходимо, чтобы показать приход совести-экзекутора с фамилией кинокритика Павлючика к трем «бессовестным» жителям городка Орлеана. Чем привлек режиссера Прошкина этот примитивный назидательный сюжет остается загадкой, равно как и сам буффонадный стиль фильма. Елена Лядова под слоем макияжа становится неузнаваема и теряет свою неповторимую индивидуальность — то, за что ее снимают лучшие режиссеры. Лишь в финальной сцене фильма мы видим ее без грима. Можно возразить, что она, в итоге, получила приз жюри за лучшую женскую роль, но много ли было в этом году хороших женских ролей? Неубедительна метаморфоза ее героини в конце фильма — после многих абортов, женщина беременеет от мальчика, к которому равнодушна. Но здесь претензии, скорее, к автору сценария — многоумные сентенции в устах Сухорукова-экзекутора выглядят натянуто, также как и большинство диалогов персонажей с претензией на внутреннюю многозначительность. В общем, фильм — странное сочетание унылости жизни и примитивной назидательности. Какие истины в нем открыли для себя интеллектуалы от кино — сие есть тайна. Лично меня не впечатлило ни распиливание, ни зашивание глаз, ни обезьяна, сидящая в кресле. Посмотрите на аляповатый постер фильма, и вы поймете, что я имею в виду.

Насколько скучны конкурсные российские фильмы, настолько интересными оказались фильмы внеконкурсной программы. Они не идеальны, но, по крайней мере, не забывают о зрителе. (Я не буду подробно говорить об «Арвентуре», поскольку он, видимо, изначально рассчитан на узкий круг ценителей кино).

Открыла программы картина В. Сигарева «Страна ОЗ» — наверное, самый смешной и энергичный российский фильм этого года. Показ незапиканной версии этой черной комедии прошел при невероятном аншлаге. Этот фильм — своеобразные «Елки» наоборот — уже получил приз за лучший сценарий на Кинотавре, причем один из членов жюри отметил «живую, зубастую, сумасшедшую русскую речь, за которой видна наша сумасшедшая, зубастая русская жизнь».

Язык персонажей и вправду сочный и по большей части матерный. Но это скорее спецэффект, без которого можно (и придется, в случае выхода в прокат) обойтись. А нашу русскую жизнь фильм отражает ровно настолько, насколько мат отражает русскую речь. Или, точнее, фильм отражает жизнь тех, для кого мат — повседневный язык общения, жизнь обитателей страны ОЗ — такой, вероятно, смысл режиссер вкладывал в название.

Все это смешно, когда бы не было так грустно. Смеясь, вдруг ловишь себя на мысли: в России, как будто два народа: есть показанная нам страна ОЗ, и параллельно с ней существует другая страна — АН, так сказать, первая половина алфавита. Обитатели одной — люмпены, отморозки, дикари и т. д, другие — умные, интеллигентные, по-европейски культурные люди (которых в зале, вероятно, было большинство). Обитатели страны ОЗ сейчас в моде — про них снимают фильмы и ставят пьесы (особенно любят их почему-то авторы с Урала), приходя на которые зритель думает «Боже, как грустна наша Россия». А обитатели страны АН пропали с экранов и сцен, «прокляты и забыты». Мода на них, видимо, еще не вернулась.

Впрочем, фильм актера Андрея Соколова «Память осени», завершивший российскую программу, как раз опровергает это утверждение. Фильм снят по пьесе Александра Звягинцева, который больше известен как сценарист милицейских детективов. Но смотришь этот фильм и чувствуется дыхание классики — то ли Чехова, то ли Вампилова. Давно уже мы не видели такого спокойного и уважительного разговора персонажей на фоне поэтичного осеннего пейзажа.

Интересен своим замыслом фильм А. Федорченко «Ангелы революции». Режиссер сталкивает традиционных язычников — ханты и манси — и новых язычников «от революции». Сюжет, впрочем, предсказуем: неуважительное отношение к древним традициям со стороны «новаторов» неизбежно ведет к жестокой развязке.

«Парень с нашего кладбища» — полнометражный дебют братьев Чижиковых — оказался такой же милый и смешной как фамилия режиссеров. Это одновременно и комедия с детективным сюжетом, и добрая пародия на фильмы ужасов. Несмотря на внешнюю простоту, сюжет фильма таит несколько неожиданных поворотов. И конечно, стоит отметить хорошую игру исполнителя главной роли Александра Паля, которой фильм многим обязан.

Известный певец Алексей Воробьев снялся в одной из главных ролей совместного итальяно-российского фильма «Вставай и бейся», для которого продюсеры даже устроили отдельный показ с фуршетом на открытом воздухе в саду «Эрмитаж». Сам фильм не особенно выдающийся и интересен тем, что показывает жизнь Флоренции и древнюю флорентийскую игру в мяч — своеобразную комбинацию футбола с боями без правил. Жаль, что Воробьеву с его музыкальным талантом, обаянием и фактурной внешностью пока достаются роли в весьма средних фильмах, он, несомненно, заслуживает большего.

Полнометражный дебют Артема Темникова «No comment» — история немецкого юноши, который влюбился в турчанку и отправился воевать в Чечню. Фильм основан на реальных событиях и снят качественно и убедительно. Очень правдоподобны военные сцены.

Среди любопытных работ упомянем драму «Запрет» Алексея Козлова. Ее российская премьера пройдет 10 июля в Консерватории под сопровождение симфонического оркестра (!), которым будет дирижировать композитор фильма Юрий Потеенко. Фильм Германа-младшего «Под электрическими облаками» уже был награжден «Серебряным медведем» на Берлинском кинофестивале. Интересен дебют Натальи Кудряшовой «Пионеры-герои», хотя, собственно, «пионерские» эпизоды выглядят в нем карикатурно. Любопытно, что героиня Дарьи Мороз второй раз уже (после фильма «Дирижер») погибает от бомбы террористки-смертницы.

Я упомянул далеко не все фильмы — российская программа была в этом году не менее, а в чем-то и более содержательной, чем международная. А многие конкурсные и внеконкурсные фильмы международных программ, к сожалению, оставляли зрителя равнодушным.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня