Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
17 ноября 2015 13:14

Рок-русское сопротивление

Владимир Бондаренко о проекте Захара Прилепина «Соль»

1960

Помню, когда-то, в самом начале девяностых, четверть века назад, а конкретно в 1992 году я в газете «День», газете русского сопротивления всему ельцинскому режиму, открыл на последней восьмой полосе рубрику «Рок-русское сопротивление», к нам хлынула молодежь. И в каждом выпуске мы давали фотографии, интервью, манифесты не просто звезд русского рока, но яростных участников антиельцинского режима. Мы выстраивали линию русского сопротивления. Ведущими на этой рок-полосе были лидеры русского рока Егор Летов («Гражданская Оборона»), Сергей Жариков (ДК), Роман Неумоев («Инструкция по выживанию»), Паук (Сергей Троицкий) («Коррозия металла», («Коммунизм») и Эдик Манагер, Константин Кинчев («Алиса»), Жан Сагадеев («ЭСТ»), Дмитрий Ревякин («Калинов мост»), наш, русский рок-критик Владимир Марочкин и многие другие.

Этот мой проект оказался востребован русской творческой бунтующей молодежью, вскоре мне взялся помогать делать рок-полосу рок-критик Владимир Марочкин, подтянулись почти все звезды русского рока. Рок-музыкант Глеб Самойлов уже спустя десять лет говорил в программе НТВ: «Газета „Завтра“ для меня ценна тем, что с этими людьми я знаком уже более десяти лет. Я их уважаю и даже больше, наверное. У „Завтра“ была, есть и остается своя основополагающая позиция, конкретная — национал-патриотическая. Тем не менее, в „Завтра“ печатаются люди, чья позиция расходится с мнением редакции. В „Завтра“ печатают даже анархистов. Это газета, которая сохраняет независимость…».

Встречались мы и с Константином Кинчевым, который именно у нас в газете опубликовал свой манифест «Православие или смерть», знаменитый рокер не побоялся давать советы и нашему Патриарху: «Нам надо быть русскими. И Патриарху Всея Руси Кириллу не надо бояться слова „русский“. Всем нам хочется, что бы он обратился к нам так: „Русские братья и Сестры“…».

Не один раз мне довелось беседовать и с легендой русского рока Егором Летовым. Он говорил мне: «Мы и должны быть вместе. Мы изначально не были ельциноидами, не обольщались так называемыми демократами. Я человек глубоко верующий, и мы все отстаиваем в своей музыке ценности не личностные эгоистические, а наши соборные, светлые, солнечные. В мире происходит борьба двух сил — дьявола и Бога, тьмы и света, ночи и дня. И мы рядовые той силы, солнечной, дневной, заставляет нас работать, писать наши песни, выступать у „Белого дома“, если надо, защищать его с оружием в руках…» Далее он продолжал, вспоминая октябрь 1993 года, когда мы с ним вместе были на баррикадах: «Когда я подошел к Дому Советов, первое, что меня поразило: все были вместе. И батюшка православный с иконами, и анархисты со знаменами, коммунисты, баркашовцы-молодцы, монархисты с имперскими стягами. Это были порядочные люди, не безразличные к судьбе нашей Отчизны. Когда дом горит, надо всем вместе его тушить, потом русские люди разберутся между собой…»

Егор даже спорил со мной, утверждая открытый бунтарский характер русского рока. Когда я говорил: «В нормальное время только из корыстных целей художники идут в политику или бездари так закрепляют свое шаткое положение в искусстве. Когда же по-настоящему припекло твою страну, твой народ, любой самый талантливый музыкант, ученый, писатель идет в политику…», Егор мне резко возражал: «Не совсем согласен с тобой, Володя. Считаю, что творчество, доходящее до духовных вершин, самое чистое творчество изначально политично. Политику от неполитики невозможно отделить. Все — политика. Художник — это человек, воспринимающий все через кровь, через сердце, через себя… Рок — это энергия русской победы. Наш рок первичен и, самое главное, содержателен, мистичен. У них царит поп-музыка, их рок — коммерческий, то, что пытаются у нас делать разные макаревичи, шевчуки и сукачевы. Нам это чуждо. Русский рок — это религиозная музыка. Это магия, чего никогда не понять „московским комсомольцам“. Это утверждение высших сияющих ценностей через преодоление страха, насилия. Он изначально победоносен, триумфален. Это победа над смертью!»

Заканчивая беседу со мной в редакции «Дня» Егор сказал: «И надо активнее сегодня жить и работать. На Россию. Мы согласны участвовать во всех акциях газет „День“ и „Завтра“. Будем писать песни, проводить совместные фестивали, митинги, концерты. Я предлагаю: проведем совместную патриотическую акцию — „День“, „Гражданская Оборона“, „Инструкция по выживанию“ и все, кто решил присоединиться к нам. Самое главное — это внутренняя стойкость, выстаивание и сопротивление. Они создают через телевидение свое астральное поле, мы создаем свое. Атака идет с их стороны, но это нас не пугает. Они проигрывают. Они отстают, отмирают. И последнее пожелание читателям „Дня“ — будьте, будьте, будьте! Не унывайте. Выстоим и победим. Ведь мы — у себя дома! Будет новый День…»

Мы и пробовали провести наш совместный фестиваль русского рока в Доме культуры, связав его с протестом против натовских бомбежек Югославии, пришли тысячи поклонников русского рока, пришли самые знаменитые рок-группы, выступали и мы: Александр Проханов, Александр Дугин и я. Но власти испугались, объявленный концерт запретили, пригнали сотни омоновцев и всех нас силой вышибли из Дома культуры. Русский рок в ельцинский период попал под запрет. Константин Кинчев тогда говорил: «Группа „Алиса“ полностью поддерживает резко отрицательное отношение Православной церкви и всего российского народа к ракетно-бомбовым ударам по суверенному государству. Западноевропейские и американские СМИ „кормят“ население дезинформацией, прикрывая чудовищное и циничное по своей сути военное вмешательство в дела Югославии теорией о предотвращении загадочного „гуманитарного кризиса“. Удары с воздуха достигают не только военных, но и гражданских объектов: разбомбили православный монастырь. Началось бегство мирного населения, причем как сербов, так и албанцев, в пограничные с Югославией страны. Есть жертвы и раненые среди мирного населения. В связи с этим мы считаем США виновными в развязывании военного конфликта, могущего привести к Третьей мировой войне…» Но власти Москвы и России были явно на стороне НАТО. Разве что Евгений Примаков развернул свой самолет от Америки в Россию.

Со временем то, первое боевое поколение русского рока, ушло на покой, умер Егор Летов, ушел Сергей Троицкий… Да и газета «День» преобразовалась в «Завтра». И все реже стала звучать знаменитая строчка из песни Егора Летова: «Вижу, поднимается с колен Родина, Вижу, как из пепла восстает моя Родина!»…

В роке стали возобладать потребительские, коммерческие мотивы, они стали ублажать богатых потребителей. Но так долго продолжаться не могло.

И вот, новый лидер Захар Прилепин в ночь на 2 ноября 2015 года на телеканале «РенТВ», ровно в полночь, начинает свою новую рок-программу «Соль». Я считаю ее прямым продолжением нашей полосы в «Дне» «Рок — русское сопротивление «. К тому же из гостей Захара будут у него в передачах и наши ветераны полосы газеты «День»: рок-группы «Калинов мост», «Крематорий» и другие. Каждую неделю в полночь по воскресеньям писатель будет приглашать в студию различных музыкантов — классиков русского рока и молодых хип-хоп-артистов. Разговор будет сопровождаться живым концертом — до десяти песен за один выпуск. Гостей писатель выбирает сам. По словам самого Прилепина, всех героев шоу будут объединять такие качества, как «яркость, талант и взрывоопасность в интеллектуальном смысле слова».

В нынешнем всевластии поп-музыки и развлекательного шансона, рок-программа неизбежно станет общественным детонатором. Русский рок не может быть простой развлекаловкой. Оставим это для Артемия Троицкого. Где русский рок, там всегда и политика, и бунтарский дух, и судьбы молодежи. Это не просто новый телепроект, подобно Диброву или еще кому-нибудь из привлекательных персон. Надеюсь, это новый проект русского сопротивления, который будет заряжать нашу молодежь русскими национальными идеями.

По словам продюсера программы Ольги Клюевой, проект предназначен для широкой аудитории — «для поколений 70-х, 80-х и 90-х годов, кто сейчас является самой активной частью населения нашей страны и хорошо понимает разницу между настоящей и искусственно спродюсированной музыкой». В течение десяти лет отечественные рок-музыканты были практически лишены возможности представить своё творчество в телеэфире. Теперь пришло время изменить сложившееся положение. Тем более что рок-музыка, вопреки расхожему мнению, не стала менее актуальна.

Уж не знаю, на сколько времени наши власти разрешат в телеэфире живые концерты русского рока? Как признает Ольга Клюева: «Последний раз живые концерты появлялись на центральных каналах десять лет назад, и у нас довольно амбициозные планы — мы хотим вернуть в федеральный эфир настоящую, яркую музыку, живой рок. Гости нашей программы — это музыканты, для которых мелодия и текст — это средство самовыражения, образ жизни, а не просто способ „срубить“ денег…» Но ведь, русский рок — это всегда рок сопротивления. Вспомним ту же программную песню Захара Прилепина «Пора валить…». Кому-то пора валить из России, или как они сами говорят — из Рашки, а кого-то пора валить и всерьез, чтобы не мешали России подниматься с колен. Захар уже выпустил три альбома своей рок-группы «Элефанк» при участии тех же Кинчева, Скляра и Ревякина.

Формат программы «Соль» условно делится на музыкальную часть и общение. В начале передачи ведущий будет задавать тему, а гости в студии высказывать своё к ней отношение.

Политика будет совмещаться с музыкой, посмотрим, какую взрывоопасную смесь нам приготовил Захар. Надеюсь, «Соль» будет крепкого настоя, и не ограничится лишь отодвиганием всесилия попсы и шансона с телеэкрана. Потому они и царили лет десять на экране, что все это было выгодно потребительскому буржуазному государству, никаких размышлений о жизни народа и общества, о жгучих проблемах общества.

«Произносятся миллионы слов, в которых соли нет никакой, смысла — минимум», — рассказал писатель. «В целом у нас никаких табу нет — мы не шепчем там на ухо „вот это, пожалуйста, не надо“. Мы как раз готовы выслушивать все и на любую тему говорить», — добавил Прилепин. — «Ответить без цензуры и спеть без фальши смогут только те, кто знает, в чем же соль».

Ну что ж, когда-то за нашу соль на рок-фестивале, нас разгоняли дюжие омоновцы. Может быть, и пришло уже другое время? Наше время?

А пока включаю телевизор. Полночь.

Первыми участниками проекта стали музыканты группы «25/17». Сразу же появились и возражения весных оппонентов Захара Прилепина, мол «Солью» нынче называют наркотики. Но нет, для Захара — это соль жизни в нашем бездонном музыкальном мире попсы и шансона. Это соль жизни в русской борьбе, это — соль русской культуры. В часовой телепередаче живое исполнение песен коллектива перемежалось с беседой с участниками коллектива.

Что же, я считаю, для открытия программы Захар Прилепин сделал правильный выбор. Да и группа «25 /17» — это одно из интереснейших явлений в нашем русском роке. Мрачные мамлеевские мотивы вполне соответствуют нынешней русской действительности, но ребята не мирятся с ними, а ищут преодоления. Ищут выход к любви и вере. Ищут дороги к Христу. Андрей Позднухин так и сказал: «Я думаю, что то, о чем мы с Антоном говорим, актуально всегда, независимо от того, на каком этапе исторического пути наша страна находится. Христос же всегда Христос, и Христос есть Путь». Они осознанно отворачиваются от пути голого отрицания, пути макаревичей и шевчуков, отворачиваются и от пафосных восхвалителей нынешней власти, их путь — путь правды, Русской Правды. Мне близки слова лидера группы: «Я не считаю, что у нас все хорошо, но и не так все плохо. Мы с Антоном не из тех людей, для которых все, что в стране ни происходит, вызывает негатив. И опять же мы трезво смотрим на вещи. Все замечаем. Говорить о том, что мы куда-то не туда идем, я бы не стал. Весь мир куда-то не туда свернул, куда-то не туда идет. Поэтому мы бы хотели донести главную мысль, что верный путь есть Христос. А это всегда актуально. Может быть, для русского человека сейчас это наиболее актуально. Мы за „нулевые“ чуть-чуть расслабились. Вот сейчас будет шанс вернуться…»

Золотые слова, золотые песни. Группа осознанно опирается на лучшее в русском роке, но идет дальше, не копируя их. «Какие-то музыкальные приемы из наследия русского рока — можно говорить, уже золотой эпохи русского рока (это то, что сейчас является классикой), — мы использовали сознательно. Но продолжать эту историю не будем. Не хотим на этом паразитировать…» Хотя так и чешутся руки использовать весь золотой арсенал своих предшественников, от Егора Летова до СашБаша. Но, важнее, говоря словами СашБаша, не копировать гладью, а «штопать дырявые носки нашего времени». Не случайно в свое время Андрей Позднухов категорически отказался сотрудничать с Филиппом Киркоровым, это для него — коллаборационизм. Его кредо лишь одно: «Я понял, что Бог есть… Это не мои желания и амбиции». Думаю, Захар Прилепин был прав, выбрав для начала своей телевизионной программы эту группу. Это и есть настоящая русская соль. Группа «25/17» стала одной из самых популярных групп в стране без участия и журналистов, и телевизионных станций. Они — независимы и никому ничего не должны. К Захару Прилепину они относятся как к своему коллеге, Андрей высказался по поводу его музыкального творчества: «Еще один эксперимент — диск „Охотник“ Захара Прилепина и группы „Элефанк“. Я воспринимаю этот альбом не как работу Прилепина, а как коллективное творчество, уж очень там всех много и все очень яркие и самобытные. Есть что-то большее, чем музыка, что-то более важное, что объединяет людей, работавших над пластинкой, есть общий стержень. Этим этот альбом и интересен».

Этим интересна была и телепередача «Соль». О музыке, и одновременно о том, чем живет Россия, о простых березках и простых людях.

Вот потому и сказал Захар Прилепин, что эта группа — любимая группа донецких ополченцев. Думаю, ребятам в окопах весело распевать: «У всякого Ивана топор в гараже, и каждый здесь готов колоть вам яйца Фаберже». Закончить свои заметки о телепередаче, которая, надеюсь, станет популярной и ее сразу же не запретят, финалом из одной песенки группы, посвященной майдану: «Здесь в прологе — боль и в эпилоге — боль. А в некрологе — соль».

Земная крупная соль…

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня