Культура

Балабанов едет по тайге

«Северная одиссея» в РАМТе — дорожное приключение под напевы Налича

  
215
Балабанов едет по тайге
Фото: Сергей Петров/ РАМТ

Как известно, где-то там, за Уралом, начинается «зеленое море тайги» — места не менее экзотические и наполненные своими мифами, чем описанные Гомером. И пересекают это море — от острова к острову, от жилья к жилью - люди предприимчивые, решительные, расположенные к авантюрам.

Дорога в русской культуре — это вещь особая, это пространство познания себя и спутников, осмысления своего места в мире, тягучих, как пейзаж Западно-Сибирской равнины размышлений, и скорых, как горные реки Алтая, решений. Даже если ты поймешь, что не справишься с дорогой, ее нельзя просто прервать потому, что «устал» или «надоело» — домой ведь тоже надо еще вернуться.

Сибирь времен конца Советского Союза, та Сибирь, которую предоставила героям режиссер спектакля Екатерина Гранитова — не единое пространство, а огромная холодная земля, поделенная между бандитами, военными и самозваными правителями. «У кого ружья, хлеб и спирт — у того и власть». Так что «Северная одиссея» — это не просто прогулка на собачьих упряжках — это путешествие целеустремленных и готовых ко всему людей. Это испытание, которое потребует не только мужества и смелости, но и дипломатии, почти фольклорной мужицкой хитрости.

Я намерено не стану говорить о сюжете и рассказывать подробно о персонажах. Они логичны и органично вытекают из пейзажа, времени действия и обстоятельств. Суровому краю и времени — суровые и прямые люди и стремительный сюжет.

А вот на чем нельзя остановиться — так это на вещах, которые стали в большей или меньше степени неожиданными.

Во-первых, Балабанова в заглавии я упомянул именно потому, что сама атмосфера спектакля, многие диалоги, характеры — не списаны, нет — они очевидно из той же эпохи, что и герои самых популярных фильмов известного режиссера, слепленные из того же теста, со сходными моральными принципами и представлениями о справедливости. Похожие в этом зачастую на многих из нас. Столкнуться с этой атмосферой было приятно и неожиданно, она добавляет «Северной одиссее» новое измерение, глубину.

Второе — оформление сцены. Она не удивила, нет, я, не раз посещавший спектакли в РАМТе, не устаю отмечать прекрасную работу художников. Вот и тут я испытал удовлетворение завсегдатая от подвижных, легких, функциональных конструкций, позволяющих делать действие динамичным и не запирать его в какие-то рамки.

И третье, то, о чем сказать было бы просто нельзя. Музыку к спектаклю написал и исполнил вместе со своими музыкантами Петр Налич. Собственно, вряд ли у кого-то есть большие сомнения в его музыкальном таланте. Петр создал очень качественное и разнообразное сопровождение действию. Композиции подошли атмосфере, динамике как всего спектакля, так и отдельных сцен. Две песни я до сих пор напеваю. Собственно, в этом тоже удивительного мало, но любопытно было чертовски. Очень приятно, что, как и в спектаклях «Подходцев и двое других» и «Нюрнберг», музыкантов не стали никуда прятать, расположили на сцене, разделили с ними пространство и аккуратно ввели их в действие.

Резюмируя, спектакль получился очень самобытным. Во многом — уникальным.

И в завершение — маленькое наблюдение. В антракте я стоял возле театра и невольно подслушал разговор трех юношей лет семнадцати. Точнее, это был даже не разговор. Просто один из них был в Сибири, и рассказывал об этом. Остальные — внимали.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Салин

Политолог

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Александр Шатилов
Александр Шатилов

Вот уже несколько лет я с удовольствием сотрудничаю со «Свободной Прессой». Пожалуй, это наиболее комфортное для меня издание. Особенно подкупает то, что для СП нет закрытых тем и проблем, издание не боится поднимать и обсуждать самые острые вопросы политической и социально-экономической действительности в России и за рубежом. Одновременно «Свободной Прессе» удалось сформировать вокруг себя пул профессиональных и глубоких экспертов, которые своими комментариями и интервью удачно дополняют яркие публицистические и аналитические материалы.

Кстати, хотелось бы выразить свою признательность тем журналистам «СП», с которыми я регулярно сотрудничаю — прежде всего, Алексею Полуботе, Андрею Полунину, Марии Бесчастных. Ну а в заключение хотелось бы пожелать «Свободной Прессе» новых творческих успехов и свершений во благо российского общества и Государства Российского!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня