18+
понедельник, 5 декабря
Культура

«Русалка» плывет за «Оскаром»

У российского фильма есть шанс выиграть главную кинонаграду мира

  
1024

Сегодня, 21ноября, на Первом канале в рамках программы «Закрытый показ» покажут фильм-сказку «Русалка». Это картина не простая, а, возможно, золотая. Наша публика увидит кино, которое будет представлять Россию в предстоящей битве за «Оскар».

Каждая мало-мальски уважающая себя страна, в которой снимается хотя бы полторы картины в год, считает за правило выставить своего претендента на «Оскар» в престижной номинации «лучший фильм на иностранном языке». В этом году за главную киношную награду мира решила побороться даже крошечная Иордания. Что же говорить о России, не без оснований продолжающей считать себя великой кинодержавой?

И потому Российский оскаровский комитет во главе с народным артистом России Владимиром Меньшовым не стал медлить с выдвижением своего кандидата на «Оскар». Еще в сентябре, в результате долгих баталий, о которых члены комитета не стали особо распространяться, было принято решение послать в Америку фильм «Русалка» молодого режиссера Анны Меликян, что для многих явилось полной неожиданностью.

Напомню: среди претендентов на поездку в Лос-Анджелес были такие маститые режиссеры, как Александр Сокуров и Алексей Учитель с антивоенными драмами «Александра» и «Пленный», Владимир Наумов с философской притчей «Джоконда на асфальте», Александр Прошкин с актуальной экранизацией повести Валентина Распутина «Живи и помни», Карен Шахназаров с ностальгическим эпосом «Исчезнувшая империя», Павел Чухрай с вольным переложением гоголевских «Игроков», Екатерина Шагалова с остросоциальной лентой «Однажды в провинции». Всем этим по-своему достойным людям и картинам члены Российского оскаровского комитета предпочли городскую сказку про зеленоволосую девочку-русалку по имени Алиса, которая умеет исполнять желания. Почему?

Думается, потому, что на сегодняшний день именно у поэтичной, нежной, рассказанной современным киноязыком «Русалки» есть шансы (пусть и небольшие) по-настоящему повоевать за «Оскар». Поначалу весьма скромно оцененная на родине (приз за лучшую роль исполнительнице главной роли Маше Шалаевой на «Кинотавре» и такой же приз на «Нике»), «Русалка» стала «набирать очки» после первых же международных показов, обернувшихся для нее подлинным триумфом. Так, на Берлинском кинофестивале, где наша лента была показана в «Панораме», по просьбе публики ее повторили дважды, что закончилось для фестиваля снесенными дверьми кинозала, а для Анны Меликян — престижным призом ФИПРЕССИ. А буквально через неделю уже в американском Сандэнсе, куда русские ленты попадают крайне редко, «Русалка» получила весомый приз за лучшую режиссуру.

Скажем сразу: такого международного признания не добилась ни одна из лент, боровшихся с «Русалкой» за поездку на «Оскар». Кое-какая судьба за пределами отчизны сложилась разве только у лент Сокурова и Учителя. Но первый, напомним, не снискал со своей «Александрой» лавров в Канне, где нашего знаменитого режиссера «прокатили» уже в пятый раз. А Учитель со своим «Пленным» довольствовался призом за лучшую режиссуру в Карловых Варах и призом за лучший фильм в Котбусе, но эти фестивали, скажем прямо, для американских академиков все-таки менее значимы, чем проходящий у них под боком и весьма влиятельный кинофорум в Санденсе. Так что Меньшов и его коллеги, думается, «разрулили» ситуацию вполне грамотно.

Теперь «Русалке» предстоит пройти жесткое отборочное сито (на «Оскар» выдвинуто 67 картин от разных стран) и войти в шорт-лист сначала из девяти, а затем из пяти картин. Пятерка номинантов, как водится, будет объявлена 22 января.

Конкуренты, заметим сразу, у Анны Меликян очень серьезные. К примеру, французы выдвинули обладателя «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского кинофестиваля Лорана Канте и его остросоциальный фильм «Класс». От Германии на «Оскар» претендует масштабное историческое полотно «Комплекс Баадера-Майнхофа» Ули Эделя, вызвавшее бурные дискуссии в Европе. Италия выставила столь же масштабную и мощную «Гоморру», разоблачающую неаполитанскую мафию. Чехия выступает с неожиданной экранизацией «Братьев Карамазовых» в постановке талантливого режиссера Петера Зеленки. Так что Анне Меликян с ее камерной «Русалкой», переиначившей старую сказку Андерсена на новый лад, придется нелегко в этой битве гигантов.

Да и международный контекст, сложившийся после известных грузино-осетинских событий, вроде бы не способствует особой благожелательности американцев к российской ленте. Но, с другой стороны, интеллектуалы-кинематографисты нередко позволяют себе фронду. Напомню: в 1980 году США бойкотировали Олимпиаду в Москве, что не помешало Владимиру Меньшову получить «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит»…

Из досье «СП»

Советские и российские фильмы получали «Оскар» 6 раз. Это документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии, 1975), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980), «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994) и анимационный фильм «Старик и море» Александра Петрова (2000). Вопреки известному заблуждению, фильм «Радуга» Марка Донского приз «Оскар» никогда не получал. В прошлом году в пятерку номинантов вошли российские фильмы «12» Никиты Михалкова и «Монгол» Сергея Бодрова, но уступили в финале картине «Фальшивомонетчики» малоизвестного австрийского режиссера Стефана Рузовицки.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня