18+
воскресенье, 25 сентября
Культура

«Русалка» плывет за «Оскаром»

У российского фильма есть шанс выиграть главную кинонаграду мира

  
1024

Сегодня, 21ноября, на Первом канале в рамках программы «Закрытый показ» покажут фильм-сказку «Русалка». Это картина не простая, а, возможно, золотая. Наша публика увидит кино, которое будет представлять Россию в предстоящей битве за «Оскар».

Каждая мало-мальски уважающая себя страна, в которой снимается хотя бы полторы картины в год, считает за правило выставить своего претендента на «Оскар» в престижной номинации «лучший фильм на иностранном языке». В этом году за главную киношную награду мира решила побороться даже крошечная Иордания. Что же говорить о России, не без оснований продолжающей считать себя великой кинодержавой?

И потому Российский оскаровский комитет во главе с народным артистом России Владимиром Меньшовым не стал медлить с выдвижением своего кандидата на «Оскар». Еще в сентябре, в результате долгих баталий, о которых члены комитета не стали особо распространяться, было принято решение послать в Америку фильм «Русалка» молодого режиссера Анны Меликян, что для многих явилось полной неожиданностью.

Напомню: среди претендентов на поездку в Лос-Анджелес были такие маститые режиссеры, как Александр Сокуров и Алексей Учитель с антивоенными драмами «Александра» и «Пленный», Владимир Наумов с философской притчей «Джоконда на асфальте», Александр Прошкин с актуальной экранизацией повести Валентина Распутина «Живи и помни», Карен Шахназаров с ностальгическим эпосом «Исчезнувшая империя», Павел Чухрай с вольным переложением гоголевских «Игроков», Екатерина Шагалова с остросоциальной лентой «Однажды в провинции». Всем этим по-своему достойным людям и картинам члены Российского оскаровского комитета предпочли городскую сказку про зеленоволосую девочку-русалку по имени Алиса, которая умеет исполнять желания. Почему?

Думается, потому, что на сегодняшний день именно у поэтичной, нежной, рассказанной современным киноязыком «Русалки» есть шансы (пусть и небольшие) по-настоящему повоевать за «Оскар». Поначалу весьма скромно оцененная на родине (приз за лучшую роль исполнительнице главной роли Маше Шалаевой на «Кинотавре» и такой же приз на «Нике»), «Русалка» стала «набирать очки» после первых же международных показов, обернувшихся для нее подлинным триумфом. Так, на Берлинском кинофестивале, где наша лента была показана в «Панораме», по просьбе публики ее повторили дважды, что закончилось для фестиваля снесенными дверьми кинозала, а для Анны Меликян — престижным призом ФИПРЕССИ. А буквально через неделю уже в американском Сандэнсе, куда русские ленты попадают крайне редко, «Русалка» получила весомый приз за лучшую режиссуру.

Скажем сразу: такого международного признания не добилась ни одна из лент, боровшихся с «Русалкой» за поездку на «Оскар». Кое-какая судьба за пределами отчизны сложилась разве только у лент Сокурова и Учителя. Но первый, напомним, не снискал со своей «Александрой» лавров в Канне, где нашего знаменитого режиссера «прокатили» уже в пятый раз. А Учитель со своим «Пленным» довольствовался призом за лучшую режиссуру в Карловых Варах и призом за лучший фильм в Котбусе, но эти фестивали, скажем прямо, для американских академиков все-таки менее значимы, чем проходящий у них под боком и весьма влиятельный кинофорум в Санденсе. Так что Меньшов и его коллеги, думается, «разрулили» ситуацию вполне грамотно.

Теперь «Русалке» предстоит пройти жесткое отборочное сито (на «Оскар» выдвинуто 67 картин от разных стран) и войти в шорт-лист сначала из девяти, а затем из пяти картин. Пятерка номинантов, как водится, будет объявлена 22 января.

Конкуренты, заметим сразу, у Анны Меликян очень серьезные. К примеру, французы выдвинули обладателя «Золотой пальмовой ветви» последнего Каннского кинофестиваля Лорана Канте и его остросоциальный фильм «Класс». От Германии на «Оскар» претендует масштабное историческое полотно «Комплекс Баадера-Майнхофа» Ули Эделя, вызвавшее бурные дискуссии в Европе. Италия выставила столь же масштабную и мощную «Гоморру», разоблачающую неаполитанскую мафию. Чехия выступает с неожиданной экранизацией «Братьев Карамазовых» в постановке талантливого режиссера Петера Зеленки. Так что Анне Меликян с ее камерной «Русалкой», переиначившей старую сказку Андерсена на новый лад, придется нелегко в этой битве гигантов.

Да и международный контекст, сложившийся после известных грузино-осетинских событий, вроде бы не способствует особой благожелательности американцев к российской ленте. Но, с другой стороны, интеллектуалы-кинематографисты нередко позволяют себе фронду. Напомню: в 1980 году США бойкотировали Олимпиаду в Москве, что не помешало Владимиру Меньшову получить «Оскара» за фильм «Москва слезам не верит»…

Из досье «СП»

Советские и российские фильмы получали «Оскар» 6 раз. Это документальная лента «Разгром немецких войск под Москвой» Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942), «Война и мир» Сергея Бондарчука (1968), «Дерсу Узала» Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии, 1975), «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова (1980), «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (1994) и анимационный фильм «Старик и море» Александра Петрова (2000). Вопреки известному заблуждению, фильм «Радуга» Марка Донского приз «Оскар» никогда не получал. В прошлом году в пятерку номинантов вошли российские фильмы «12» Никиты Михалкова и «Монгол» Сергея Бодрова, но уступили в финале картине «Фальшивомонетчики» малоизвестного австрийского режиссера Стефана Рузовицки.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье