Культура

Концепция изменилась

Игорь Бондарь-Терещенко о романе Дмитрия Иванова «Где ночуют боги»

  
746
Обложка книги Дмитрия Иванова «Где ночуют боги»
Обложка книги Дмитрия Иванова «Где ночуют боги»

Дебют известного деятеля кино Дмитрия Иванова вполне правомерно заявлен как «возвращение современного человека, с его мозаичным сознанием и смутными жизненными правилами, к корням и традициям». И даже не потому, что у автора в этом романе вообще почти все «для людей», и он «проникнул в подпочву человеческой культуры», как тонко подметила Людмила Улицкая. Концептолог у него — «человек, продающий концепции», заказчик — «человек, у которого много денег, мало времени и совсем нет вкуса». И далее в тексте еще много такого «человеческого» материала — «молодой человек в костюме без опознавательных знаков», «человек в остроносых туфлях», «человек с трезвыми глазами», «человек с белесыми глазами», а также «человек щепетильный», «человек с фантазией» и прочее антропологическое разнообразие практически на каждой странице. То есть, вполне себе народный роман с описанием трудовых будней «простого человека», получившего правительственный заказ на миллион долларов.

Рассказано, правда, смешно, интересно и увлекательно. Особенно для тех, кто журналы «Афиша», «Interview» и «Furfur» не читает. Просто корни и традиции у всех разные, но в данном случае они совпадают с единым национальным продуктом по имени Виктор Пелевин, и уж после расфасовываются в комплекты для бедных с названием «Духless» на упаковке. Ведь на самом деле уже изменял нашу реальность, продавал концепции, Родину и заодно картинку на экране блестящий Вавилен Татарский, копирайтер из «Generation П» упомянутого автора-продукта. И, наверное, с ним надо сравнивать Антона Рампо из романа «Где ночуют боги» Дмитрия Иванова. Это ведь он в лихие 90-е умел под заказ изменять реальность, прямо на экране, заштриховывая руку полевого командира, если тот держал в ней не гранату, а пачку сигарет, тем более, не такого как надо, не заплатившего бренда.

И хоть главная фишка Пелевина — рекламные слоганы высшей категории вроде «Солидный Господь для солидных господ» — в романе Иванова (даже с подобающим названием «Где ночуют боги») существенно измельчала, душок девяностых еще тлеет. Тут есть «блестяще проданный Останкинскому комбинату слоган: «Просто мясо. Just meat» и «слоган для нового «МакЧикена» «Just eat it». Правда, «американским заказчикам очень понравился слоган, но немного смутил перевод на русский. «Новый МакЧикен. Просто жри», и его быстро переделали на «столь же понятный, но более сдержанный, стильный «Просто живи», но осадок, что «не Пелевин» все равно остался.

Впрочем, все это не беда, и взрывное устройство в романе Иванова вмонтировано во второй его части. В профессии его героя вообще немало наступательной, милитаристской терминологии. «Мозговой штурм», например, когда нужно ломать голову над тем, какой еще логотип придумать для туалетов родной Москвы, чтобы не было так обидно за бесцельно пропитые деньги. Или там не про туалеты, неважно. Главное, что получив заказ на создание положительного образа Олимпиады в Сочи, и уже придумав, куда потратить гонорар, который не пропить, а разве что приобрести небольшой островок во Французской Полинезии, наш герой попадает в «широкую панораму русской жизни».

Перед этим он, правда, успевает набросать в назидание потомкам план работы: «Ну, банкет для старожилов, аксакалов, или кто там у них. Для аксакалов „U-2“ везти нет смысла, можно обойтись парой факиров, ну или диджеев. Это пятерка. Плюс кухня и алкоголь, ну десятка у.е. максимум. Ну еще десятка на непредвиденные. Они, конечно, будут. Что еще? Тенты на случай дождя. Можно привезти Бреговича. Так, просто фор фан, для себя. Да, еще нужен пиджак. Светлый. Летний. Все вместе — еще десятка. Итого, остается 970 000 долларов США».

То есть, концепция, как видим, изменилась вместе с оживившимся в этом месте читателем, или словно в анекдоте про режиссера, собравшегося было блевать. Ну, или как вовсе уж мнение прогрессивной общественности, порицающей буржуйскую премию и безоговорочно присуждающее высшую награду родному продукту, если там про мать проститутку и отца алкоголика.

То есть, вполне предсказуемо смешной рассказ о столичном авантюристе, дабы не скатиться в сатиру и мистику своих жанровых предтеч вроде упомянутого Татарского, изменяется по направлению к свалке — общечеловеческих смыслов, гуманных жестов и прочей скучной психологии с забавными случаями из местной жизни. Хотя, не всегда скучной, иногда очень даже поучительной: «Антон с Ибрагимом выпили еще по стаканчику чачи. Потом Ибрагим взял пальцами одной своей сухой руки кожу на другой, немного оттянул и сказал: — Цвы».

Словом, вы правы, Искандер, да и только. Ну, или как минимум Маркес. Да почти оба они и отклики на обложке книги написали! То есть, Искандер сам написал, мол, «в романе читатель обнаружит с любовью описанную жизнь Кавказа», а за второго классика по родству, наверное, душ поручилась Людмила Улицкая, отметив, что отсылка к мировой мифологии роднит автора с Фазилем Искандером, с Габриелем Маркесом".

Таким образом, вперед в прошлое с блестящим будущим его олимпийцев движется и нынешняя словесность, чьи авторы вполне по-божески и горшки обжигают, и новые бестселлеры как пирожки пекут. Или как шашлыки?

Дмитрий Иванов. Где ночуют боги. — М.: Эксмо, 2015. — 384 с.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня