Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура / День в истории
4 февраля 2016 13:39

Татьяна Шмыга: актриса, ставшая действительно народной

3 февраля исполнилось 5 лет со дня смерти «королевы оперетты»

513

Татьяну Ивановну Шмыгу часто называли «королевой оперетты», вкладывая в это понятие гармоничное сочетание уникального актерского таланта и природной музыкальности, целеустремленности художника и добросердечия человеческой личности, самоотверженного труда и преданного служения единственному в ее жизни театру — Театру оперетты. Имя Шмыги до сих пор является своеобразным символом искусства оперетты, а звания, титулы и награды, которых она по праву удостоена, составляют внушительный список.

Она стала единственной в истории жанра оперетты народной артисткой СССР (1978 г.), лауреатом государственной премии им. М. Глинки (1974 г.), лауреатом Премии Президента РФ (2001 г.), была награждена Благодарностью Президента РФ (2004 г.), медалями «Ветеран труда» (1983 г.), «50 лет Победы в ВОВ» — (1995 г.), «В память 850-летия Москвы» (1997 г.), орденами «Знак Почета» (1967 г.), «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1998 г.), «За заслуги перед Отечеством III степени» (2008г.)

Её творческая биография началась в 1953 году. Проучившись сначала на вокальном отделении музыкального училища, а затем в ГИТИСе, молодая Татьяна Шмыга вместе с несколькими выпускниками была приглашена мастером курса Иосифом Михайловичем Тумановым в руководимый им Московский театр оперетты для участия в спектаклях современного репертуара. Но дебютировала она в спектакле классического репертуара — в роли Виолетты в оперетте Кальмана «Фиалка Монмартра», которую поставил легендарный Григорий Ярон. «Нет у меня никакой биографии», — сказала однажды назойливому журналисту Татьяна Ивановна: «Родилась, училась, теперь работаю». И, подумав, добавила: «В ролях вся моя биография». Редко в театральном мире встречался человек столь скромный, придающий так мало значения всему, что не относится напрямую к искусству. В ролях не только биография самой актрисы — в них почти полувековая биография советской и российской оперетты, сложная и плодотворная эволюция жанра, преображенного не без участия ее благородного и содержательного творчества. За годы работы в театре из молодой, богато одаренной артистки с редким по красоте голосом, выразительной пластикой, изяществом и грацией, Татьяна Шмыга превратилась в блистательную примадонну оперетты. Но произошло это не само собой, а благодаря упорному труду, высочайшей требовательности и стремлению неустанно совершенствовать свое мастерство.

Ее театральная судьба в целом складывалась счастливо. Наряду с классикой актриса многие годы играла героинь советских оперетт. Но и в них она создала целую галерею запоминающихся образов современниц, проявив присущий ей природный талант и обнаружив при этом уже сформировавшийся почерк большого мастера. Шмыга стала непревзойденной исполнительницей целой плеяды героинь в советских музыкальных комедиях — «Белая акация», «Цирк зажигает огни», «Конкурс красоты», «Севастопольский вальс», «Поцелуй Чаниты». Ее роли, такие разные по характеру, едины в безукоризненном чувстве правды, в способности быть самой собой и одновременно совсем другой, новой. В свою работу она вкладывала нечто большее, чем просто профессионализм — глубину психологического содержания образа, интересное толкование роли, свои раздумья о жизни и людях. Она привнесла на опереточную сцену свой особый драматический стиль, основанный на редком обаянии, полутонах, нюансах, что превратило заданные схемы в живых людей со всеми их достоинствами и недостатками.

Творческий путь Т.И.Шмыги — это более 60 ролей на сцене и на экране. Перечисление всех ролей, сыгранных Татьяной Ивановной на сцене театра оперетты, займет много времени, ибо репертуар ее был огромен и охватывал собой целую эпоху в истории жанра. Татьяна Шмыга была частым и желанным гостем радио и телевидения. После выхода на экраны фильма Э.Рязанова «Гусарская баллада», где она сыграла французскую актрису мадемуазель Жермон, число ее поклонников возросло во много раз, а песенка Жермон, блистательно исполненная Шмыгой, стала одним из эстрадных «хитов».

Татьяна Шмыга относилась к той категории театральных артистов, которые никогда не останавливаются на достигнутом. До самого последнего времени она много и активно выступала на сцене. Величайшая актриса Англии Джулия Ламберт из мюзикла А. Кремера «Джулия Ламберт» или преданная любви и своему сержанту Лефевру Катрин из оперетты «Катрин» А. Кремера, роскошная вдова промышленника Джейн Фаулер из мюзикла «Джейн», специально написанного композитором А. Кремером для Татьяны Шмыги, все эти героини, виртуозно сыгранные замечательной артисткой, уже вошли в историю.

В одном из интервью режиссер Роман Виктюк на вопрос, кто для него является «ангелом» в оперетте, сказал: «Конечно, Татьяна Шмыга! Я помню Шмыгу в ее первых ролях. Для меня она была почти религиозным мостом между жизнью и театром с ее невероятной любовью к жизни, которая не угасла по сей день». Яркий, самобытный талант замечательной актрисы, ее огромный вклад в развитие не только жанра оперетты, но и всего российского театра в целом не раз отмечался высокими правительственными наградами. Но для актрисы всегда самым важным мерилом успеха всегда была любовь зрителей, признание ими ее таланта, ее богатой и неподражаемой творческой жизни в искусстве. Народная артистка СССР Татьяна Шмыга была, несомненно, главной актрисой не только Московской оперетты, но и самого жанра в целом и память о блистательной примадонне и прекрасном человеке надолго останется в сердцах зрителей.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня