Культура / Крым российский

Наш Крым: сто лет — не век

Выставка редких фотографий полуострова в Петербурге грозит затмить по популярности недавний вернисаж Серова

  
2616
Куратор выставки Ирина Панченко
Куратор выставки Ирина Панченко (Фото: предоставлено автором)

«Очень жаль мне тех, кто не бывал в Евпатории!», — воскликнул когда-то Владимир Маяковский. И он был прав. В одном только немного ошибся: очень жаль тех, кто не бывал в Крыму! Всё здесь чудо, все — «нега и свет». И конечно, море. Даже Симферополь, несколько отдаленный от побережья (часа полтора автобусного хода), и тот очаровывает.

Об этом знали наши предки, предпочитавшие Тавриду всем другим мировым курортам, причем, круглый год. А возможности для путешествий у них были: царский рубль ценился за рубежом на вес золота.

Впрочем, курорты — курортами, а надо было для начала обустроить полуостров. Особенно актуальным это стало после Крымской войны 1953−56 гг. Сильнее всего пострадал в ней Севастополь, разрушенный практически до основания. Как правило, именно с него, города беспримерного подвига и русской славы, начинались всякие поездки в Крым соотечественников и зарубежных гостей. В том числе, фотографов.

Улица в Бахчисарае. И. Барщевский. 1888 г. (Фото: предоставлено автором)
Вид на собор Св. Владимира. И. Колпакчеев. 1880-е гг. (Фото: предоставлено автором)

Чему свидетельством — уникальные светописи второй половины Х1Х века. Они представлены нынче на выставке в Строгановском дворце Петербурга, филиале Русского музея. Ими открывается цикл фотографических ретроспективных выставок «Путешествие по Российской империи», благодаря которому впервые демонстрируются в таком контексте и столь масштабно собранные музеем фотодокументы давно минувшей эпохи. Представлено в экспозиции 156 фотоснимков и 40 открыточных видов.

Заметный рост интереса к культуре южного края, в то время все ещё экзотического для многих россиян, пришелся на 1880-е годы. Не в последнюю очередь благодаря местным любителям фотографии. Первым, среди которых (по мастерству, «охвату территории») слыл Федор Орлов, работавший в ялтинском фотоателье.

Евпатория. Открыточный вид. (Фото: предоставлено авором)
Домовая церковь Раевских. фото Ф. Орлова, 1890-е гг. (Фото: предоставлено автором)

Для краеведов иные его работы просто находка. Известно, например, что в имении Раевских «Карасан» близ Алушты имелась домовая церковь. Славилась она среди прочего своей росписью. Руку к той приложил князь Григорий Гагарин, известный в ХIХ веке исследователь искусства, архитектор, вице-президент Императорской Академии художеств и сам художник-любитель. А что представляла собой роспись увидеть сейчас можно только на светописи Федора Орлова 1890 года. О цветных изображениях тогда могли только мечтать, но даже по черно-белому фото угадывается, оригинальность этой домовой церкви, до основания разрушенной в революционный ХХ век.

Коллега Федора Павловича по фотоделу грек Колпакчеев (Колпакчи) «специализировался» на видах Севастополя и его окрестностей, оставив потомкам среди прочего изображения Херсонесского монастыря и виднеющегося за ним собора Святого Владимира. По обеим сторонам дорожки, ведущей к собору, установлены мраморные колоны, найденные в VI веке местными монахами. Это уже не просто фото, а исторический экскурс во времена оны, можно сказать, пособие для желающих прикоснуться к истокам.

Православных святынь, судя по снимкам, было в ХIХ веке в Крыму немало. По масштабам, оригинальности, красоте они ничуть не уступали столичным, питерским и московским.

Инкерманская Киновия. Один из старейших в Крыму пещерных православных монастырей. Фото К. Колпакчеева. 1880-е (Фото: предоставлено автором)
Вид на Севастополь с развалин Николаевской батареи. Автор неизвестен. 1881 г. (Фото: предоставлено автором)

— Действительно, православных храмов, монастырей на полуострове строилось много, — говорит Ирина Панченко, куратор вставки. — Что важно, многочисленная татарская община относилась к ним с уважением. Разрушения начались после 1917-го года. Коснулось это и Армянской церкви Святого Сергия (Сурб Саркис) в Феодосии, близ которой погребены знаменитый художник Иван Айвазовский и его жена. Она была возведена ещё в средние века. Айвазовский крестился в ней, потом венчался. После пожара 1888 года в основном на его средства она была восстановлена. Он написал для неё несколько икон. Здесь его и отпевали. Церковь выстояла в революцию. А в конце ХХ века оказалась подтопленной, все фрески погибли. Удивительной красоты портик был зачем-то перенес в другое место, теперь служит беседкой…

Внутренний вид Армянской церкви в Феодосии. фото И. Барщевского, 1888 г. (Фото: предоставлено автором)

Фрагменты внутреннего вида церкви запечатлел Иван Барщевский. Кстати, кадровый военный, наезжавший в Тавриду исключительно в свободное от службы время. В 1888 году он приехал в составе экспедиции Императорского московского археологического общества. Барщевский много экспериментировал с печатью, пытаясь с помощью длинной выдержки и контактной печати на альбуминовой бумаге со стеклянных негативов как можно точнее (и объемнее!) передать красоту крымских пейзажей, своеобразие архитектуры, доброжелательность людей, принадлежащих к разным народам, вере, традициям, но, несомненно, к одной семье — российской.

А евпаторийских снимков в запасниках Русского музея, увы, не оказалось. Городок этот хоть и славился своим портом, крупнейшим на западном побережье Черного моря, но не имел ещё тогда такой популярности, какая была у него в советское время, когда он стал всесоюзной детской здравницей. Сохранилась лишь одна открытка. Кто из числа бывавших в Евпатории, взглянет на неё, наверняка улыбнется, вспоминая ласковое море, золотой песок. И Греческую — «Византийскую» — церковь Святого Николая Чудотворца возле центральной набережной. Её возвели на рубеже веков, в 1899-м. Она и сейчас там же.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Денис Парфенов
Денис Парфенов

У нас сейчас ситуация такова, что любой более-менее независимый голос втрое, впятеро, в десять раз ценнее, поскольку власть, конечно, максимально постаралась организовать собственное тотальное господство в СМИ. В этих условиях честно доводить до общества альтернативную позицию своего рода подвиг. И «Свободная пресса» занимается этим не простым, не всегда благодарным подвижническим трудом. Желаю изданию стойкости и дальнейшего расширения аудитории!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня