Культура

Несколько слов о китах и о гадах морских

Олег Демидов о новой книге Василия Авченко

  
1367
Обложка книги Василия Авченко «Кристалл в прозрачной оправе: рассказы о воде и камнях»
Обложка книги Василия Авченко «Кристалл в прозрачной оправе: рассказы о воде и камнях»

«Редакция Елены Шубиной» выпустила очередную новинку, о которой необходимо говорить на одном дыхании. Если говорить степенно, ускользнёт дальневосточной сельдью всё очарование.

Василий Авченко написал книгу «Кристалл в прозрачной оправе: рассказы о воде и камнях». Отчего-то ещё никто из критиков не обратил внимания на предыдущую — «Глобус Владивостока». Она вышла в 2010-м году, а потом переиздавалась в «Ad Marginem» в 2012-м и 2015-м годах. Книга даже имеет специфический подзаголовок — «Комментарии к ненаписанному роману». А на деле это и есть роман, построенный в виде энциклопедии-путеводителя.

Некоторые пассажи сначала родились именно в нём, а потом, точно раки-отшельники, перекочевали в новую книгу. Из «Глобуса» — объёмного и, может быть, непривычного, а потому неудобного, — они перебрались в «Кристалл» — искусно и ювелирно сделанный.

О достоинствах огранки мы и поговорим.

Василий Авченко — не только певец Владивостока со всеми вытекающими из этого песнями, но и внимательный читатель, готовый привить свою любовь окружающим. Некоторых писателей он называет напрямую — преимущественно это забытые гиганты и полубоги литературного мира, побывавшие или прожившие всю жизнь в Сибири и на Дальнем Востоке. На других Василий Олегович намекает, а порой и зашифровывает писателей или их персонажей в гадах морских, сознательно или бессознательно — уже не так важно.

Когда читаешь про камбалу, лениво развалившуюся на дне и совсем не сопротивляющуюся рыбаку, невольно наблюдаешь в этой плоскобрюхой впуклоглазой рыбине Илью Ильича Обломова. Гончаров же, его создатель, был неподалёку от Владивостока, который воспевает Авченко. Иван Алексеевич, будучи секретарём адмирала Путятина, в числе прочих членов экипажа фрегата «Паллада» плавал в Японию, дабы заключить с этой страной дипломатические отношения — между прочим, первые в истории наших стран.

Когда Авченко пишет о китобоях, каждая организация которых имела свой печатный орган, вспоминаются сразу группы и группочки поэтов начала прошлого века, пытающихся покорить литературный Олимп. Они так же, как охотники за морскими гигантами, били гарпунами образов точно в цель.

Ещё Андрей Рудалёв, литературный критик и публицист, недавно поделился своей находкой: главный герой хемингуэевского романа «Старик и море», красующийся на обложке американского издания, стилизован под Сталина. Это не случайно. Море как таковое и океан в силу своей природы запрограммированы в художественном произведении на колоссальные объёмы и величие. Это показывает и описание китобоев, и американский «портрет Сталина».

И поэтому, кстати, возникает та поэтизация, о которой говорят читатели Авченко. Когда заходит речь о море, невозможно говорить иначе. И, конечно, вспоминаются стихи:

И средь тех, кто колбасами в будни висели,

Чтоб валюту, вагоны и кожу ловить —

Мы в огненных розах

Свистим в каруселях

Весёлой, бушующей, пьяной Любви.

Почти столетие назад поэт Леонид Чернов, привнёсший имажинизм во Владивосток, напечатал книгу стихов «Профсоюз сумасшедших». Он посвятил её «грузчикам и Колумбам корабля, отплывающего в Индию Радости», то есть своим читателям. А сам поэтический сборник называл компасом, с помощью которого читатель доберётся до назначенного места.

Прошло уже достаточное количество времени. Появились новые технологии. Поэтому смело можно сказать, что «Кристалл в прозрачной оправе» — это навигатор не только для праворульных или леворульных читателей, но и для всех, кто заинтересован в русских дебрях Владивостока.

Если корюшка пахнет огурцом, то «Кристалл» — морской волной, рождённой в буре. Столько энергии заложено в книгу, что читаешь её по одной рыбине в день. Если примешь больше положенного, разорвёт на части. Правда, когда переходишь на камни, можно удвоить дозу.

Сам же Авенчко — тот же кит, поднимающий фонтан своей прозы из-под толщи словесной воды. Дивная картина, которая может открыться только настойчивому, терпеливому и внимательному зрителю. Чтобы этот кит показался у поверхности, необходимо прождать столько времени, сколько идёт поезд из Владивостока в Москву. И это только кажется, что он идёт семь дней. На самом деле, конечно, больше. Мы ведь говорим о метафизическом пространстве. А в нём этот поезд идёт целую вечность.

Потому «Кристалл в прозрачной оправе», как только появился во Владивостоке, в несколько часов ушёл с прилавков книжных магазинов. Реакция мгновенная. Так быстро только зубатка хватает наживку.

То ли дело в Москве. Столичные жители ещё не поняли, с кем имеют дело. Но и до них вскоре дойдёт. А пока суть да дело, мы отправим эту статью в небесную канцелярию: Авченко строго необходимо вручить за заслуги перед посейдоновым царством «Орден Морской Звезды I-й степени».

Все желающие могут подписаться.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня