Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
27 июня 2016 12:51

Эксцентрики и лузеры

Что приготовил зрителям Московский кинофестиваль?

1335

23 июня в Москве стартовал очередной ежегодный Международный Кинофестиваль, где в этом году в основном конкурсе соревнуются 13 картин из 13 стран.

Беглый взгляд на конкурсную программу условно позволяет разделить ее на две части — интересную и скучную.

В «интересной» части — история загадочной смерти режиссера Пазолини в итальянском фильме «Козни» Давида Гриеко, страсти вокруг музыкальной группы в послевоенной Польше в польском фильме «Эксцентрики» Януша Маевского, любовь корейской актрисы и японского писателя в корейской картине «Худшая из женщин» Ким Чжон Квана, черный юмор водителей поездов в сербском фильме «Дневник машиниста» Милоша Радовича, история любви французских «лузеров» в фильме «Мари и неудачники» Себастьяна Бетбедера, искушение насельника мужского монастыря в российском фильме «Монах и бес» Николая Досталя.

В «неинтересной» части — бразильский фильм «Память забвения» Руя Герра — о том, как старик, страдающий потерей памяти, встречает себя в молодости (заметим, что самому режиссеру 85 лет), фильм из Коста-Рики «Голос вещей» (о медсестре, находящейся в депрессии после смерти кузины) режиссера Ариэеля Эскаланте, иранский фильм «Дочь» Резы Миркарими на популярную (в восточных странах) тему бунта девушки против патриархальных порядков, австрийский фильм «Центр моего мира» Якоба М. Эрвы — о любви мальчика к своему однокласснику; надзидательный фильм «37» от датского режиссера Пук Грастен (во время изнасилования в Бруклине никто не пришел девушке на помощь).

К категории «фифти-фифти» (то есть, «кот в мешке») отнесем фильм «Пелена» Ралстона Джовера — о том, как живут и выживают филиппинские беспризорники, и болгарский фильм «Поющие башмаки» - пожилой композитор узнает, что его жена была осведомителем спецслужб.

Деление это — конечно условное, поскольку каждый фильм — всегда своего рода «кот в мешке», плюс есть еще личные предпочтения. Аннотация не дает точного представления о фильме, и надо посмотреть все, чтоб не пропустить что-нибудь стоящее (яркий пример — победитель прошлого года фильм «Лузеры»). Так, например, уже показанная в первые дни фестиваля картина «37» подтвердила свою надуманность и скучность, несмотря на неплохую игру актеров. Подававший надежды фильм «Мари и неудачники», несмотря на блестки французского юмора и отдельные смешные сцены, увы, разочаровал общей невнятностью. «Худшая из женщин» — легкая лирическая комедия с азиатским колоритом, без особых страстей. «Голос вещей» — вполне смотрибельный, камерный фильм, хотя и не шедевр. «Центр моего мира» — неубедительная, глянцевая любовь двух мальчиков, без которой эта семейная история вполне могла бы обойтись. Иранский фильм «Дочь» — простая и трогательная история отца и дочери, фаворит у зрителей на данный момент. Фильм «Козни» несколько затянут в первой половине, легко запутаться в диалогах и замыслах кознодеев, но трагический конец картины впечатляет. Скоро мы узнаем, как оценит картины жюри.

В этом году, в отличие от последних лет, фестиваль открывают и закрывают сугубо «авторские» картины, снятые почти что классиками: фильмом открытия стала черно-белая (в духе фильмов 60-х) картина Сергея Соловьева о подростках «Кеды». Фильмом закрытия будет картина известного американского режиссера Вуди Аллена «Светская жизнь». «Кеды» повторяют любимые соловьевские мотивы — взросление, подростковый скепсис, первая любовь. Интересно, что песни к фильму, как это когда-то было с Гребенщиковым в «Ассе», снова написал популярный молодежный исполнитель, на этот раз, рэпер Баста. Также любопытно, что С. Соловьев — уже второй наш мэтр (после Станислава Говорухина, фильм «Конец прекрасной эпохи»), который на склоне лет стал снимать фильмы в черно-белой эстетике.

Но вернемся к фестивальным программам. К счастью, ММКФ, о котором так тепло отозвался награжденный им за вклад в кинематограф Сергей Соловьев, всегда был хорош своими внеконкурсными программами, где можно увидеть массу интересного. Внеконкурсные фильмы по качеству не уступают конкурсным (а иногда даже превосходят), но по разным причинам (например, из-за участия в других фестивалях), в конкурс не попадают. Коротко расскажем о том, на что стоит обратить внимание.

Одна из любопытных программ фестиваля — «Европейская эйфория: между раем и адом». Здесь показаны фильмы, показывающие те или иные (чаще проблемные) стороны жизни «благополучной» Европы. В программе стоит посмотреть французский ретро-детектив «В тихом омуте» (реж. Брюно Дюмон) и новый фильм братьев Дарденн «Неизвестная» — социальную драму с элементами детектива. В итальянской картине «Море в огне» действие происходит на острове Лампедуза — первой точке Европы, куда приплывают беженцы из Африки. Фильм получил приз «Золотой Медведь» Берлинского кинофестиваля, но, скорее всего, просто за наболевшую тему. Впрочем, стоит сходить и проверить.

В программе «Специальные показы» можно будет увидеть фильм «Капитан Фантастик» Мэтта Росса, получивший приз за лучшую режиссуру в Каннах (в программе «Особый взгляд»), а также первую (трехчасовую!) часть иранской эпопеи о пророке Мухаммеде (возможно, три часа сидеть не стоит, но тема любопытная), фильм экс-помощника президента, а ныне охотника и режиссера Сергея Ястржембского «Кровавые бивни» — о торговцах слоновой костью — и американский артхаус про современного Робинзона «Человек — швейцарский нож» с Дэниелом Рэдклифом.

В программе «8 12 фильмов» стоит посмотреть две картины, отмеченные в Каннах — румынско-французский фильм «Аттестат зрелости» Кристиана Мунджиу, получивший приз за режиссуру. В центре сюжета — переживания героя в связи с трагедией, случившейся с дочерью накануне выпускных экзаменов. Второй фильм, гораздо более легкий и приятный — немецкая комедия «Тони Эрдман» (реж. Марен Адэ) о любящем отце, который устраивает всевозможные розыгрыши, выдавая себя за разных смешных персонажей, и вмешивается в жизнь своей излишне деловой дочери.

Наиболее неожиданные, порой шокирующие фильмы можно увидеть в программах «Фильмы, которых здесь не было» и «Секс, еда, культура, смерть». В первой рубрике будет показан фильм нашего соотечественника Павла Руминова «Машина любви» — шокирующий, на грани порно, вариант его же картины «Статус свободен», которую многие видели в прокате (в прошлом году аналогичным сюрпризом для зрителей фестиваля был фильм Гаспара Ноэ «Любовь»). Также среди «не бывших здесь» фильмов увидим забавный (детям до 18 тоже не рекомендуется) французский фильм «Тео и Юго в одно лодке», мистический «Конец» с Жераром Депардье в роли охотника, и американский фильм «Развлечение» о стареющем комике в Голливуде. Название второй программы «Секс, еда, культура, смерть» говорит само за себя. Тему еды и смерти в ней объединил японский фильм «Суп мисо для Ханы». Также в этом цикле любопытен аргентинский фильм «Эва не спит» — о страстях вокруг забальзамированного тела женщины аргентинского президента Эвы Перон после ее смерти (ей же посвящен известный мюзикл «Эвита»).

Успех программы курдского кино на прошлом фестивале побудил отборщиков в этом году сделать программу «Кино бурлящего арабского востока». Сюжеты фильмов подсказаны жизнью арабских стран — например, йеменский фильм о ранних браках с красноречивым названием «Меня зовут Нуджум, мне 10 лет и я разведена».

В программе «Время женщин», как и в прошлом году, мы увидим фильмы, снятые режиссерами-женщинами. В цикле привлекает внимание американская драма Элизабет Вуд «Белая девушка», польский фильм «Соблазн» Агнешки Смочиньской, а также добротная лирическая комедия Ребекки Миллер (дочери драматурга Артура Миллера) «План Мэгги» — ее точно стоит посмотреть.

Программа «Русский след» предлагает зрителям фильмы, так или иначе связанные с Россией, но очень разнообразные по тематике: например, драма-расследование совместного русско-шведского производства «Акт Магнитского. За кулисами» и уругвайский фильм «Наша Наташа» (о феномене актрисы Наталии Орейро)

Одна из интересных ретроспектив этого года — фильмы австрийского режиссера Ульрике Оттингер, члена нынешнего жюри. Сюжеты и названия ее фильмов довольно оригинальны и выдают начитанность и философские наклонности автора: «Фрик Орландо» (о человеке, который живет много веков и познал весь доступный людям опыт), «Дориан Грей в зеркале желтой прессы» (современные приключения персонажа Оскара Уайльда), «Монгольская Жанна д´Арк» (семь женщин из современной Европы оказываются в плену у монгольской принцессы). Последний фильм Оттингер «Тень Шамиссо» (идет 8 часов) был снят ею на Чукотке и Камчатке и посвящен жизни коренных обитателей этого региона.

Ценителям латинской и испанской музыки и вообще музыкального кино адресована ретроспектива испанского режиссера Карлоса Сауры, известного российским зрителям еще в 80-е годы по трилогии «Кармен», «Кровавая свадьба» и «Колдовская любовь». Кстати, сам Карлос Саура, в свои 84 года прибыл на фестиваль и даже дал пресс-конференцию перед показом фильма «Танго». В ретроспективе предстоят еще «Фламенко», «Аргентина» и «Я, Дон Жуан»

Любопытны ретроспективы российских и французских фильмов «Российское кино. Год и век» и «К 120-летию студии «Гомон». Программа российских фильмов объединяет фильмы, которые имели большой успех у западного и американского зрителя, например, получивший в 1940-е годы Оскара документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» или советская фантастика 60-х годов «Планета бурь», вдохновлявшая многих американских режиссеров этого жанра. В цикле фильмов студии «Гомон» мы увидим такие хиты как «Высокий блондин в черном ботинке», «Дядюшки-гангстеры», «Французский канкан» Жана Ренуара, детектив «Глаза без лица» и т. д.

В Доме Кино, по традиции, пройдут фильмы российской программы, представляющие панораму новейшего отечественного кино. В пятницу, 24 июня, программу откроет лирическая комедия Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами», а завершит трагический альманах Игоря Угольникова «Первая Мировая Война», снятый режиссерами из 7 стран. Зрители увидят режиссерские дебюты актеров Александра Галибина — послевоенная ретро-мелодрама «Золотая рыбка» и серьезный фильм Юрия (Гоши) Куценко «Врач», а также новые работы молодых режиссеров. Также пройдет большая ретроспектива фильмов Тарковского и о Тарковском.

Жюри основного конкурса в этом году возглавил болгарский режиссер Ивайло Христов, (его фильм «Лузеры» получил главный приз на предыдущем ММКФ). Его коллегами по жюри стали австрийка Ульрике Оттингер — автор оригинальных фильмов, где действие происходит в весьма далеких от Европы странах — например, в Монголии, Японии, на Чукотке (ретроспективу ее фильмов, в том числе фильм «Тень Шамиссо», снятый на Чукотке и Камчатке, можно будет увидеть в рамках фестиваля); индийский продюсер и режиссер Рандхир Капур, сын Раджа Капура, представитель третьего поколения кинодинастии Капуров, российская актриса Виктория Исакова, известная по «Оттепели» и другим фильмам, и казахский режиссер Рашид Нугманов, снявший в 1987 г. нашумевший фильм «Игла».

Судя по тому, что председатель жюри Ивайло Христов сам снял веселый и остроумный фильм о молодежи, фаворитом этого фестиваля должно стать кино не менее живое. Но это лишь прогноз. Итоги и имена победителей мы узнаем через неделю, когда все «мешки с котами» будут, наконец, раскрыты.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня