Культура / Кино и театр

Российскому зрителю по душе сербское кино

Мнения зрителей и жюри по поводу лучшего фильма снова разошлись

  
2205
Россия. Москва. 30 июня 2016. Иранский режиссер Реза Миркарими, завоевавший главный приз "Золотой Георгий" за фильм "Дочь", после церемонии закрытия 38-го Московского международного кинофестиваля у концертного зала "Россия"
Россия. Москва. 30 июня 2016. Иранский режиссер Реза Миркарими, завоевавший главный приз «Золотой Георгий» за фильм «Дочь», после церемонии закрытия 38-го Московского международного кинофестиваля у концертного зала «Россия» (Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС)

Закончилась фестивальная неделя, объявлены победители фестиваля, и выбор жюри, как почти всегда бывает, не совпал с выбором зрителей. Главный приз увезет с собой в далекий экзотический Иран режиссер фильма «Дочь» Реза Миркарими, лучшую режиссуру жюри увидело в фильме «37» датчанки Пук Грастен, тогда как приз зрительских симпатий «Ключ к сердцам зрителей» получил сербский фильм «Дневник машиниста», членами жюри никак не отмеченный. Интересно, что за последние семь лет — это третий сербский фильм, который получает приз зрителей ММКФ (на прошлом фестивале им стал «Анклав» Горана Радовановича) — российскому зрителю явно по душе сербское кино.

Посмотреть и оценить 13 фестивальных фильмов — дело нелегкое, дебаты длятся по многу часов, поэтому отнесемся к работе жюри с сочувствием. И, тем не менее, за семь лет только один раз приз зрительских симпатий совпал с выбором жюри (32 ММКФ, фильм «Брат», Венесуэла, реж. Марсель Раскин). А в этом году фильм «37», награжденный за лучшую режиссуру, в рейтинге у зрителей стоит на 11 месте из 13. Видимо, в жюри действительно сидят люди, знающие нечто такое, что неведомо нам, простым смертным. Или в дело вступают какие-то иные соображения.

Фильмы на фестивале были разные, но из тринадцати - «Дневник машиниста» — одна из немногих действительно трогательных картин, несмотря на свой черный юмор. Напомню, что отправной точкой для создания фильма стал печальный факт: в силу своей профессии любой машинист за свою карьеру неизбежно является причиной смерти десятков людей. Философское отношение пожилого машиниста к смерти резко контрастирует с переживаниями молодого. Одновременно, у нас перед глазами проходит ряд сцен из прошлой и настоящей жизни главного героя Илии. Фильм получился одновременно и грустный и смешной, полный парадоксов и непредсказуемый, как сама жизнь. Приятно, что создатели фильма, в качестве материала выбрали, так сказать, «производственную» тему, обратились, как в добрые старые времена, к жизни простых рабочих людей, и сумели сделать из повседневного быта трагикомедию и поднять ее до философских высот.

На втором месте в голосовании зрителей стоит фильм «Монах и бес» — очередная экранизация размышлений Юрия Арабова о жизни грешных россиян (на прошлом фестивале был «Орлеан»). Главный герой, одержав победу над тупым монастырским начальством, уходит в скит бороться с самим собой, т.е. с бесом внутри. Бес тут же выходит наружу. В фильме, как всегда у Арабова, много реплик с двойным дном и многозначительными намеками, а также шуток на избитые темы дураков, дорог и воровства в России. Но, видимо, шутки пришлись по душе, если фильм занял второе место в рейтинге зрителей. Лично мне арабовский сарказм по поводу недалеких настоятелей, начальников, подхалимов и т. п. не кажется ни оригинальным, ни смешным. Тема продажи души дьяволу тоже не блещет новизной. Можно экранизировать что угодно, даже жития святых (что отчасти и сделано в фильме, прообразом главного героя послужил новгородский святой), вопрос в том, как это сделать, чтобы действительно получилось что-то небанальное и интересное.

Картина «Дочь», получившая главный приз жюри и третье место у зрителей — неторопливый, немногословный, спокойно-реалистичный фильм. В сценарии практически нет ни ярких реплик, ни шуток. Тем не менее, история приковывает внимание, и мы с интересом следим, чем же закончится встреча сурового отца и посмевшей ослушаться дочери. Дополнительный интерес истории придает местный колорит — жизнь такой традиционной восточной страны как Иран в эпоху интернета и других благ цивилизации. Это, кстати, относится ко многим конкурсным и внеконкурсным картинам — этнографический элемент играет для зрителей немаловажную роль. Фестивальное кино — калейдоскоп фильмов со всего мира. Всегда интересно посмотреть, чем и как живут люди в Пиренеях, и на берегу Ла-Манша, в Сербии и Германии, и тем более в таких экзотических странах как Филиппины или Корея. Различий, по сути, не так много, но всегда любопытно их наблюдать. А такие фильмы как йеменский «Меня зовут Нуджум, мне 10 лет и я разведена» собирали полный зал.

Скажем еще несколько слов о фестивале. В этом году было несколько ярких фильмов, где так или иначе присутствовала тема однополой любви — начиная с конкурсного австрийского фильма «Центр моего мира» и кончая французскими «Тео и Уго в одной лодке» и «Стоять прямо». В общем-то, в каждом из них «нетрадиционные» отношения можно было бы, без ущерба для сюжета, заменить традиционными (мужчина плюс женщина), и это не изменило бы сути фильма. И в каждом из них присутствовало еще что-то более важное, чем скандальная тема.

Так, например, картина «Центр моего мира» — помимо любви главного героя к однокласснику — рассказывает о его взаимоотношениях с матерью и сестрой и осознании себя частью семьи. Одновременно, авторы фильма с наивной простотой преподносят отношения двух мальчиков как нечто обычное и естественное: мать и ее подруга и бровью не ведут, зная, что сын встречается с парнем-соседом, наоборот, поощряют их свидания (честно говоря, сомневаюсь, чтобы Австрия продвинулась так далеко в этом плане, наверное, просто фантазия режиссера). На роли героев-любовников подобраны породистые блондины с рекламной внешностью, которые бросаются в объятья друг к другу без особых колебаний. В то, что между мальчиками есть какое-то чувство, не очень верится, поскольку у истории нет развития. Ощущение, что смотришь рекламный ролик. Ловишь себя на мысли, что стоит заменить нелепую гейскую историю на обычную любовь, и вместо экстравагантного фестивального получился бы прекрасный фильм для школьных каникул, с летней атмосферой, семейными тайнами и любовными интригами. Тут поставим еще один плюс фильму «Дневник машиниста»: главный герой принципиально отказывается целоваться с мужчиной — мол, у них в семье это не принято. Все-таки не зря сербский фильм выбрали зрители.

Во внеконкурсных программах было несколько картин, которые определенно понравятся всем — например, комедия «Тони Эрдман» Марен Адэ о том как неделовой папа постоянно разыгрывает свою деловую дочку и нарушает ее серьезную коропоративную жизнь, и мрачновато-смешной голландский фильм «Отель «Проблемски» Маню Риш, где действие происходит перед Рождеством в общежитии для беженцев. У тех, кто любит авторское кино, интерес вызовут американские артхаусные фильмы «Капитан Фантастик» и «Человек — швейцарский нож».

Наиболее значимые фестивальные фильмы будут идти в прокате, поэтому те, кто не успел посмотреть их на фестивале, смогут увидеть летом и осенью на экранах кинотеатров.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня