Культура

Цифровое против аналогового

Теплый и ламповый формат возвращается

  
845
Цифровое против аналогового
Фото: предоставлено автором

Цифровой формат стремительно завоевывал мир, вытесняя человеческую жизнь из реальности в онлайн. Эволюция физических носителей, появление электрических музыкальных инструментов, интернета, пульта от телевизора и бесконечное стремление «хомо сапиенс» упростить жизнь и ускорить её темп, привело, в конечном итоге к тому, что полностью изменилась модель потребления определенных продуктов и услуг. Прежде осязаемый мир за несколько десятков лет почти полностью стал виртуальным. Однако эта тенденция вызвала ответную реакцию: именно сегодня потребителю, как никогда прежде, не хватает аналогового формата жизни.

«Начало всем этим метаморфозам было положено довольно давно — формально цифровая эпоха стартовала ещё в конце 1930-х годов, когда были созданы первые вычислительные устройства, работавшие с данными, представленными в форме двоичного кода» — пишет в своей книге «Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке» Юлия Стракович. Несмотря на то, что в целом книга посвящена исключительно музыкальной индустрии и тому, как поменялось отношение к музыкальному продукту с появлением интернета, возможностью быстро и беспрепятственно обмениваться файлами, она отражает и целое поколение потребителей, сформировавшееся в цифровую эпоху.

За несколько лет слово «электронный» стало применимо почти к каждому понятию: книги, сигареты, билеты, подача документов на загранпаспорт. Музыка стала доступна в стриминге, а фотографии — в цифре. Но у этого прогресса вполне заслуженно есть и оборотная сторона: не осталось практически ничего, что можно подержать в руках. Каждая вещь имеет свой характер, ценность и определенную историю. В попытке оптимизировать место для хранения информации и сделать жизнь удобнее и быстрее, человечество столкнулось с тем, что связь с реальным миром стерлась. Поэтому, вполне справедливо, что 2015 год стал в некоторым роде переломным в борьбе цифрового и аналогового форматов.

Немного истории

Появление первой электронной книги относится к 1971 году: студент Иллинойского университета Майкл Харт решил перевести в электронный формат десять тысяч самых известных произведений мировой литературы. Первым электронным текстом, набранным на ЭВМ, стала «Декларации независимости». До 1989 года тексты набирали вручную, после начали использовать сканеры и программы распознавания текстов. Вполне логично появился вопрос: как читать оцифрованную литературу? Первопроходцем с ответом на этот вопрос стала компания Apple: на рынке появился своего рода прототип КПК. Но в виду высокой стоимости, продукт не стал коммерчески успешным. Однако фундамент для появления современных электронных книг был заложен. Дальше — больше: случился бум на гаджеты. К тому же, электронные книги имели ряд преимуществ перед бумажными экземплярами: их проще и быстрее купить, легче хранить (не требует физического пространства), они стоят дешевле и являются экологичным продуктом — ради производства электронной книги не нужно вырубать деревья.

В 2012 году интернет-ритейлер Amazon электронных книг продавал больше, чем бумажных. Печатным изданиям предрекали скорую смерть и полное исчезновение. Но по итогам конгресса «Рынок розничного распространения-2016», в США продажи бумажных книг составили 653 млн. экземпляров — что на 5% больше, чем в 2013. А к началу 2016 года продажи книжных магазинов увеличились на 6,2%.

Как и в случае с книгами, ещё несколько лет назад казалось, что печатные фотографии полностью изживут себя как формат. Началось все в тех же 70-х: точная дата появления цифровой камеры не установлена, но работа в этом направлении шла уже тогда. Первой настоящей цифровой камерой принято считать Dycam Model 1. Традиция печати фотокарточек ушла не сразу с появлением новых фотоаппаратов. Фотоаппараты Polaroid (сфотографировал — напечатал) были особенно популярны в России и за её пределами в 80-е-90-е годы. Начиная с самого момента появления в 1946 года и до середины 90-х, Polaroid являлся семейным фотоаппаратом для большинства американцев.

Распространение цифровой фототехники повлекло за собой появление новых технологий и способов хранения и передачи фотографий, расширило возможности работы с ними. Постепенно потребность в фотопечати стала снижаться. Сначала фотопечать пережила эволюцию и пришла к цифровому формату, а затем, необходимость в распечатке и хранении фотокарточек как-то сама по себе сошла на «нет».

Укреплению позиций цифрового формата способствовало появление новомодных гаджетов и телефонов с камерами высокого разрешения, а также возможностью моментального обмена фото и видео. У современного поколения уже четко сформировавшееся понимание того, что фото на айфоне — это естественно. А фотовыставки и фотоальбомы — это пережиток прошлого.

Тем не менее, традиции распечатки фотографий постепенно возвращаются. Объемы современной фотопечати не сравнимы с прежними, но человек по-прежнему хочет материализовать самые яркие моменты своей жизни: свадьба, день рождения, путешествия, яркие профессиональные фотосессии и обычные любительские фото. Появились даже специальные автоматы, которые печатают фотокарточки из Instagram.

В сфере розничной торговли рост продаж интернет-магазинов хоть и показывает положительную динамику, однако, торговые центры продолжают открываться. В начале 2015 года на рынок было введено более 250 тыс. кв. м торговых площадей. Посетители не стремятся полностью уходить в онлайн, впрочем, как и сами ритейлеры. Культура шопинга, потребность потрогать и увидеть вживую, процесс социализации — вот, пожалуй, те причины, по которым розничная торговля по-прежнему полностью не уходит в онлайн-пространство.

Что касается музыки, то сегодня она не просто перешла в цифровой формат. Прослушивание музыки стало возможным онлайн, благодаря стриминговым ресурсам, которые предоставляют доступ практически к любому контенту. Происходит это легально за $ 10 в месяц (или 300 рублей за ежемесячную подписку в России). Развитие интернет-технологий и новых способов передачи данных самым кардинальным образом повлияло на музыкальную индустрию. Физические носители, которые прежде являлись основным источником дохода музыкантов и звукозаписывающих компаний, в один момент стали чем-то вторичным. Альбом на физическом носителе превратился в «мерч». Руководители лейблов рвали на себе волосы, судились с различными ресурсами, которые распространяли музыку, нарушая авторское и смежные права. А музыканты с неистовой силой начинали гастролировать, потому как концертная деятельность (ну ещё и продажа «мерча») стала основным источником заработка.

Цифровое пространство стремительно поглощало музыкальную индустрию: к середине 2000-х культура потребления музыки изменилась окончательно и бесповоротно — она перестала ассоциироваться с обладанием чем-либо, а музыкальный материал больше не представлял ценности и служил скорее фоном.

Но в 2015 году продажи винила показали стремительный рост: только в США было продано 9,2 млн. копий, что в два раза больше, чем за год до этого. Винил остается единственным физическим носителем, продажи которого постоянно растут, несмотря на общую кризисную ситуацию в индустрии в целом.

Возвращаются, хоть и робко, кассетные магнитофоны. Последний американский тренд: магнитофоны, которые можно носить на ремне, как сумочку. В метро вдруг внезапно можно встретить индивида с кассетным плеером. А кассетные деки сейчас вполне доступны в продаже, как и виниловые проигрыватели. По популярности магнитокассеты не смогут обогнать пластинки, но общая тенденция ностальгии по тактильным ощущениям наблюдается практически во всех сферах человеческой жизни.

Зарубежные билетные операторы также уловили бриз ностальгии и винтажный тренд: на рынке развлечений появилась занятная услуга — Фантикет. Для европейских и американских любителей живого звука такая опция работает уже четыре года. А вот в Россию она пришла только в этом году. Сувенирный билет для отечественного потребителя эксклюзивно представляет компания Parter.ru.

Появление Фантикета также обусловлено тягой к чему-либо материальному. Продажа билетов — это и без того продажа чего-то неосязаемого, некой эмоциональной составляющей. Сувенирный билет, наравне с «мерчем», дает возможность освежать воспоминания и мысленно возвращаться в тот день, когда многотысячная толпа на стадионе или уютная компания в небольшом клубе слилась в едином порыве, получая эстетическое удовольствие.

Любопытно наблюдать за развитием истории с новыми бумажными билетами. Немецкие операторы впервые опробовали Фантикет в 2013 году в турне Depeche Mode. После чего сувенирный билет прочно вписался в концертную историю большинства европейских мероприятий. Так, в Германии Фантикеты составляют половину всех проданных бумажных билетов на мероприятия, а в Австрии — 80%. Прогнозировать развитие этого «тактильного» тренда в России довольно сложно. Но следует отметить, что на самые яркие мероприятия этого лета — 5'nizza, Пикник «Афиши», «Нашествие» и Park Live — Фантикеты уже доступны.

В современном ритме жизни крайне сложно удержать частичку чего-либо внутри себя надолго. А такие приятные вещи, как винилы, бумажные билеты и «полароиды», не дают нам полностью раствориться в цифре и утратить вкус самых ярких и дорогих воспоминаний. Реальному миру — реальные ощущения. Ведь жизнь это то, что происходит сейчас с каждым из нас, а не фотография вчерашнего завтрака в Instagram на экране смартфона.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Сергей Судаков

Политолог-американист, профессор Академии военных наук

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня