Культура

Цифровое против аналогового

Теплый и ламповый формат возвращается

  
845
Цифровое против аналогового
Фото: предоставлено автором

Цифровой формат стремительно завоевывал мир, вытесняя человеческую жизнь из реальности в онлайн. Эволюция физических носителей, появление электрических музыкальных инструментов, интернета, пульта от телевизора и бесконечное стремление «хомо сапиенс» упростить жизнь и ускорить её темп, привело, в конечном итоге к тому, что полностью изменилась модель потребления определенных продуктов и услуг. Прежде осязаемый мир за несколько десятков лет почти полностью стал виртуальным. Однако эта тенденция вызвала ответную реакцию: именно сегодня потребителю, как никогда прежде, не хватает аналогового формата жизни.

«Начало всем этим метаморфозам было положено довольно давно — формально цифровая эпоха стартовала ещё в конце 1930-х годов, когда были созданы первые вычислительные устройства, работавшие с данными, представленными в форме двоичного кода» — пишет в своей книге «Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке» Юлия Стракович. Несмотря на то, что в целом книга посвящена исключительно музыкальной индустрии и тому, как поменялось отношение к музыкальному продукту с появлением интернета, возможностью быстро и беспрепятственно обмениваться файлами, она отражает и целое поколение потребителей, сформировавшееся в цифровую эпоху.

За несколько лет слово «электронный» стало применимо почти к каждому понятию: книги, сигареты, билеты, подача документов на загранпаспорт. Музыка стала доступна в стриминге, а фотографии — в цифре. Но у этого прогресса вполне заслуженно есть и оборотная сторона: не осталось практически ничего, что можно подержать в руках. Каждая вещь имеет свой характер, ценность и определенную историю. В попытке оптимизировать место для хранения информации и сделать жизнь удобнее и быстрее, человечество столкнулось с тем, что связь с реальным миром стерлась. Поэтому, вполне справедливо, что 2015 год стал в некоторым роде переломным в борьбе цифрового и аналогового форматов.

Немного истории

Появление первой электронной книги относится к 1971 году: студент Иллинойского университета Майкл Харт решил перевести в электронный формат десять тысяч самых известных произведений мировой литературы. Первым электронным текстом, набранным на ЭВМ, стала «Декларации независимости». До 1989 года тексты набирали вручную, после начали использовать сканеры и программы распознавания текстов. Вполне логично появился вопрос: как читать оцифрованную литературу? Первопроходцем с ответом на этот вопрос стала компания Apple: на рынке появился своего рода прототип КПК. Но в виду высокой стоимости, продукт не стал коммерчески успешным. Однако фундамент для появления современных электронных книг был заложен. Дальше — больше: случился бум на гаджеты. К тому же, электронные книги имели ряд преимуществ перед бумажными экземплярами: их проще и быстрее купить, легче хранить (не требует физического пространства), они стоят дешевле и являются экологичным продуктом — ради производства электронной книги не нужно вырубать деревья.

В 2012 году интернет-ритейлер Amazon электронных книг продавал больше, чем бумажных. Печатным изданиям предрекали скорую смерть и полное исчезновение. Но по итогам конгресса «Рынок розничного распространения-2016», в США продажи бумажных книг составили 653 млн. экземпляров — что на 5% больше, чем в 2013. А к началу 2016 года продажи книжных магазинов увеличились на 6,2%.

Как и в случае с книгами, ещё несколько лет назад казалось, что печатные фотографии полностью изживут себя как формат. Началось все в тех же 70-х: точная дата появления цифровой камеры не установлена, но работа в этом направлении шла уже тогда. Первой настоящей цифровой камерой принято считать Dycam Model 1. Традиция печати фотокарточек ушла не сразу с появлением новых фотоаппаратов. Фотоаппараты Polaroid (сфотографировал — напечатал) были особенно популярны в России и за её пределами в 80-е-90-е годы. Начиная с самого момента появления в 1946 года и до середины 90-х, Polaroid являлся семейным фотоаппаратом для большинства американцев.

Распространение цифровой фототехники повлекло за собой появление новых технологий и способов хранения и передачи фотографий, расширило возможности работы с ними. Постепенно потребность в фотопечати стала снижаться. Сначала фотопечать пережила эволюцию и пришла к цифровому формату, а затем, необходимость в распечатке и хранении фотокарточек как-то сама по себе сошла на «нет».

Укреплению позиций цифрового формата способствовало появление новомодных гаджетов и телефонов с камерами высокого разрешения, а также возможностью моментального обмена фото и видео. У современного поколения уже четко сформировавшееся понимание того, что фото на айфоне — это естественно. А фотовыставки и фотоальбомы — это пережиток прошлого.

Тем не менее, традиции распечатки фотографий постепенно возвращаются. Объемы современной фотопечати не сравнимы с прежними, но человек по-прежнему хочет материализовать самые яркие моменты своей жизни: свадьба, день рождения, путешествия, яркие профессиональные фотосессии и обычные любительские фото. Появились даже специальные автоматы, которые печатают фотокарточки из Instagram.

В сфере розничной торговли рост продаж интернет-магазинов хоть и показывает положительную динамику, однако, торговые центры продолжают открываться. В начале 2015 года на рынок было введено более 250 тыс. кв. м торговых площадей. Посетители не стремятся полностью уходить в онлайн, впрочем, как и сами ритейлеры. Культура шопинга, потребность потрогать и увидеть вживую, процесс социализации — вот, пожалуй, те причины, по которым розничная торговля по-прежнему полностью не уходит в онлайн-пространство.

Что касается музыки, то сегодня она не просто перешла в цифровой формат. Прослушивание музыки стало возможным онлайн, благодаря стриминговым ресурсам, которые предоставляют доступ практически к любому контенту. Происходит это легально за $ 10 в месяц (или 300 рублей за ежемесячную подписку в России). Развитие интернет-технологий и новых способов передачи данных самым кардинальным образом повлияло на музыкальную индустрию. Физические носители, которые прежде являлись основным источником дохода музыкантов и звукозаписывающих компаний, в один момент стали чем-то вторичным. Альбом на физическом носителе превратился в «мерч». Руководители лейблов рвали на себе волосы, судились с различными ресурсами, которые распространяли музыку, нарушая авторское и смежные права. А музыканты с неистовой силой начинали гастролировать, потому как концертная деятельность (ну ещё и продажа «мерча») стала основным источником заработка.

Цифровое пространство стремительно поглощало музыкальную индустрию: к середине 2000-х культура потребления музыки изменилась окончательно и бесповоротно — она перестала ассоциироваться с обладанием чем-либо, а музыкальный материал больше не представлял ценности и служил скорее фоном.

Но в 2015 году продажи винила показали стремительный рост: только в США было продано 9,2 млн. копий, что в два раза больше, чем за год до этого. Винил остается единственным физическим носителем, продажи которого постоянно растут, несмотря на общую кризисную ситуацию в индустрии в целом.

Возвращаются, хоть и робко, кассетные магнитофоны. Последний американский тренд: магнитофоны, которые можно носить на ремне, как сумочку. В метро вдруг внезапно можно встретить индивида с кассетным плеером. А кассетные деки сейчас вполне доступны в продаже, как и виниловые проигрыватели. По популярности магнитокассеты не смогут обогнать пластинки, но общая тенденция ностальгии по тактильным ощущениям наблюдается практически во всех сферах человеческой жизни.

Зарубежные билетные операторы также уловили бриз ностальгии и винтажный тренд: на рынке развлечений появилась занятная услуга — Фантикет. Для европейских и американских любителей живого звука такая опция работает уже четыре года. А вот в Россию она пришла только в этом году. Сувенирный билет для отечественного потребителя эксклюзивно представляет компания Parter.ru.

Появление Фантикета также обусловлено тягой к чему-либо материальному. Продажа билетов — это и без того продажа чего-то неосязаемого, некой эмоциональной составляющей. Сувенирный билет, наравне с «мерчем», дает возможность освежать воспоминания и мысленно возвращаться в тот день, когда многотысячная толпа на стадионе или уютная компания в небольшом клубе слилась в едином порыве, получая эстетическое удовольствие.

Любопытно наблюдать за развитием истории с новыми бумажными билетами. Немецкие операторы впервые опробовали Фантикет в 2013 году в турне Depeche Mode. После чего сувенирный билет прочно вписался в концертную историю большинства европейских мероприятий. Так, в Германии Фантикеты составляют половину всех проданных бумажных билетов на мероприятия, а в Австрии — 80%. Прогнозировать развитие этого «тактильного» тренда в России довольно сложно. Но следует отметить, что на самые яркие мероприятия этого лета — 5'nizza, Пикник «Афиши», «Нашествие» и Park Live — Фантикеты уже доступны.

В современном ритме жизни крайне сложно удержать частичку чего-либо внутри себя надолго. А такие приятные вещи, как винилы, бумажные билеты и «полароиды», не дают нам полностью раствориться в цифре и утратить вкус самых ярких и дорогих воспоминаний. Реальному миру — реальные ощущения. Ведь жизнь это то, что происходит сейчас с каждым из нас, а не фотография вчерашнего завтрака в Instagram на экране смартфона.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня