Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
8 октября 2009 15:54

Михалковский фестиваль оставят на голодном пайке

В мэрии Москвы подтвердили информацию о том, что ММКФ отныне остается без дотации в 15 миллионов рублей от столичного правительства

19

Пока Михалков усохнет, другие успеют сдохнуть. Так можно перефразировать известную народную пословицу. Удивительная способность Никиты Сергеевича получать поддержку со всех сторон вызывает у кого-то зависть, а кого-то возмущение. 15 миллионов московских денег были выделены его фестивалю в 2008 году как дружественный жест со стороны Лужкова. Не более. Ведь достойное проведение единственного российского кинофестиваля категории «А» является священной коровой для федерального бюджета. Откуда и были выделены в этом году порядка 100 миллионов рублей. Получение еще 15 миллионов от Лужкова профессионалы от кино считают пиром во время чумы.

Вот мнение генерального продюсера фестиваля отечественного кино «Московская премьера», главного редактора журнала «Кинопроцесс» киноведа Вячеслава Шмырова:

— Для сравнения: бюджет ММКФ доходит до ста миллионов рублей, наш зрительский фестиваль «Московская премьера» обходится в десять раз дешевле. В связи с кризисом финансирование было урезано по плану еще на 10−15%, на самом деле вышло 60%. Нам пришлось отказаться от специальных тематических показов. В прошлом году у нас была возможность составить роскошную детскую программу в рамках Года Семьи. На этот раз мы ничего не смогли предложить зрителям, кроме конкурса. Поэтому подарок в 15 миллионов рублей и без того успешному фестивалю, считаю развращением. Кому, сколько и по какому принципу выделяется дополнительных средств, понять невозможно. На все добрая воля Юрия Михайловича.

«СП»: -Куда же тратятся безумные суммы? Неужели таким образом поощряются банкеты и вечеринки, репортажами с которых потом пестрят страницы глянцевых журналов?

— Ни в коем случае! — разъясняет Вячеслав Шмыров. — Ни один бюджет никогда не будет утвержден, если в нем будет заложена статья расходов на алкоголь. Поверьте, средств не всегда хватает даже для обеспечения инфраструктуры фестиваля. А это показы, церемонии, круглые столы, мастер-классы, проживание, питание участников и почетных гостей. Поэтому все культурные и развлекательные программы финансируются исключительно через спонсорский пакет. Мы, например, сотрудничаем с ведущими алкогольными и цветочными брендами. На том же Московском международном есть отдельная имидж-программа с французской компанией «Л'ореаль». На «Кинотавре» традиционно проводятся вечеринки «Мартини» и известного российского издательского дома. И так далее, и тому подобное.

Спонсорами выездных фестивалей часто становятся авиакомпании и отели, которые в обмен на продвижение бренда предлагают свои услуги. Так, официальным перевозчиком Казанского фестиваля «Золотой Минбар» стала авиакомпания «Татарстан», расселением гостей занимались отели Ibis и «Шаляпин». А дни русского кино в Латвии на кинофоруме «Экология души» поддерживали авиакомпания AirBaltic и отели Baltic Beach & Jurmala SPA. Одним из партнеров «Кинотавра» традиционно является гостиница «Жемчужина», на пляже которой и выслеживают своих жертв вездесущие паппарацци .

«СП»: — В таком случае, почему уровень ММКФ (несмотря на колоссальную поддержку и от государства, и от мэрии Москвы, и от бесчисленных спонсоров) раз от раза подвергается все более жесткой критике? Фестиваль себя изжил?

-Минуточку! Критикуют ведь не масштаб фестиваля, с которым трудно спорить, а уровень программы. Немало претензий предъявляется к отборщикам, хотя, на мой взгляд, Андрей Плахов и Петр Шепотинник делают все возможное и невозможное, чтобы в Москву попадали лучшие картины сезона. Просто наша страна не является привлекательным рынком для Запада, и в споре с Каннами, Венецией, Берлином за право показа наиболее достойных картин, мы, безусловно, пока проигрываем. Талантливое авторское кино пока в нашей стране не в чести — его мало производят и уж совсем не продают.

Не исключено также, что злоба местной критики заключается и в том, что по регламенту проведения фестиваля категории «А», русская пресса не имеет права вручать свой приз на событии международного уровня. Мнение местных киноведов не волнует остальной мир. А так хочется плюнуть в вечность.

Справка «СП»:

В России только один фестиваль имеет столь престижный уровень. Всего в мире четырнадцать А-фестивалей, причем Москва «лидирует» в этом списке снизу.

КИНОФЕСТИВАЛИ КАТЕГИИ «А» ПО «ОБЩЕМИРОВОМУ ПРИЗНАНИЮ» ПО ВЕРСИИ FIAPF (International Federation of Film Producers Associations)

• Берлин / Германия

• Венеция / Италия

• Канны / Франция

• Карловы Вары / Чехия

• Локарно / Швейцария

• Роттердам / Голландия

• Сан-Себастьян / Испания

• Сандэнс / США

• Торонто / Канада

• Мар-дель-Плата / Аргентина

• Шанхай / Китай

• Москва / Россия

• Токио / Япония

• Каир / Египет

Высшую категорию фестивалю могут присвоить в Парижской штаб-квартире FIAPF (International Federation of Film Producers Associations) только после того, как финансирование проекта будет гарантировано государством. Будет федеральная поддержка, добро пожаловать на новый уровень. Не будет — сорри. По этой причине несколько лет назад сдал позиции фестиваль в Карловых Варах, когда государственный бюджет ослабил свою поддержку, этим тут же воспользовался Пражский форум. Но в Карловых Варах вовремя сделали акцент на молодом прогрессивном кино, пригласив участников чуть ли не в дешевые палаточные города, и город удержал позицию столицы одного из самых престижных фестов мира.

В нашей стране до студенческих стоянок еще не додумались. Поэтому в федеральный бюджет внесен только один Московский международный кинофестиваль. И конкурентов у него нет.

— Как не пытался тот же Марк Рудинштейн воплотить в жизнь свои амбиции, опираясь на безусловный авторитет Олега Янковского, ему так и не удалось выбить для «Кинотавра» категорию «А», хотя по значимости и по уровню программы этот фестиваль не менее достоин поддержки, чем ММКФ, — считает Шмыров.

Впрочем, присвоение высшей категории чревато многими условностями. Высшие силы из Парижа диктуют жесткий регламент в отборе членов жюри, в составлении конкурсной программы, даже в сценариях церемоний. То есть категория «А» предполагает некий дресс-код, нарушение которого приводит к штрафным санкциям.

Теперь понятно, отчего каждый очередной ММКФ походит на прежние, как две капли воды. Шутят, что Никита Михалков даже шьет костюмы для звездной дорожки одного и того же покроя из одного и того же материала, чтобы ни дай бог не прогневать наблюдателей. В который раз ровняемся на заграницу. В таком случае, потеряв миллионы мэрии Москвы, стоит рассчитывать на поддержку мэрии Парижа. «Месье, же не манж па сис жур», — как говоривал Киса Воробьянинов. Подкиньте 15 миллионов. Хорошо бы в евро!

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня