Культура

Голограмма для короля или предостережение королю?

Западный кинематограф: воздействие кнутом и пряником на стратегических союзников

  
3752
Кадр фильма «Голограмма для Короля»
Кадр фильма «Голограмма для Короля» (Фото: PLANET PHOTOS/ Global Look Press)

Саудовская Аравия. Страна мусульманских святынь и нефтяных шейхов. Пустынь и мегаполисов. Первое, что приходит на ум — это нефть. Эта страна во многом определят ситуацию на нефтяном рынке. Её влияние в исламском мире является если не решающим, то одним из ведущих точно. От того, как поведет себя эта страна, во многом зависит ситуация в Центральной Азии, которая сейчас на грани выхода из-под контроля. Поэтому внимание к ней со стороны Соединенных Штатов и Европы. Известно, что кино уже давно перестало быть просто искусством. Сейчас невозможно определить, где кончается художественное произведение и начинается политика. Обычно в кино ограничиваются намеками и было весьма неожиданно видеть, как Соединенные Штаты в союзе с Европй открытым текстом угрожают саудовским властям.

Фильм «Голограмма для Короля» снят кинокомпаниями США, Британии, Франции, Германии и Мексики и вышел на экраны в апреле 2016-го. Обратим внимание на «тяжелую актерскую артиллерию» в лице Тома Хэнкса. Сюжет незамысловат. Представитель американской IT-компании Алан приезжает в Саудовскую Аравию, чтобы сделать презентацию королю и попытаться заключить контракт. Фильм заканчивается тем, что главный герой остается в Саудовской Аравии и находит свое счастье с женщиной-саудиткой Зарой[1]. Несколько раз на протяжении их стремительного романа звучат слова «Мы не такие уж и разные». Прямое указание, что США и Саудовская Аравия могут быть союзниками. Это — так сказать, пряник. Говорю «пряник», потому что в фильме есть и «кнут». Вот какой диалог ведут главный герой и его саудовский знакомый:

«— Слушай, Алан, а ты бы воевал за нас?

— Воевать за вас? Зачем? Никто не нападает на Саудовскую Аравию.

— Да, я знаю, просто любопытно, стал бы ты воевать за нас?

— Возможно. В Штатах много тех, кот готов помочь тем, кто борется за свободу. Американцы это обожают.

— Если я начну демократическую революцию, ты меня поддержишь?

— А ты планируешь?

— Нет, это я просто так спросил. Поддержишь?

— Конечно.

— А как?

— Даже не знаю.

— Отправишь сюда солдат?

— Отправил бы я?

— Нет, не ты лично, а США.

— Нет, солдат не отправят.

— А лично ты приехал бы поддержать меня?

— Да.

— Быстро ответил…

— Не сомневался".

Как говорится: «Без комментариев».

Параллельно в фильме показан грандиозный строительный проект, который ведет Министерство экономики и торговли Саудовской Аравии. На поверку оказывается, что стройка стоит, немногие рабочие бездельничают, выясняя отношения между собой. В отношении рекламных плакатов, обещающих скорое присутствие крупных фирм[2][3] в этом здании, открытым текстом говорится: блеф[4].

Посыл фильма расшифровывается очень просто: Не так уж вы круты, как пытаетесь выглядеть. Ваши стройки еле дышат, а связи с серьезными партнерами — блеф. Давайте дружить, на самом деле у нас не так много различий. А не захотите дружить — будет вам «демократическая революция», которую мы поддержим.

Читайте также

В фильме есть еще одна линия, обращенная не только к Саудовской Аравии. Китай. Когда-то погнавшись за близкой прибылью, Алан перевел своё производство велосипедов в Китай. В результате без работы осталось 900 американцев. Потом китайцы научились делать велосипеды и завалили ими рынок. А в конце фильма китайцы перехватывают у его IT-компании контракт, предложив сделать тоже самое, но вдвое дешевле. Это уже обращение ко всему миру. Даже не обращение, а сигнал бедствия.

Чем-то еще провинилась перед крупными странами Дания. Её представительница показана женщиной не очень строгих правил, которая пытается соблазнить американца Алана, но получает вежливый, но твердый «афронт».

В общем, те, кому надо, прочитают фильм нужным образом. Благо, это не составит труда.


[1] В фильме её сыграла Сарита Чоудри — британская актриса индийского происхождения.

[2] В частности компания KFC — «Жареный цыпленок из Кентукки» — сеть ресторанов общественного питания. В мире по обороту уступает только McDonald’s.

[3] Помимо плаката KFC, главный герой пользуется фотоаппаратом Nikon. От контекстной рекламы никуда не денешься.

[4] Сомнительно, чтобы реальный менеджер сказал такое постороннему. Это явно сказано зрителям.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня