Культура

Роль военных оркестров в мирное время. Фестиваль «Спасская башня» — только музыка и никакой войны

Захватывающее дух музыкально-театрализованное представление не теряет своей популярности

  
245
Роль военных оркестров в мирное время. Фестиваль «Спасская башня» - только музыка и никакой войны
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Пусть музыка военных оркестров изначально предназначалась для войны и армейских будней, однако она имеет огромное значение и в мирное время, ведь от нее исходит вдохновение и удивительный заряд бодрости. Так считает музыкальный руководитель фестиваля «Спасская башня» Валерий Халилов. Он знает поразительную силу военной музыки и ее совсем не агрессивный характер. Он сам буквально появился на свет в окружении музыки: его отец — военный дирижер, и Валерий Михайлович практически вырос в оркестре. Дирижеры неслучайно называют военную музыку «вторым дыханием».

Валерий Халилов рассказывает, что из года в год Москву посещает всё больше иностранных оркестров, что дает шанс услышать, как многоголосье становится одной мелодией, объединяя культуры народов и стран. По словам директора фестиваля Сергея Смирнова, артисты не сомневаются в практически важнейшем значении таких творческих «сражений» — ведь они укрепляют хорошие отношения как между людьми, так и между государствами.

Главный военный дирижёр Вооружённых Сил РФ Валерий Халилов (Фото: Global Look Press )

«Послы мира». Так порой называют оркестры, принимающие участие в московском фестивале. В этом году военные послы мира приехали из Австрии, Италии, Беларуси, Монголии, Сингапура и еще почти десятка европейских и азиатских стран…

Многие из них приехали на фестиваль уже не в первый раз. Например, греческие музыканты уже четырежды участвовали в фестивале. Так совпало, что в Греции, как и в России, этот год посвящен кинематографу, поэтому они исполняли музыку из греческих фильмов. А сиртаки в исполнении суровых военных оказалось просто незабываемым зрелищем!

Итальянский оркестр карабинеров участвовал в фестивале четыре года назад и тогда исполнял «Катюшу». По словам дирижера Массимо Мартинелли, интерес к России у них очень большой и представлять свою страну в Москве они почли за честь. В этот раз они обновили русский репертуар и под восторженные аплодисменты зрителей исполнили «Очи черные».

Японский коллектив "Ава Одори" в 2016-м году (Фото: Артем Геодакян/ТАСС)

Руководитель кельтского оркестра волынок и барабанов, чемпион мира по игре на волынке Дэвид Джонстон запомнился на «Спасской башне» в 2014 году уникальным исполнением мелодии известной всем в России песни Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная». Слушатели на трибунах принимали ее с искренним восторгом. В этот раз специально к фестивалю шотландцы подготовили группу исполнителей национальных танцев, а в коллектив волынщиков влились женщины. Выступление получилось ярким, хотя и потребовало дополнительной подготовки: шаг на брусчатке Кремлевской площади звучит по-другому, и к этому надо было приспособиться.

А вот коллектив из словенского городка Лашко приехал в Россию впервые. Прежде 5-тысячный городок упоминался только в связи с местным термальным источником и пивоварней, а сейчас у него появился еще один бренд — самодеятельный духовой оркестр. К визиту в Москву словенцы подготовили специальную программу, включающую и национальные мелодии, и марши. Участники оркестра хорошо понимают, насколько высок уровень фестиваля, на который они получили приглашение, потому последние недели репетировали без выходных. Изюминкой шоу оркестра стало выступление группы мажореток — очаровательных барышень в возрасте от 7 до 25 лет.

Бельгия на «Спасской башне» в 2015-м году (Фото: Сергей Бобылев/ТАСС)

Впервые побывал на московском фестивале и военный оркестр из Монголии. Таких ярких костюмов не было, наверное, ни у кого, а горловое пение поразило даже искушенных слушателей.

Игорь Шевернев, главный инспектор Военно-оркестровой службы Вооруженных Сил России отмечает, что дирижеры всегда уезжают с фестиваля с большим зарядом творческой энергии и желанием воплотить увиденные новые идеи у себя. По его словам, тем и интересны подобные мероприятия, что на них идёт творческий взаимообмен. Любой дирижер, перед выходом на фестивальную сцену, долго готовится. Здесь бьет просто гигантский источник творческих находок, черпать из которого может каждый.

Вообще, в нашей стране к военным оркестрам отношение особое. Только у нас есть серьезная система, готовящая военных дирижеров: их растит для себя сама армия. Они получают среднее образование, затем высшее. Знакомство с армейской жизнью позитивно отражается на мастерстве. Недаром, когда тысяча военных музыкантов, проходящая парадом по Красной площади, на память исполняет почти 40 композиций, иностранцы поражаются их сыгранности.

Оркестр суворовцев в 2016-м году (Фото: Evgeny Sinitsyn/Global Look Press)

Среди россиян, выступивших на «Спасской башне», были только громкие и известные имена. Например, Центральный концертный образцовый оркестр ВМФ России показал грандиозную композицию «Марширующая Шехеразада», в которой были задействованы 65 музыкантов. Многие исполнители отдали дань Году кино. Юные суворовцы исполнили попурри на тему «Бременских музыкантов», а Центральный военный оркестр Министерства обороны — музыку из советских кинофильмов. Причем увидеть их можно было не только на сцене: в дни фестиваля военные оркестры выступали и в парках столицы, и даже — впервые — на железнодорожных вокзалах, где их всегда окружали толпы восторженных поклонников.

Статья подготовлена по материалам Партер.ру

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня