Культура

«Родина березовых ложек», или Утраченная память

Екатерина Амеян о повести Платона Беседина

  
1793
Платон Беседин
Платон Беседин

Наше молодое поколение мало читает, а современную литературу многие обходят стороной, особенно если это произведения о каких-то недавних событиях. Многие ссылаются на то, что СМИ уже все написали, забывая, что средства массовой информации констатируют только факты, а литература открывает жизнь во всех ее проявлениях, выворачивает наизнанку душу и помогает посмотреть на привычное с другого ракурса. Но как это объяснить школьникам, которые чтению предпочитают общение в социальных сетях, как напомнить взрослым, что нужно читать и читать серьезную литературу?

О печальных событиях на Украине постоянно пишут СМИ, а тема Крыма бьет рекорды популярности. Но такое ощущение, что во всей этой политической возне забыт человек — простой маленький человек, характерный герой многих произведений русской литературы. До недавних пор мне казалось, что никто еще не смог раскрыть нам весь трагизм событий, происходящих у России под боком. Но с прочтением повести молодого севастопольского писателя Платона Беседина «Родина березовых ложек» мое мнение кардинально изменилось.

Автор погружает нас в самую гущу событий, происходящих в Донбассе. Глазами мальчика-подростка мы видим, как вместе со зданиями разрушается привычный мир людей, которые покидают родные места и уезжают туда, куда им велят. Война одних убивает физически, других убивает морально, как героя повести и его маму, не чувствующих земли под ногами, утративших вместе с родным домом веру и надежду.

Мальчик и его мама из лагеря в Донбассе попадают в Крым. С той самой минуты утраты родного дома, подвергшегося бомбежке, они живут в антисанитарных и невыносимых условиях. Все время их преследует мысль о том, что они вернутся домой в Донбасс, но с каждым днем вера в возвращение угасает. И сколько таких несчастных, которые утратили из-за происходящих на Украине событий, родину и дом?

Повесть повествует о разрушении привычного мира и об отчаянии и безысходности людей, оказавшихся в этом хаосе. Но последние события повести наполнены совершенно иным, глубоким и воспламеняющим память смыслом. Не найдя пристанища в Севастополе, мать и сын отправляются в деревню к бабе Фене. И здесь разворачивается настоящая драма — столкновение эпох и поколений в лице бабы Фени и ее внука. Мальчик, обозленный своим положением, даже представить не может, что его бабушка прошла войну, более жестокую и трагичную (если вообще можно сравнивать войны).

Баба Феня поднимает расколотую ложку и плачет, ведь это память, это скрепа между прошлым и будущим. А молодое поколение так безрассудно уничтожает эту память. Ложка в повести как символ связи между прошлым и будущим, между поколениями, как память о великой и нерушимой державе, как символ единства. А что мы видим, что происходит на постсоветском пространстве? Братские народы становятся друг к другу спиной, подвергаясь влиянию чужих, абсолютно навязываемых идеологий, братские народы стреляют в спины друг друга.

Что касается памяти… «Одна ложка — в могиле у бабушки Фени, другая осталась у меня. И я хочу ее сохранить как оберег и как память. Потому что нет ничего важнее памяти. Без нее мир рвется на куски, растрачивается попусту. Память есть Родина, и она питает, спасает нас. Я разжимаю хватку — ложка остается целой. Теперь она есть одно. Осторожно беру ее и несу в комнату. Поближе к себе» — звучит внутренний монолог мальчика. Память есть Родина, поэтому надо помнить прошлое, чтоб не повторить ошибку в будущем.

Не было бы никакой войны и революций в Украине, если бы стоящие у власти не утратили память, а вместе с ней — связь с родной землей и с собственным народом. Оторванность от корней, употребление отравы в виде чужой идеологии обернулись стране кровохарканьем.

На Украине уже выросло поколение, которое утратило память о братстве славянских народов, о победе в великой войне, разделившей историю всего мира на «до» и «после». Переписываются учебники истории, систематично обрабатывается сознание людей. А военный конфликт с народными республиками — это братоубийственная война. И всю трагедию людей, живущих в Донбассе, мы видим в повести «Родина березовых ложек». Если новости с телеэкранов о бомбежках, о смертях стали чем-то обыденным, не затрагивающими сердце, то в повести Беседина мы видим всю глубину драмы человеческой судьбы на фоне военно-политических конфликтов.

Бабушка Феня умирает — течение времен и смена поколений. После смерти бабушки мальчик, только осознавший потерю и оценивший добро, пытается склеить ложку. Сцена со склеиванием ложки символизирует присоединение Крыма к России. Вся сложность и трагичность этого процесса выражена в нескольких строчках:

«Не ослабляю, держу хватку; держать надо будет долго, потому что поверхность склеивания маленькая — как следует не прижмешь. Надо давить, надо ждать, когда склеится. И главное — надо верить, что склеится».

Действительно, нужно ждать, когда Крым вольется плавно в единое социокультурное пространство России так, что у россиян уже не возникнут мысли: «А зачем нам этот Крым, зачем тратят на него средства?»

Блудный сын вернулся, надо это осознать, понять и принять. И принять так, чтоб он не сожалел о своем возвращении домой. Все склеится, как ложка на родине берез.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня