Культура

«Родина березовых ложек», или Утраченная память

Екатерина Амеян о повести Платона Беседина

  
1798
Платон Беседин
Платон Беседин

Наше молодое поколение мало читает, а современную литературу многие обходят стороной, особенно если это произведения о каких-то недавних событиях. Многие ссылаются на то, что СМИ уже все написали, забывая, что средства массовой информации констатируют только факты, а литература открывает жизнь во всех ее проявлениях, выворачивает наизнанку душу и помогает посмотреть на привычное с другого ракурса. Но как это объяснить школьникам, которые чтению предпочитают общение в социальных сетях, как напомнить взрослым, что нужно читать и читать серьезную литературу?

О печальных событиях на Украине постоянно пишут СМИ, а тема Крыма бьет рекорды популярности. Но такое ощущение, что во всей этой политической возне забыт человек — простой маленький человек, характерный герой многих произведений русской литературы. До недавних пор мне казалось, что никто еще не смог раскрыть нам весь трагизм событий, происходящих у России под боком. Но с прочтением повести молодого севастопольского писателя Платона Беседина «Родина березовых ложек» мое мнение кардинально изменилось.

Автор погружает нас в самую гущу событий, происходящих в Донбассе. Глазами мальчика-подростка мы видим, как вместе со зданиями разрушается привычный мир людей, которые покидают родные места и уезжают туда, куда им велят. Война одних убивает физически, других убивает морально, как героя повести и его маму, не чувствующих земли под ногами, утративших вместе с родным домом веру и надежду.

Мальчик и его мама из лагеря в Донбассе попадают в Крым. С той самой минуты утраты родного дома, подвергшегося бомбежке, они живут в антисанитарных и невыносимых условиях. Все время их преследует мысль о том, что они вернутся домой в Донбасс, но с каждым днем вера в возвращение угасает. И сколько таких несчастных, которые утратили из-за происходящих на Украине событий, родину и дом?

Повесть повествует о разрушении привычного мира и об отчаянии и безысходности людей, оказавшихся в этом хаосе. Но последние события повести наполнены совершенно иным, глубоким и воспламеняющим память смыслом. Не найдя пристанища в Севастополе, мать и сын отправляются в деревню к бабе Фене. И здесь разворачивается настоящая драма — столкновение эпох и поколений в лице бабы Фени и ее внука. Мальчик, обозленный своим положением, даже представить не может, что его бабушка прошла войну, более жестокую и трагичную (если вообще можно сравнивать войны).

Баба Феня поднимает расколотую ложку и плачет, ведь это память, это скрепа между прошлым и будущим. А молодое поколение так безрассудно уничтожает эту память. Ложка в повести как символ связи между прошлым и будущим, между поколениями, как память о великой и нерушимой державе, как символ единства. А что мы видим, что происходит на постсоветском пространстве? Братские народы становятся друг к другу спиной, подвергаясь влиянию чужих, абсолютно навязываемых идеологий, братские народы стреляют в спины друг друга.

Что касается памяти… «Одна ложка — в могиле у бабушки Фени, другая осталась у меня. И я хочу ее сохранить как оберег и как память. Потому что нет ничего важнее памяти. Без нее мир рвется на куски, растрачивается попусту. Память есть Родина, и она питает, спасает нас. Я разжимаю хватку — ложка остается целой. Теперь она есть одно. Осторожно беру ее и несу в комнату. Поближе к себе» — звучит внутренний монолог мальчика. Память есть Родина, поэтому надо помнить прошлое, чтоб не повторить ошибку в будущем.

Не было бы никакой войны и революций в Украине, если бы стоящие у власти не утратили память, а вместе с ней — связь с родной землей и с собственным народом. Оторванность от корней, употребление отравы в виде чужой идеологии обернулись стране кровохарканьем.

На Украине уже выросло поколение, которое утратило память о братстве славянских народов, о победе в великой войне, разделившей историю всего мира на «до» и «после». Переписываются учебники истории, систематично обрабатывается сознание людей. А военный конфликт с народными республиками — это братоубийственная война. И всю трагедию людей, живущих в Донбассе, мы видим в повести «Родина березовых ложек». Если новости с телеэкранов о бомбежках, о смертях стали чем-то обыденным, не затрагивающими сердце, то в повести Беседина мы видим всю глубину драмы человеческой судьбы на фоне военно-политических конфликтов.

Бабушка Феня умирает — течение времен и смена поколений. После смерти бабушки мальчик, только осознавший потерю и оценивший добро, пытается склеить ложку. Сцена со склеиванием ложки символизирует присоединение Крыма к России. Вся сложность и трагичность этого процесса выражена в нескольких строчках:

«Не ослабляю, держу хватку; держать надо будет долго, потому что поверхность склеивания маленькая — как следует не прижмешь. Надо давить, надо ждать, когда склеится. И главное — надо верить, что склеится».

Действительно, нужно ждать, когда Крым вольется плавно в единое социокультурное пространство России так, что у россиян уже не возникнут мысли: «А зачем нам этот Крым, зачем тратят на него средства?»

Блудный сын вернулся, надо это осознать, понять и принять. И принять так, чтоб он не сожалел о своем возвращении домой. Все склеится, как ложка на родине берез.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Бунич

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня