Культура / Кино и театр

Молиться можно и на сцене

Василий Попов о премьере спектакля «Иннокентий»

  
739
Премьера  спектакля «Иннокентий» по одноименной пьесе писателя Валерия Хайрюзова
Премьера спектакля «Иннокентий» по одноименной пьесе писателя Валерия Хайрюзова (Фото: автора)

На новой сцене театра ГИТИСа состоялась московская премьера спектакля «Иннокентий» по одноименной пьесе писателя Валерия Хайрюзова. И точно также, как святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский шёл в своём миссионерском пути полтора века назад, тем же путём идёт по стране и спектакль, поставленный Иркутским областным театром юного зрителя им. А. Вампилова. Премьеры уже состоялись в Иркутске и в Хабаровске.

Имя митрополита Московского и Коломенского Святителя Иннокентия (Вениаминова) вот уже несколько столетий чтят во всём просвещённом мире. Он был священником, путешественником и исследователем, плотником, кузнецом, часовщиком, отливал восковые свечи, строил храмы, писал книги. Просвещал и крестил тысячи людей Сибири, Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, на несколько языков перевёл Слово Божие и сыграл ключевую роль в присоединении Дальнего Востока к России. Деяний, которые за свою жизнь совершил этот подвижник, хватило бы на десяток незаурядных судеб. Невозможно вместить всю жизнь Святителя в одну пьесу, спектакль повествует всего о трёх днях святого Иннокентия, но как в капле воды отражается целый мир, так и в этих трёх днях отражен весь путь Святителя. Автору удалось показать то главное, цельное и духовное, за что мы любим и чтим нашего Иркутского покровителя.

Когда я начал смотреть спектакль, два чувства боролись во мне. Возможно ли совместить жизнь святого с театром? Как это можно показать на сцене? И вообще нужно ли соединять религию с театральным искусством? Но постепенно сомнения мои рассеялись, и я полностью погрузился в происходящее. Сегодня, с этим захлестнувшим нас киношным Голливудом, мы совсем забыли, что зритель — это соавтор пьесы, и он должен «работать» в театре, духовно домысливать, воображать и дорисовывать картинку. А что касается конкретного спектакля, то зрителю необходимо еще и представлять себе о каких исторических личностях идет речь, какую роль сыграли они в истории России. Только в этом случае постановка даст ту полноту и объемность, которую задумал автор. Но интересно то, что есть здесь и другой эффект. Даже если зритель, а особенно молодой, не знал персонажей спектакля, слышал о них впервые, то увиденное наверняка заинтересует его, подтолкнет узнать и прочитать о тех личностях, о которых шла речь, а также постараться понять то время когда они жили.

Действие происходит в середине XIX века, но как современна эта постановка сегодня. Всё те же умонастроения — быть России сильной или нет — всё тоже противостояние либералов и государственников, всё тот же вечный вопрос нравственного выбора. Но главное в этом произведении — Любовь. Именно она всё побеждает и всё устраивает в жизни. Любовь к Родине, любовь в семье, любовь к Богу. Ибо то, что невозможно человеку — возможно Богу. Коллективу театра было важно, чтобы современный зритель почувствовал, что истинная вера, движимая любовью к Богу, к своему народу и Отечеству, помогает человеку совершить деяния, которые потомки назовут великими. На мой взгляд, актеры справились с этой задачей, именно поэтому не хочется говорить об их игре, они запоминаются нам как живые личности, как то, что появилось из прошлого и показало нам свое настоящее. Спектакль невозможно пересказать, его нужно именно смотреть, проживать и чувствовать сопричастность к великому прошлому.

Во все времена великие подвижники работали не только на свое время, но и на прошлое и на будущее, и если мы сегодня посмотрим на наше время, то увидим, что рана между разрушенным Советским союзом и новым временем ещё кровоточит, и я абсолютно убежден, что именно такие произведения врачуют эту рану, останавливают кровь, слёзы нашего народа — соединяют разорванные времена. У старшего поколения не было церквей, но многие из них сегодня поверили истиннее, как-то сразу и четко, развернулись к Богу лицом. Молодое же поколение уже растет с церковью, но делает еще только первые, робкие шаги на пути к вере. Я специально наблюдал за молодыми людьми в зале. И вначале спектакля, видел даже неодобрительные улыбки, слышал хихиканье, когда вышел актер в рясе, некоторым казалось это комичным, неправдоподобным… Но к середине действия все притихли и увлеченно смотрели на сцену, а в конце спектакля аплодировали стоя. Никто не ушел. У всех были другие лица, люди словно прикоснулись к чему-то самому дорогому, настоящему.

Спектакль заканчивается молитвой, действие подводит к молитве, и зритель действительно молится в конце за Отечество, за себя грешного. Честно сказать, я и сам первый раз в жизни помолился в театре. Оказывается, это возможно.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Рябов

Руководитель экспертной группы «Крымский проект», политолог

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня