Культура

Симфония имени Михаила Ходорковского дождалась премьеры в Москве

Организаторы, впрочем, не спешат широко афишировать этот факт. Боятся, что в последний момент зарубят

  
30

6 ноября в Москве состоится российская премьера симфонии, посвященной Михаилу Ходорковскому, бывшему главе нефтяной компании «ЮКОС». Речь идет о произведении «Лос-Анджелес», 4-й симфонии известного эстонского композитора Арво Пярта, написанной в 2008 году.

Мировая премьера симфонии состоялась в начале 2009 года в Лос-Анджелесе и имела большой успех у слушателей и музыкальных критиков, затем была Европейская премьера в Хельсинки. В концертной программке написано, что посвящается она также «всем бесправно томящимся в тюрьме в России». Как сказал сам композитор, он надеется, что его симфония, как «почтовый голубь», возможно, «когда-нибудь достигнет Сибири».

«Он гений, поразительный человек, очень талантливый, с горячим сердцем и чистым взглядом на вещи», — говорит о Ходорковском Пярт. По словам композитора, все плохое, что можно прочесть о бизнесмене в прессе, — это пропаганда, распространяемая российским правительством, при том, что российский суд можно сравнить с иранским или северокорейским.

У нас симфония прозвучит в Рахманиновском зале Московской консерватории в рамках программы «Пение мира о самом себе» известного исполнителя и пропагандиста новой музыки Алексея Любимова. Практически все билеты на концерт уже распроданы.

Почему симфония, посвященная Ходорковскому, включена в программу «Пение мира», «Свободной прессе» рассказал Алексей Любимов.

«СП»: — Алексей Борисович, почему вы решили исполнить эту симфонию?

— Я послушал ее и понял, что в этом концерте она будет уместна. Сам концерт посвящен творчеству современных композиторов, утверждающих определенные идеи, связанные и с человеком, и с космосом, и с ритуальностью музыки. Мне интересно исполнить эту симфонию по нескольким причинам. Во-первых, потому что это новое произведение Пярта, написано им буквально только что, и в нашей стране это будет премьера. Во-вторых, это крупное симфоническое произведение. В-третьих, оно посвящено Михаилу Ходорковскому. Из-за этого, симфония вряд ли могла бы, как мне кажется, быть заявлена к исполнению каким-то большим симфоническим коллективом у нас в России.

«СП»: — Пярт очень проникся судьбой Михаила Ходорковского, вы разделяете отношение композитора к бывшему олигарху?

— Пярт совершенно, так же как и я, далек от политики и политических интриг, но в данном случае он выразил свою гражданскую позицию. Но это, прежде всего, очень хорошая, классная музыка. Это не портрет Ходорковского и не портрет эпохи. В 4-ой симфонии Пярта есть, конечно, и большая внутренняя напряженность, и драматизм, и, в тоже время, какая-то просветленность и даже отрешенность. Это сочинение совершенно не иллюстративно, не программно и не плакатно. «Лос-Анджелес» — чистая музыка, где высказывается языком звуков какие-то очень сильные духовные позиции автора.

«СП»: — Композитор рад, что скоро состоится российская премьера?

— Я очень надеюсь, что он даже сам сможет приехать на премьеру. Мы с ним в давних, очень дружеских отношениях. Когда он узнал, что я собираюсь включить ее в программу, очень поразился и обрадовался. Пярт очень трепетно относится к своим сочинениям, а к произведениям, которые несут в себе какой-то гражданский смысл и общечеловеческий, особенно внимательно.

«СП»: — Писали, что на зарубежные премьеры симфонии приходили люди, лично знакомые с Ходорковским и благодарили автора. Ожидаете, что у на ваш концерт тоже придет кто-то из его близких?

— Я буду очень рад, если кто-то из близких ему людей узнает об этом исполнении. Хотя, у меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, мне хочется, чтобы это событие получило большой резонанс — чтобы пришло много людей, как-то связанных с процессом — его адвокаты, родственники, писательница Людмила Улицкая, которая переписывалась с ним и поддерживала. Но, с другой стороны, не хотелось бы преждевременно делать слишком большой акцент на посвящении ввиду некоторых наших порядков. Я просто боюсь, что начальство может перепугаться и, не дай бог, они попытаются отменить концерт или поменять программу. Это невозможно. Я, конечно, не думаю, что в наше время такое произойдет, тема довольно открытая. Но, тем не менее, рисковать не хочется.

«СП»: — А пока что никто не препятствовал вашему решению исполнить эту симфонию?

— Я вобщем-то ни у кого не спрашивал и особенно об этом не распространялся. В заявке указано просто — 4-я симфония. То, что произведение посвящено Ходорковскому, там не написано. Но это обязательно будет указано в программе.


Пресс-секретарь Михаила Ходорковского Максим Дбар рассказал «Своободной прессе», что он сам и еще несколько близких Ходорковскому людей собираются посетить премьеру.

— Это, конечно, очень удивительно, что у нас состоится такая премьера, — говорит Дбар. — Я знаю, что она исполнялась с успехом в других странах. Я буду рад ее послушать у нас и, если будет возможность, пообщаться с композитором. Сам факт того, что даже посредством музыки люди пытаются выразить свое отношение к делу и свою поддержку, безусловно, очень важен для семьи, знакомых и близких, для самого Михаила Борисовича и для всех людей, которые к этой проблеме причастны.


О проекте Алексея Любимова «А.ПЯРТ — В. СИЛЬВЕСТРОВ — «Пение мира о самом себе».

Программа включает в себя сочинения Валентина Cильвестрова и Арво Пярта. При разности композиционных приёмов, этих авторов объединяет особое отношение к звучащей материи, к музыкальному времени, поискам духовных координат.

Объединение в первом отделении Багателей и Духовных хоров Сильвестрова неслучайно. Сам композитор признавался, что «…моя хоровая музыка возникла из багателей. Это песни без слов для фортепиано. Однажды они зазвучали в уме, как Аллилуйя…»

Творчество Арво Пярта будет представлено очень известным опусом — «Tintinnabuli» № 1: «Алина» для фортепиано, созданным в 1976 году, а также одним из последних его сочинений — Симфонией № 4 (которая в России будет исполнена впервые). В середине 1970-х Пярт пришёл к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах — трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда, который назвал tintinnabuli (лат. «колокольчики») и охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, проникнутых смиренным и возвышенным религиозным духом.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Марков

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня