18+
пятница, 20 января
Культура

Симфония имени Михаила Ходорковского дождалась премьеры в Москве

Организаторы, впрочем, не спешат широко афишировать этот факт. Боятся, что в последний момент зарубят

  
26

6 ноября в Москве состоится российская премьера симфонии, посвященной Михаилу Ходорковскому, бывшему главе нефтяной компании «ЮКОС». Речь идет о произведении «Лос-Анджелес», 4-й симфонии известного эстонского композитора Арво Пярта, написанной в 2008 году.

Мировая премьера симфонии состоялась в начале 2009 года в Лос-Анджелесе и имела большой успех у слушателей и музыкальных критиков, затем была Европейская премьера в Хельсинки. В концертной программке написано, что посвящается она также «всем бесправно томящимся в тюрьме в России». Как сказал сам композитор, он надеется, что его симфония, как «почтовый голубь», возможно, «когда-нибудь достигнет Сибири».

«Он гений, поразительный человек, очень талантливый, с горячим сердцем и чистым взглядом на вещи», — говорит о Ходорковском Пярт. По словам композитора, все плохое, что можно прочесть о бизнесмене в прессе, — это пропаганда, распространяемая российским правительством, при том, что российский суд можно сравнить с иранским или северокорейским.

У нас симфония прозвучит в Рахманиновском зале Московской консерватории в рамках программы «Пение мира о самом себе» известного исполнителя и пропагандиста новой музыки Алексея Любимова. Практически все билеты на концерт уже распроданы.

Почему симфония, посвященная Ходорковскому, включена в программу «Пение мира», «Свободной прессе» рассказал Алексей Любимов.

«СП»: — Алексей Борисович, почему вы решили исполнить эту симфонию?

— Я послушал ее и понял, что в этом концерте она будет уместна. Сам концерт посвящен творчеству современных композиторов, утверждающих определенные идеи, связанные и с человеком, и с космосом, и с ритуальностью музыки. Мне интересно исполнить эту симфонию по нескольким причинам. Во-первых, потому что это новое произведение Пярта, написано им буквально только что, и в нашей стране это будет премьера. Во-вторых, это крупное симфоническое произведение. В-третьих, оно посвящено Михаилу Ходорковскому. Из-за этого, симфония вряд ли могла бы, как мне кажется, быть заявлена к исполнению каким-то большим симфоническим коллективом у нас в России.

«СП»: — Пярт очень проникся судьбой Михаила Ходорковского, вы разделяете отношение композитора к бывшему олигарху?

— Пярт совершенно, так же как и я, далек от политики и политических интриг, но в данном случае он выразил свою гражданскую позицию. Но это, прежде всего, очень хорошая, классная музыка. Это не портрет Ходорковского и не портрет эпохи. В 4-ой симфонии Пярта есть, конечно, и большая внутренняя напряженность, и драматизм, и, в тоже время, какая-то просветленность и даже отрешенность. Это сочинение совершенно не иллюстративно, не программно и не плакатно. «Лос-Анджелес» — чистая музыка, где высказывается языком звуков какие-то очень сильные духовные позиции автора.

«СП»: — Композитор рад, что скоро состоится российская премьера?

— Я очень надеюсь, что он даже сам сможет приехать на премьеру. Мы с ним в давних, очень дружеских отношениях. Когда он узнал, что я собираюсь включить ее в программу, очень поразился и обрадовался. Пярт очень трепетно относится к своим сочинениям, а к произведениям, которые несут в себе какой-то гражданский смысл и общечеловеческий, особенно внимательно.

«СП»: — Писали, что на зарубежные премьеры симфонии приходили люди, лично знакомые с Ходорковским и благодарили автора. Ожидаете, что у на ваш концерт тоже придет кто-то из его близких?

— Я буду очень рад, если кто-то из близких ему людей узнает об этом исполнении. Хотя, у меня к этому двоякое отношение. С одной стороны, мне хочется, чтобы это событие получило большой резонанс — чтобы пришло много людей, как-то связанных с процессом — его адвокаты, родственники, писательница Людмила Улицкая, которая переписывалась с ним и поддерживала. Но, с другой стороны, не хотелось бы преждевременно делать слишком большой акцент на посвящении ввиду некоторых наших порядков. Я просто боюсь, что начальство может перепугаться и, не дай бог, они попытаются отменить концерт или поменять программу. Это невозможно. Я, конечно, не думаю, что в наше время такое произойдет, тема довольно открытая. Но, тем не менее, рисковать не хочется.

«СП»: — А пока что никто не препятствовал вашему решению исполнить эту симфонию?

— Я вобщем-то ни у кого не спрашивал и особенно об этом не распространялся. В заявке указано просто — 4-я симфония. То, что произведение посвящено Ходорковскому, там не написано. Но это обязательно будет указано в программе.


Пресс-секретарь Михаила Ходорковского Максим Дбар рассказал «Своободной прессе», что он сам и еще несколько близких Ходорковскому людей собираются посетить премьеру.

— Это, конечно, очень удивительно, что у нас состоится такая премьера, — говорит Дбар. — Я знаю, что она исполнялась с успехом в других странах. Я буду рад ее послушать у нас и, если будет возможность, пообщаться с композитором. Сам факт того, что даже посредством музыки люди пытаются выразить свое отношение к делу и свою поддержку, безусловно, очень важен для семьи, знакомых и близких, для самого Михаила Борисовича и для всех людей, которые к этой проблеме причастны.


О проекте Алексея Любимова «А.ПЯРТ — В. СИЛЬВЕСТРОВ — «Пение мира о самом себе».

Программа включает в себя сочинения Валентина Cильвестрова и Арво Пярта. При разности композиционных приёмов, этих авторов объединяет особое отношение к звучащей материи, к музыкальному времени, поискам духовных координат.

Объединение в первом отделении Багателей и Духовных хоров Сильвестрова неслучайно. Сам композитор признавался, что «…моя хоровая музыка возникла из багателей. Это песни без слов для фортепиано. Однажды они зазвучали в уме, как Аллилуйя…»

Творчество Арво Пярта будет представлено очень известным опусом — «Tintinnabuli» № 1: «Алина» для фортепиано, созданным в 1976 году, а также одним из последних его сочинений — Симфонией № 4 (которая в России будет исполнена впервые). В середине 1970-х Пярт пришёл к новому стилю, основанному на простейших звуковых элементах — трезвучии и движении по тонам диатонического звукоряда, который назвал tintinnabuli (лат. «колокольчики») и охарактеризовал как «бегство в добровольную бедность». Стиль tintinnabuli был развит им в многочисленных партитурах, проникнутых смиренным и возвышенным религиозным духом.

Популярное в сети
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Михаил Александров

Военно-политический эксперт

Борис Шмелев

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня