27 ноября в прокат выходит фильм Алексея Балабанова «Морфiй». Он снят по сценарию Сергея Бодрова-младшего, который написал его по мотивам ранних рассказов Михаила Булгакова. Как все фильмы Балабанова, «Морфiй» вызывает ожесточенные споры, однако все сходятся в одном: роль сестры милосердия, сыгранная Ингеборге Дапкунайте, — весьма достойная работа. На премьере «Морфiя» в Питере актриса ответила на вопросы обозревателя «СП».
— Ингеборга, в фильме «Морфiй» много медицинских подробностей…
— Мы пытались сделать все максимально достоверно. Было несколько консультантов-хирургов. Ампутацию в одном очень важном эпизоде делал своими руками хирург, а не артист. Роды тоже были максимально приближены к реальным.
— А уколы за вас тоже кто-то колол?
— Нет, сама. Меня учили, я была прилежной ученицей. Трудность заключалась в том, что обучалась я на одноразовых пластмассовых шприцах, а на съемках пришлось сделать укол исполнителю главной роли Лене Бичевину старым, дореволюционным шприцом. Толстая игла просто отскочила от его мягкого места… Тогда я сделала замах побольше и со всей силы вонзила иглу. Бичевин стерпел!
- В детстве почти все девочки играют в медсестру и доктора…
— Я за собой такого что-то не припомню. Доктором никогда не хотела стать. Всегда рвалась в актрисы.
— А сами пробовали когда-нибудь наркотики, как ваша героиня?
— Нет, никогда. Насколько я знаю, Алексей Балабанов и Сергей Сельянов (кинопродюсер «Морфiя») тоже никогда не баловались ничем подобным.
— Чем привлек вас сценарий «Морфiя»? Вряд ли картина будет иметь широкий прокат и большой коммерческий успех. Выпущено всего 90 копий, в то время как «Адмиралъ» был выброшен на рынок в 1100 копиях…
— Во-первых, меня привлек не сценарий, а режиссер. Алексей — настоящий художник, он создает свой мир, в который мне хочется войти и стать его частью. Я всегда готова у него сниматься, и уже снималась в картине «Война». С Балабановым комфортно работать, у него текст всегда детально прописал. Он любит повторять: «Учи буквы! Все остальное будет нормально!» Леша в этой роли меня как будто за руку вел, и мне не было трудно. Я просто подчинялась его воле.
— А крепкие выражения он на площадке использует?
— Леша на площадке не матерится. Да и в обычной жизни я от него слова плохого не слышала. Он очень просветленный человек, добрый. Хотя за глаза о нем чего только ни говорят. Леша смеется: «Меня даже „сатанистом“ называли…»
— Легко ли согласились на откровенные сцены в «Морфiе»?
— Легко. Если моя героиня по сценарию моется в корыте, было бы странно, если бы она надела купальник. В постели с главным героем мы просто лежим, а не занимаемся любовью. Кстати, в балабановской картине «Война» меня, подобно скелету, вытаскивали из ямы, и я там очень «нелестно» выглядела. Но мне, если честно, наплевать, что я там вся в синяках.
— Как отнеслись к тому, что Никита Михалков в «Утомленных солнцем-2» заменил вас на Викторию Толстоганову?
— Абсолютно нормальная ситуация. Режиссер фильма — он хозяин. Кого хочет, того снимает. Меня никто не обязан снимать, и я ни у кого не обязана сниматься. Когда есть взаимосогласие, тогда работаем.
— Не все поклонники вашего актерского таланта приветствовали ваше появление в проекте «Звезды на льду». Неужели пошли туда раскрутки ради?
— Нет, конечно, про медийность я совсем не думала. Меня увлекла возможность провести несколько месяцев в компании великих спортсменов и тренеров. Я работала с олимпийскими чемпионами, они меня учили кататься на коньках… Да такие уроки и такие эмоции за бешеные деньги не купишь!
— Сейчас на коньках часто катаетесь?
— С тех пор ни разу не вставала. Это, наверное, чисто профессиональная черта. Ты снялась в этой картине -- и все, побежала дальше.
— Если на каток не заглядываете, то как поддерживаете форму?
— Делаю интенсивную зарядку каждый день.
— А как питаетесь?
— Писали, что я люблю литовскую кухню, но это не так. Я даже не знаю, какую кухню люблю. Но ем, можно сказать, со здравым смыслом. Не наворачиваю всякие колбасы. Если уж мясо, рыба, то натуральным куском. Я не курю, практически не пью.
- Где вы сейчас снимаетесь?
— Заканчиваются съемки в Финляндии в очень интересном фильме «Фэарвелл» режиссера Кристиана Кариона. История о том, как в 1981 году полковник КГБ решил передавать секретную информацию французам. Кристиан Карион может быть знаком вам по картине «Счастливое Рождество». В нашем фильме роль русского полковника играет не кто иной, как знаменитый режиссер Эмир Кустурица. А я сыграла его жену. Эмир оказался прекрасным партнером, мы подружились.
Еще снялась в картине «Доброволец», там продавала хот-доги — роль небольшая, но веселая. Сыграла характерную роль в фильме «Весельчаки» — там я мама трансвестита!
— Вы одна из самых стильных актрис. Как оттачиваете свой вкус?
— У меня только один принцип. Важнее всего — что ты на себя не надеваешь. При таком огромном выборе хочется на себя все «напихать», и трудней всего остановиться. Вот сегодня на мне и сережки, и кольцо — это уже много.
— Вы и в жизни умеете легко отсекать ненужное?
— Нет, я трудно принимаю решение. Но если приняла, то никогда не буду жалеть о последствиях.
— Вы отличаетесь очень своеобразным чувством юмора. Откуда оно у вас?
— Когда я родилась, папа выпил и сказал: «Какая жалость, что девочка! Ноги-то у нее будут, как мои — кривые!» Он у меня большой шутник. Видимо, я в него.