Культура / Кино и театр

Вечная Чайка под легким ветром

На Таганке 73458-я премьера чеховской пьесы

  
516
Вечная Чайка под легким ветром
Фото: предоставлено пресс-службой Театра на Таганке

В конце апреля в Театре на Таганке состоялась премьера чеховской «Чайки», впрочем, не просто, а «Чайки 73458» и эта впечатляющая цифра, по словам создателей спектакля, в определенной степени отражает число постановок легендарной пьесы. Трудно сказать, является ли прочтение Дайнюса Казлаускаса именно 73 тысячи 458-м, но то, что «Чайку» ставили многократно — это несомненно. При этом, Таганка решила сделать прежде всего «Чайку» Антона Чехова, а потом уже учесть все 73457 предыдущих режиссерских прочтений.

Фото: предоставлено пресс службой Театра на Таганке

В общем-то, в новом спектакле есть все, что нужно москвичу перед походом в театр. Классический материал и литовский режиссер. Литовцы (режиссеры) завоевывают Москву куда успешнее, чем князья 16-го века. Даже не поминая Эймунтаса Някрошюса, театром Вахтангова успешно руководит Римас Туминас, в театре Маяковского «Золотую маску» в 2017 году получил дуэт художественного руководителя Миндаугаса Карбаускиса и драматурга Марюса Ивашкявичюса, так что, если вы хотите сделать хорошую постановку нужно не «в Москву», а в Литву.

Из Литвы директор театра на Таганке Ирина Апексимова привезла не только режиссера Дайнюса Казлаускаса, но и целую команду. Художника-сценографа, художника по костюмам Индре Пачесайте (супругу Казлаускаса), художника по свету Дарюса Малинаускаса, композитора Игнаса Юзокаса.

Читайте также

Литовский актер и режиссер Казлаускас приехал с нетипичным стремлением не удивлять и шокировать, а сохранить исходный посыл. Как он сам отмечает в интервью, «режиссура в нашем сегодняшнем понимании — это сказать что-то такое, чего не смог донести автор. Тогда зачем ты берешься за его пьесу? И начинается: пьесе ломают позвоночник и пишут свою версию».

Возникает естественное противоречие, кто-то скажет, что нет никакого смысла ставить такую пьесу, как «Чайка» без этого самого перелома. Самые яркие примеры — «Чайка» Юрия Бутусова в «Сатириконе», о которой, видимо, Казлаускас и говорил в цитируемом интервью, что «там было все, кроме самой пьесы, от нее осталось только название», а также номинировавшаяся на «Золотую маску» в этом году «Чайка. Эскиз» Евгения Марчелли ярославского Театра им. Волкова. Театр Бутусова, с большим к нему уважением, можно вынести за скобки, а вот постановка Марчелли, наверное, является одной из лучших «чаек» на сегодняшний день, прекрасно сыгранной, отлично продуманной, и, если уж на то пошло, не с переломанным хребтом.

«Чайка 73458» значительно ближе к Марчелли, чем к Бутусову, режиссер не выбегает на сцену в диком танце и актрисы не сплетаются в безумном калейдоскопе Аркадиных-Нин. Впрочем, при всей бережности интерпретации, какая-то изюминка нужна всегда, в данной постановке помимо цифры в названии это новый персонаж, которого играет народный артист Юрий Смирнов. Это Константин Треплев с позиции вечности, уже после самоубийства, и призрак, и частица той самой, придуманной им самим «мировой души», вот и в пьесе об орлах и куропатках дух читает большую часть роли «чайки» Заречной. Начинается спектакль также со стихотворения «Чайка 73458» в исполнении Смирнова, будто сочиненным Треплевым в своем небытии.

Надтреснутый печальный голос Смирнова задает тон всему спектаклю, а его герой напоминает персонажа рассказа Борхеса, додумывающего свой роман в ту секунду, пока к нему летит пуля во время расстрела. Треплеву-старику торопиться некуда, он бродит по сцене, бросая ироничные комментарии, и переживает главные моменты снова и снова. Учитывая, что Юрий Смирнов служит в культовом театре с 1963 года, в его появлениях можно увидеть и мост, привет (призрака?) старой Таганки.

Кстати, молодая Таганка в спектакле вполне на уровне, хорошо смотрится главный дуэт Александра Метелкина и Дарьи Авратинской (дочери Апексимовой и Валерия Николаева, выпускницы курса Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ), Тригорин в исполнении музыканта (фрик-барда, по собственному определению) Василия Уриевского.

Фото: предоставлено пресс службой Театра на Таганке

В целом, за вычетом персонажа Смирнова, мы видим достаточно традиционную «Чайку», с режиссурой, как ее характеризует пресс-релиз, «подобной ветру, который лишь оживляет листву на деревьях». С мягким юмором в эпизодах, с хорошими актерскими работами от самой Ирины Апексимовой, которая в образе Аркадиной дебютировала на сцене возглавляемого ею в качестве директора с 2015 года театра, до Сергея Векслера — в роли администратора, который не дает хомуты и рассказывает о попадании в запендю.

Фото: предоставлено пресс службой Театра на Таганке

Но избежал ли режиссер «запенди» выбора между старыми и новыми формами, о которой сокрушается в пьесе и сам Треплев? Тут решать и оставаться при своем мнении зрителю. С другой стороны, из такого количества «чаек» нетрудно выбрать что-то для себя.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня