Культура / Кино и театр

Увлечь за 3 минуты

Челябинский хореограф о том, почему не стоит пытаться понять современный танец и как в него погрузиться

  
813
Увлечь за 3 минуты
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Передо мной изящная, хрупкая женщина со словно прозрачной кожей и тонкими пальцами. Сложно поверить, что человек с такой эльфийской внешностью может быть жестким и требовательным. Но в хореографии иначе нельзя.

Ольга Григорьева, доцент хореографического факультета Челябинского государственного института культуры, занимается танцем (в разных его проявлениях) с 6 лет. Она окончила музыкально-хореографический лицей № 10, Челябинскую государственную академию культуры и искусств, выступала в составе Театра современного танца Ольги Пона, работала руководителем детского хореографического коллектива. В 2005 Ольга была приглашена в свою альма-матер, ЧГАКИ (сегодня — Челябинский государственный институт культуры) уже в качестве преподавателя.

«СП»: — Сложно представить, что вы жестко ведете занятия…

— Да, это так (улыбаясь). Но я отношусь к этому с юмором. Студенты приходят с разным уровнем подготовки. Тем, кто послабее, достаточно сложно находиться в одном классе с лидерами. Но я понимаю, что у них свой путь, свой процесс профессионального становления, и знаю: они, окончив институт, станут прекрасными постановщиками, преподавателями, проявят себя в самостоятельной работе, активно используя все знания и навыки, приобретенные в вузе. Поэтому нельзя никого гасить во время обучения. Хотя должна отметить, что из года в год у нас достаточно «крепкие» наборы. Приходят студенты, которые нацелены на успех в профессии. Сомневающиеся отсеиваются еще на подготовительных курсах или в первый год обучения. Доплывают самые целеустремленные, интересующиеся.

«СП»: — В институте вы преподаете основы композиции народно-сценического танца и методику преподавания эстрадного танца. Как удается совмещать такие разные направления?

— Всё это связано. Эстрадный танец — это не какой-то отдельный вид как, скажем, классический, историко-бытовой танец или модерн. У него нет своего экзерсиса, не разработана методология. Эстрадный танец — это танцевальное жанр, который вмещает в себя все виды, стили, направления танца и даже акробатику или, например, пантомиму. Эстрадный номер может быть основан на хореографической лексике как классического танца, так и народного, бального и других.

«СП»: — В чем специфика эстрадного танца? Как отличить хороший номер от плохого?

— Эстрадный танец — это, как правило, малые формы, небольшие хореографические композиции, поэтому номер должен ухватить и держать внимание зрителя на протяжении плюс-минус 4-х минут. Чем удержать внимание зрителя? Особенной идеей, доступностью изложения, современностью, трюковыми элементами, интересной музыкой, неожиданными поворотами, необычными хореографическими решениями. К сожалению, сегодня не все следуют этим принципам.

Я принимаю участие в качестве жюри в международных, всероссийских танцевальных конкурсах и вижу разные «эстрадные танцы». Некоторые номера представляют собой хореографическое действие даже близко не отражающее природу эстрадного жанра. Такие номера состоят из набора движений, напоминают комплекс упражнений танцевальной аэробики. О проблемах эстрадного танца можно говорить много и долго. Этой теме было посвящено одно из моих выступлений «Проблема профессионализма в хореографическом пространстве эстрадного танца» на международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре» в 2016 году. Была очень жаркая дискуссия по этому поводу, много мнений, высказываний, предложений, что подтверждает остроту проблемы.

Читайте также

«СП»: — Насколько я знаю, недавно вышло в свет ваше методическое пособие по эстрадному танцу…

— Когда я начала преподавать в институте, оказалось, что нет структурированного и полноценного исследования эстрадного танца. Более того я не могла найти ни одного учебно-методического пособия, которое указало бы мне правильный курс. Я начала собирать сведения, анализировать историю развития, проблемы и перспективы эстрадного танца как вида сценического искусства, как специальной дисциплины профильного вуза. Постепенно сложилось четкое представление о том, что должно представлять собой занятие по эстрадному танцу, исходя из природы эстрадного жанра. Формирование данного пособия было достаточно длительным, и этот процесс еще не завершен. Пока издавалось пособие, появились новые интересные для меня темы, которые я хотела бы изложить в следующем издании.

В изданном пособии представлена авторская методика преподавания эстрадного танца, изложена структура дисциплины, даны рекомендации по сочинению учебно-тренировочных и танцевальных комбинаций, развитию прыжка, устойчивости. Подобных методических пособий именно по эстрадному танцу нет. По словам профессора, заслуженного артиста России Виктора Ивановича Панферова, оно является единственным и уникальным в своем роде.

«СП»: — Чем отличается эстрадный танец от современного, так называемого contemporary dance?

— В эстрадном танце должно быть понятно, про что это — про любовь, смерть, победу коммунизма. «Плакатный» подход. В современной хореографии — по-другому. Не факт, что зритель поймет именно ту идею, которую закладывал хореограф. Он может придумать свою историю, к нему придут его личные ассоциации — и это тоже будет правильно.

«СП»: — Но некоторые современные хореографические композиции иногда даже ассоциаций не вызывают. Непонятно, о чем танцуют…

— Так и не обязательно должно быть понятно. Отправляясь смотреть современную хореографию, не ждите, что вам там расскажут о чем-то конкретном. Туда нужно идти, чтобы насладиться красотой танца — движениями танцоров, музыкой и светом, необычным освоением сценического пространства. Если вы вдруг поняли, что происходит на сцене и у вас сложилось полноценное представление о происходящем — прекрасно. Но уверяю вас, у каждого из сидящих в зале сформируется своя история. Бывает и так, что у одного человека танец или спектакль вызовет бурю эмоций, у другого же не будет понимания и сопереживания. Это говорит о готовности и неготовности конкретного зрителя воспринимать происходящее. На мой взгляд, восприятие современного танца требует именно погружения, не предполагает спешки, суетливых попыток понять что-то конкретное.

«СП»: — С другой стороны, сегодня популярны массовые коммерческие проекты — «Танцы», «Танцы со звездами». Почему?

— Эти проекты интересны зрелищностью, современностью, амбициозностью, масштабностью. Мне как постановщику сценических танцев очень интересны подобные проекты — и наши, российские, и зарубежные. «Танцы на ТНТ» считаю стильным, сильным проектом, хоть и жестким. Один из моих учеников Олег Клевакин — непростой студент, но очень талантливый исполнитель (смеется) — дошел до финала этого проекта.

«СП»: — Много ли среди ваших выпускников тех, кем вы гордитесь?

— Среди выпускников хореографического факультета нашего института много настоящих профессионалов, успехами которых я, безусловно, горжусь. Наши выпускники работают в государственных танцевальных коллективах, среди которых «Гжель» (Москва), ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова (Башкортостан), «Урал» (Челябинск), который, кстати, недавно приехал из Карелии с международного конкурса, где взял гран-при. Наши выпускники являются артистами современных танцевальных коллективов. Это театр современного танца под руководством Ольги Пона (Челябинск), «Провинциальные танцы» (Екатеринбург), Boroditsky Dennis Dance Company (Москва) и другие. Многие уезжают за рубеж и работают в США, Бельгии, Швеции. География выпускников огромна! Сразу всех и не вспомнишь. При этом они конкурентоспособны как профессионалы.

«СП»: — Вы неоднократно приглашались для постановки массовых хореографических композиций при подготовке таких значимых мероприятий, как празднование Дня города, День Победы и других массовых зрелищ. Сложно работать с большим количеством танцоров, участников постановки?

— Для подготовки подобного рода мероприятий всегда формируется профессиональная команда. Работать в ней очень ответственно, но безумно интересно. Требуется большая концентрация, так как здесь четко определены цели, задачи, а главное — сроки. Придумать хореографическую композицию, отвечающую задумке режиссера, несложно. Гораздо сложнее перенести ее на массового исполнителя. Чаще действие разбивается на небольшие фрагменты и разучивается отдельно с каждой группой исполнителей. Затем на общих репетициях всё собирается в полноценное хореографическое полотно.

Читайте также

«СП»: — Что для вас танец в широком смысле — не как работа, а как жизненная философия? Каждый ли может быть танцором?

— Это гармония… А вообще… сложный вопрос… Танец — это определенная дисциплина души и тела. Это гармоничное состояние, когда ты можешь выразить свои эмоции, переживания, чувства. Потрясающее ощущение, когда ты танцуешь, и твое тело в этот момент работает на 100%. Полное ощущение того, что ты управляешь энергиями природы. Гармония рождается, когда тело профессионально воспитано — у тебя хорошая координация, хорошая наполненность движений, грамотная мышечная работа, и при этом есть внутреннее живое чувство, эмоция, энергия.

«СП»: — Есть ли у вас сейчас какая-то идея или, может быть, образ, которые хочется воплотить в танце?

— Мне захотелось погрузиться в музыкальную тему «Коробейники», поставить танцевальный номер, в котором эта тема обыгрывалась бы в разных стилях — танго, вальс, романс, джайв. Таким образом, я хочу раскрыть образы персонажей, придать им окраску через музыку. Сложность в том, что сама мелодия «Коробейники» всем хорошо знакома, если не сказать «заезжена». Поэтому мне показалось интересным показать ее в современном ключе. Пока не знаю, «прорвусь» ли через эту тему, но попробовать хочется.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук

Владислав Белов

Заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра германских исследований ИЕ РАН

Александр Скиперских

Профессор НИУ ВШЭ в Перми

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
10 лет Свободной Прессе
Игорь Юшков
Игорь Юшков

Поздравляю «Свободную прессу» с юбилеем! 10 лет для СМИ — это серьезный возраст, переход от юности к зрелости. «Свободная пресса» — это портал, который всегда отличался уравновешенностью и обстоятельностью в своих материалах, предоставлял слово всем сторонам процессов. Это добавляет вам изюминку. Вы остаетесь площадкой, где представлены разные точки зрения, что привлекает аудиторию. Желаю вам продолжать работать в том же духе и не сбавлять темпов!

Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня