Культура

Остаться в живых на российском телевидении

Проблема телевизионного кино в нашей стране закрыта сериалом «Lost»

  
39

Из блогов:

«Мое знакомство с сериалами началось в апреле 1990-го. Я лично был свидетелем того, как на Америку обрушился Twin Peaks. Улицы городов реально пустели, страну можно было разбирать голыми руками и выносить в Мексику. Подобное я наблюдал в далеком 79-м, когда по одному из двух имевшихся в нашем городе каналов показывали „Место встречи изменить нельзя“ с Высоцким. В отличие от советского, американский сериал состоял не из пяти серий, а из тридцати. Раскручивающаяся подобно пружине история убийства этой бестолочи Лоры Палмер перекопала меня и, в каком-то смысле, пашет до сих пор.».

Прошло 20 лет. В американском кинематографе и на американском телевидении и сейчас всё отлично. В кинотеатрах бьет все рекорды «Аватар», по первому каналу «Lost» последний сезон. Как выразился один из мэтров российского кинематографа, сценарист Юрий Арабов: «Проблема продюсерского кино „Аватаром“ в нашей стране закрыта». Точнее не скажешь. Что касается нашего телевидения, проблема телевизионного кино в нашей стране закрыта сериалом «Lost».

Можно спорить о содержании этого продукта, о его качестве спорить не приходится: нам сравнивать не с чем. Это — потолок, до которого отечественному производителю далеко. Пока американское кино и телевидение росли, мы только деградировали: после «Семнадцати мгновений весны», или «Место встречи изменить нельзя», мы добились эффекта «опустевших улиц» за счёт российских телевизионных сериалов.

На создание телевизионного сериала в России работает следующая цепочка: заказчик (канал), студия — производитель (кинокомпания), исполнители заказа (автор сценария, сценарная группа, режиссёр, актёры). Теперь по порядку.

Заказчик (канал).

Заказчик, долго рассказывает драматургу, что всё, чему его научили в его киношколе — следует забыть. Не надо творить, искать оригинальные сюжеты, писать качественные сценарии. Нужно помнить о том, что люди в нашей стране — тупое стадо, приученное «хавать» тот корм, которым его второе десятилетие снабжает отечественное телевидение со времён «Клубнички» Юрия Беленького. Он, заказчик, убеждён: наша целевая аудитория — домохозяйки и люди пенсионного возраста, которым совершенно неважны никакие там художественные ценности ваших (драматургов) произведений. Им надо быстро, доходчиво, дёшево.

Когда же профессиональное сообщество драматургов возмутилось, Заказчик сказал: нет проблем. Не нравится — не пишите. С тех пор большинство сериалов в России пишется людьми, которые ни к кино, ни к телевидению вообще никакого отношения не имеют.

А это крайне выгодно. Профессиональному драматургу нужно платить соответствующий гонорар (который, кстати много меньше гонораров тех же американских сценаристов), выслушивать его «капризы» («это — некачественно, а вот такого бреда я писать не буду»), и т. д. В общем, капризные они слишком, эти сценаристы. А девочка с первого курса юридической академии готова месяцами расписывать превратности судьбы несчастной Маши Петровой. Ещё это готова делать домохозяйка, научившаяся худо-бедно загонять в предложенный шаблон наше мыло, где на сорок две страницы текста расписаны «говорящие головы» с ремарками «смеются», «рыдают», «бьются в истерике». Много ума не надо, — а на хлебушек заработаешь. Таким авторам компании платят гроши, затем обзывают этих людей «сценаристами» и иногда указывают их фамилии в титрах.

Если же кинокомпания разорилась на профессиональных сценаристов, к ним будет приставлена армия редакторов: как правило, людей не то, что с непрофессиональным образованием, а зачастую и без образования вообще. И эти редакторы «учат» сценаристов, как они должны работать, что писать, и как они должны это делать. Редакторы наших кинокомпаний — это вообще отдельная тема.

Другие, варианты: кинокомпания, получившая заказ от канала, нанимает группу авторов, которые расписывают энное количество серий, придумывают концепцию, расписывают персонажей и т. д. Потом группа распускается, проект якобы «закрывается по вине заказчика», и компанией нанимается очередная группа — уже непрофессиональных авторов, которые расписывают до готового продукта разработанный проект, за совсем смешные деньги.

Крайне редко заказчик готов платить за действительно качественный продукт. Но качественный по нашим меркам — это не то же самое, что качественный по меркам американского телевидения. Мы вообще не стремимся к качеству, мы стремимся к баблу: получить — отмыть — распилить. Кто при этом занимается непосредственно созданием «корма» — значения не имеет.


Для справки:

Бюджет пилотной двухчасовой серии «Lost» составляет около 12 миллионов долларов. Как показала практика, это решение стоило вложенных средств, так как фильм стал самым популярным за всю историю телеканала ABC.


Сценаристы, в свою очередь, давно перестали относится к телевизионному сериалу как к серьёзной творческой работе. Сериал для драматурга — это просто халтура. Пока пишется сериал, семья им питается, а параллельно автор может писать серьёзный сценарий, требующий времени и эмоциональных затрат.

Гонорар российского сценариста, работающего на средней руки сериале, составляет от 1000 до 5000 долларов. Средняя цена — $ 3000. Эти деньги получает не более 20 человек в стране. На максимальный гонорар могут рассчитывать не более 10 авторов. Считается, что, в частности, это Зоя Кудря («Курсанты») и Алексей Тимм («Nеxt»). Впечатляющие проекты, не правда ли?

Из-за финансового кризиса телеканалы могут покупать сериалы только по ценам, сниженным в несколько раз, а значит, и бюджеты сериалов ради окупаемости придется сильно сократить, объясняли представители Ассоциации продюсеров, члены которой контролируют 80% рынка российских сериалов.

На российских сериалах зарабатывают: продюсер, кинокомпания, почти ничего не зарабатывает режиссёр, примерно так же — сценарист, и очень неплохо — актёр. Так было до кризиса. Как обстоят дела с гонорарами сегодня — сказать точно невозможно, ибо эта информация тщательно скрывается.

Печальная во всех отношениях история: наш «телепродукт». Перевоспитывать заказчика, который убеждён, что «кормит тупое стадо» — сложно, он давно самовоспитался. Мы будем смотреть хорошие американские телесериалы, ругать их и завистливо вздыхать. Нам до них не дотянуться при сложившейся практике, увы…


Обсуждение в блогах сериала «Lost»:

"Масштабы производства в сочетании с вниманием к мельчайшим деталям вызывают лично у меня неподдельное уважение и светлую зависть. Это еще и своеобразная вакцина от халтуры. Учитывая весь болезненный треш, который демонстрируется на нашем ТВ, инъекция явно не будет лишней".

«За прошедшие с того дня, как я увидел Twin Peaks, годы жанр креп, развивался и наращивал мускулы. Постепенно рос интерес публики, росли доходы от рекламы, увеличивались затраты на съемки и зарплаты всех занятых в процессе. Нынче четверо ведущих актрис сериала „Отчаянные домохозяйки“ получают по $ 440,000 за серию — а в пятом сезоне „Домохозяек“ этих серий больше двадцати. Джеймс Гандольфини, играющий Тони Сопрано в одноименной криминальной саге Soprano’s, обходится продюсерам уже по миллиону за эпизод.»

«Враг российского кинематографа — алчность российских кинобизнесменов. Берут бюджет, на который можно снять хороший фильм. И начинают экономить на всем!!! Самый яркий пример — Мастер и Маргарита. Заявленный бюджет 5 млн долларов — самый большой для российских сериалов. Анонсировали беспрецентдентные спецэффекты. И что мы получили? кота Бегемота, как в кульном театре (а заявляли полностью компьютерного), полеты Маргариты (на уровне Вия 60х годов), отсутствие хороших натурных съемок с массовкой (сцены с Иешуа) и т. д. и т. п.»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Эдуард Попов

Политолог, ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья

Олег Неменский

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня