18+
суббота, 10 декабря
Культура

400 ошибок архитектора Доменика Перро

Не успели власти отказаться от «золотого купола» над второй сценой Мариинского театра, как объявлен новый амбициозный градостроительный проект в историческом центре Петербурга

  
86

По кумполу

Публика еще не пришла в себя от недавних заявлений министра культуры Александра Авдеева о том, что скандальный «золотой купол» Доменика Перро (злые языки прозвали его мешком для мусора) не соответствует климатическим условиям Северной столицы (кто бы сомневался!), а в работе победившего в престижном международном конкурсе архитектора нашли 400 (!) ошибок.

— Могу сказать точно — купола Перро не будет, — заявил Авдеев после совещания на многострадальной стройплощадке. А ведь на провальную попытку реализации этой архитектурной фантазии потрачена половина отведенного на возведение Маринки-2 срока и немереное количество бюджетных рублей. В ценах 2006 года вторая сцена стоила 9,5 млрд руб. Сам мэтр за свой отвергнутый проект, который еще два года назад не прошел госэкспертизу, получил 7,5 млн.долларов. От творческих неудач, понятно, никто не застрахован, но боюсь, что только в России так щедро за них платят. Еще и сочувствуют. «А вы знаете, какую моральную травму понес Перро?» — заявила Анна Катханова, которая отвечает в Петербурге за организацию архитектурных конкурсов. Похоже, знаменитый француз может требовать компенсацию за моральные страдания…

Но кто компенсирует страдания жильцам бывшего элитного квартала на Крюковом канале, где строят вторую сцену Мариинки? Еще недавно они жили в окрестностях старинного петербургского театра, а теперь — в ауле. Пресловутая яма на месте строительства наполнилась неприхотливыми соседями — отныне тут живут в вагончиках 500 рабочих узбекской национальности. К старожилам все входы перекрыты так, что и «скорая» не подъедет. Они кинулись было по инстанциям. Но это был порыв обреченных, в суде даже бумаги не взяли. До 2010 года эти несчастные будут жить на стройке. Это если новая сцена будет построена, как запланировано, в чем сомневаются не только специалисты. Всего полтора года осталось для того, чтобы полностью возвести здание второй оперной сцены Мариинского театра, а проектировщики и строители еще не могут справиться с нулевым циклом.

— Решение по куполу должно быть практичным и более дешевым, — считает художественный руководитель театра Валерий Гергиев, — Проект Перро на картинке выглядел заманчиво, но в то время в городе не нашлось людей, которые не столько обсуждали бы эстетику проекта, сколько посмотрели бы на его техническую часть. А специалисты должны были моментально понять, что построить купол будет непросто. К тому же, у нас 7−8 месяцев в году и снег, и дождь, и ветер. Это огромный риск. Были бы сумасшедшие затраты только на то, чтобы просто ухаживать за зданием. Это и стало причиной того, что я сам начал все более напряженно и настороженно относиться к работе Доменика Перро. Я ни разу не получил ответ — сколько будет стоить театру в год уход за второй сценой. 2 миллиона, 5, 10? Чтоб вы знали, мы в год сейчас продаем билетов на 20 миллионов долларов. Мы не можем 10 из них расходовать на уборку здания…

Эйфману повезет больше

Но вместо того, чтобы проанализировать дорогостоящую архитектурно-строительную головоломку на Крюковом канале, власти Петербурга не нашли ничего лучше, как объявить новый международный конкурс. На этот раз реконструкции подвергнется «Набережная Европы» — участок около 10 га в Петроградском районе. Место знаковое — рядом с Петропавловской крепостью.

На участке между переулком Талалихина, улицей Добролюбова и площадью Академика Лихачева обещают возвести комплекс общественно-деловой и жилой застройки. Предполагается, что здесь возникнет гигантский паркинг на тысячу машиномест (444 тысячи квадратных метров). 38−47 тысяч квадратов займут офисные площади, 20−25 — торговые, 130−150 тысяч уйдут под жилье, около 25 тысяч метров будет отведено гостиничному комплексу. Как и в случае с Мариинкой, проект связан с громким артистическим именем — здесь будет возведен Дворец танцев Бориса Эйфмана.

В «Набережную Европы» планируют вложить около 2,5 млрд. долларов. Для реализации проекта банк ВТБ открыл кредитную линию. Непосредственным исполнителем работ по проекту будет выступать аффилированная группой ВТБ компания «Петербург-Сити». Управлять же проектом станет «ВТБ-Девелопмент», которым руководит Сергей Матвиенко (сын губернатора). А говорят, финансовый кризис на дворе…

В конкурсе принимают участие пять архитектурных студий — две зарубежные, три российские. Причем, швейцарская фирма «Studio Maruio Bota» — одна из тех, кому не повезло в конкурсе на проектирование второй сцены Маринки. Хотя это еще вопрос, кому тут не повезло… Основное требование, выдвигаемое к участникам конкурса, — не разрушать панораму Владимирского собора, «создать новую архитектуру, увязанную с исторической застройкой».

— Я надеюсь, что участники конкурса, в первую очередь зарубежные, тщательно изучат наше наследие и отнесутся к нему с должным почтением, — заметил заместитель председателя КГИОП Алексей Комлев на презентации конкурса. Надеяться, конечно, не грех, но печальный опыт Маринки-2, «сын ошибок трудных», свидетельствует как раз об обратном.

— Почему вы думаете, что вам повезет больше, чем Гергиеву? — прямо спрашиваю Эйфмана.

— Я так не думаю, — почти испуганно отвечает маэстро, — я надеюсь!

А вот Надежда Винник, представитель банка, который инвестирует проект, не надеется, а твердо убеждена:

—  Никаких сомнений нет — объект будет просто супер.

Идея застроить берег между Тучковым и Биржевым мостами возникла еще в начале XX века — именно тогда впервые был объявлен архитектурный конкурс, но ни одну работу так и не выбрали. А хватит ли мужества теперь признать конкурс несостоявшимся в случае, если ни один проект не окажется достойным реализации? На этот вопрос никто из организаторов не ответил. Лишь председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам городского правительства Максим Соколов заявил: «Мы не можем так поступить с Борисом Яковлевичем Эйфманом!»

Выходит, с Валерием Абисаловичем Гергиевым — могли?

За участие в этой работе архитектурным студиям будет выплачено по 170 тысяч евро. Какова премия победителя, еще не решено. Но известно, что он получит права на проектирование и авторский надзор за исполнением проекта — «чтобы не повторилась судьба «Мариинки-2» — как заклинание произносит г-жа Винник. Почему же, ради всего святого, она не повторится?

— Потому что инвестор — не федеральный бюджет со строгими правилами, как в случае с театром Гергиева, а частные средства. Значит, гибкость инвестора будет на порядок выше, — убежден Максим Соколов.

Вон оно что… Это сказано про банк, в который только что влиты серьезные государственные средства…

Санкт-Петербург

Фото автора

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Новости сети
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня