Проклятие московского театра «Ленком» завершает свой мрачный круг: в минувшую субботу умер Марк Захаров, главный режиссер и художественный руководитель одного из лучших отечественных театров последних десятилетий. В течение полутора десятков лет череда внезапных необъяснимых трагедий преследовала этот коллектив. Сначала Николай Караченцов попадает в тяжелейшую автокатастрофу, от которой до конца он так и не оправился, умерев осенью 2018-го (его родственник, сидевший в кабине рядом, на переднем сидении, отделался в том ДТП легкими ушибами). Затем скоротечная неизлечимая болезнь в расцвете лет и таланта Александра Абдулова (2008 г.). Потом Олег Янковский (май 2009). Следом за ним, с разницей в два месяца, Павел Смеян, актер, музыкант, композитор, певец. Теперь вот и Марк Анатольевич. У всех них один диагноз — онкология…
Никто не верил, что такое может быть. Совпадение, не более того. Не поверили когда-то и в предостережение. А исходило оно, как в открытую говорили об этом в труппе, от некоего обиженного, не актера даже, а статиста, считавшего себя непризнанным гением сцены. Не оценил, мол, его Захаров. В отместку проклял его злой колдун, призванный статистом в «Ленком». Якобы ходил там, что-то бормоча, по закулисью, заглядывал в гримерки, крутился волчком (буквально!) в коридорах и фойе, обещая, что «смерти будут следовать в театре одна за другой». Получается, накликал?
Сам Марк Захаров этому не верил. Объяснял кончины ценимых им актеров «обычными человеческими причинами». Другие люди, в том числе известные, в других театрах, оркестрах тоже ведь умирают от болезни ХХI века. Судьба, мол. Может, и правильно делал, что не верил. Был реалистом. Предпочитал помогать, а не «включать эмоции». Когда беда пришла к Караченцову, не вывел из штата ни его самого, ни его жену. Узнав о «нехорошем диагнозе» Янковского, как он деликатно говорил журналистам, стараясь не допустить огласки, шумихи, командировал его на дополнительное обследование в Германию.
Он и о своей болезни не распространялся. Она дала о себе знать, по некоторым данным, после смерти в сентябре 2014 г. любимой жены актрисы Нины Лапшиновой, с которой прожил в браке более 50 лет. Актрисы, замечу, талантливой, хотя и не слишком известной. «Играла бы в „Ленкоме“, была бы столь же узнаваема, как Инна Чурикова», — говорили ей. И её мужу. Но Марк Анатольевич не любил семейственности на работе. Он и дочку Александру не хотел брать к себе в труппу. А взяв, долго держал на вторых ролях. Как сам рассказывал корреспонденту «СП», должен был убедиться, что не ошибся в актрисе (а не в дочери! — авт.). Убедился после фильма «Криминальный талант», после которого Александра Захарова проснулась знаменитой.
Мы с ним встречались и общались дважды. Оба раза в Петербурге, куда «Ленком» приезжал до недавних пор регулярно. С недавнего времени приезжает нечасто. Вот сейчас, в эти дни, у нас после долгого перерыва. О страшной потере артисты узнали перед началом спектакля «Аквитанская дива». Исполнительница главной роли Инна Чурикова не сдерживала слез, говоря об этом публике. Спектакль она и её партнеры сыграли — в память о любимом Мастере. Он бы не понял их, если бы они отказались играть.
Первая наша встреча была в далекие теперь восьмидесятые. Я с трудом по студенческому билету прорвалась на «Тиля», согласившись на место с краю, у двери, на приставном неудобном стуле. Видно было плохо, слышно ещё хуже. Но было нечто большее — атмосфера. Та театральная, ни с чем несравнимая атмосфера, которую прежде ощущала только в БДТ при Товстоногове и в «Ленсовете», когда там служила Алиса Фрейндлих. Где-то минут через пятнадцать после начала рядом со мной пристроился «какой-то дядька». Прислонился к дверному косяку, наблюдая не столько за сценой, сколько за залом. В антракте, едва зажегся свет, он деликатно взял меня за локоток: «Можно узнать ваше мнение о спектакле?». Проговорили с ним весь антракт. Марк Захаров, а это был он, оказался прост в общении, мнения своего не навязывал, на критику, до которой я по молодости очень была охоча, не обижался. К слову, зрительское мнение ценил он больше, чем официальных критиков. Всегда прислушивался к нему.
В начале 2000-х, на пресс-конференции он, узнав меня, взялся расспрашивать: что нынче вам у нас не нравится? И так же — выслушивал, не перебивая. Редкое качество, ныне, кажется, уже подзабытое. Нынче режиссеры заявляют о себе часто не столько талантом, сколько эпатажем. Модно!
Захаров за модой не гнался. Ставил то, что считал нужным. И в советское время, про которое любят говорить, как о затхлом застое, тоже. Снимал о наболевшем. Да так талантливо, что сами прототипы (а они есть и в «Мюнхгаузене», и в «Драконе»), даже узнавая себя, приходили в восторг.
О его болезни в театре знали. Но очень надеялись, что справится. Он ведь сильный! Но… Официальная причина смерти 85-летнего Марка Анатольевича Захарова — остановка сердца на фоне двухсторонней пневмонии. Похоронен он будет в понедельник, 30 сентября, в Москве, на Новодевичьем кладбище. Рядом с могилой актера Леонида Броневого, которого спас когда-то от возможной «кончины от депрессии по причине ненужности», как признавался сам Броневой, пригласив его, тогда 61-летнего пенсионера, в своей театр. Недалеко от Олега Табакова, ушедшего весной 2018-го…
Уходят Личности. Есть ли кому заменить их сегодня?
Новости культуры: Певец Петлюра предложил организовать большой фестиваль в память о Михаиле Круге