Президент Медведев наградил народного артиста Ланового орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени". Это подарок к 75-летнему юбилею. Будем надеется, что к 100-летию Василия Семеновича дело дойдет и до первой степени. Не сомневаемся, что придет он на то мероприятие твердой молодой походкой, с прямой спиной и гордо задранным подбородком. Получит, сдержано поблагодарит и снова вернется в театр делом заниматься. Это человек просто не может постареть. Сколько лет Грэю из «Алых парусов»? Двадцать. Спросите любую девчонку на улице. Лановой — главный секс-символ отечественного кино, начиная с пятидесятых годов. Вечный и несравненный.
Василий Лановой родился 16 января 1934 года в Москве.
«Я был одним из пионеров, который бойко докладывал председателю дружины: „Был в госпитале. Провел громкое чтение вслух и еще две книги про себя. Сочинение Маркова Твенова, очень интересно!“ Меня поправляли — Марка Твена. И в другой раз я уже говорил — Марка Твенова. Все хотелось переделать американского писателя на русский лад. И лишь на третьем спектакле сказал, как надо было. Правда, говорил с жутким украинским акцентом. Особенно выдавала буква „г“, ее я еще долго не мог произнести чисто, так, как она должна звучать», — вспоминает артист про свою первую роль в любительской театральной студии.
В 1956 году Лановому предложили роль Павки Корчагина. Картину ставили молодые режиссеры А. Алов и В. Наумов. Юноши 50-х воспринимали Павку не как литературного героя, а как живого человека. Таким он и остался в сознании Василия Ланового на всю жизнь. Таким актер и сыграл его в кино — как давнего хорошего знакомого. Кстати, эту роль Лановой получил случайно. Павку уже играл Георгий Юматов, но работа над фильмом шла тяжело. А когда Алов и Наумов увидели в соседнем павильоне молодого человека «с гордым взором», хором воскликнули: «Ну, вот оно!». Фильм «Павел Корчагин» получил приз на Московском международном кинофестивале в 1957 году. Это был этапный момент: роль надолго закрепила за Лановым амплуа романтического героя.
После окончания «Щуки» в 1957 году Лановой был принят в труппу театра им. Вахтангова. Играл, как и все молодые артисты, на первых порах малозаметные роли, главным образом, романтические, роли: Фортинбрас («Гамлет», 1958), гость у Лауры («Маленькие трагедии» по А. Пушкину, 1959). А в кино был уже и Павка Корчагин, и Артур Грэй («Алые паруса», 1961), и знаменитый эпизод в «Полосатом рейсе» (1961). Одна фраза, а помнят поколения: «хорошо плывут… эта группа в полосатых купальниках». Только в 1963-м году главный режиссер театра Р.Н. Симонов предложил Лановому большую роль — Калафа в легендарном спектакле «Принцесса Турандот». Постановка имела большой успех. По словам Ланового, именно в роли Калафа он родился как актер. Это был первый этап.
Потом был еще этап — роль Анатоля Курагина в эпопее Бондарчука «Война и мир». Критики писали: «В исполнении Ланового у Курагина появляется больше человеческих черт, чем в романе». Потом опять Толстой — на этот раз «Анна Каренина». Лановой сыграл Вронского, и как играл… Каждому, кто видел картину, просто невозможно представить себе Вронского с другим лицом.
В 70-е Лановой женится на Вахтанговской красавице, актрисе Ирине Купченко. На сцене они не раз играли вместе, а в кино встретились только однажды, в картине «Странная женщина» (1977). У них родилось двое сыновей: Александр в 1973, а в 1976 — Сергей, названные родителями в честь Пушкина и Есенина. Купченко — третья жена Ланового. Первая жена — другая чудесная красавица нашего кино, Татьяна Самойлова.
И наконец, главный этап, можно сказать, апофеоз актерского восхождения: В 1971 году на экраны страны выходит картина «Офицеры», в которой В. Лановой сыграл офицера Ивана Варавву.
«Вначале мы относились к фильму как к любому другому. Но режиссер Роговой и оператор Кирилов, нашли какой-то ассоциативный ряд для каждого поколения зрителей. Прошло 30 лет, картину каждый год показывают и все смотрят. Я думаю, что секрет в том, что каждое поколение находит в ней свое», — говорит Лановой.
По опросам журнала «Советский экран», фильм «Офицеры» назван фильмом года, а Василий Лановой — актером года. Согласно байкам киношников, зрители того времени не верили, что фильм чёрно-белый. «А как же красные штаны?» — спрашивали они.
Казалось, популярность достигла предела. Куда дальше? И все-таки, вершина всегда впереди. Центральная роль Ланового в 70-е — фашистский офицер Карл Вольф в культовом сериале «Семнадцать мгновений весны» (1973) Татьяны Лиозновой.
Потом были еще роли, еще этапы. Лановой с неизменным успехом играет советских военных, сыщиков, летчиков. Получает Ленинскую премию. «Петровка, 38», «Огарева, 6», «Приступить к ликвидации». Премия МВД СССР за фильмы о работе милиции…
В 1994 году, на 60-летие актера руководство театра Вахтангова предлагает артисту самому выбрать себе пьесу. Василий Семенович выбрал «Милого лжеца» Килти, которого и играет по сей день. В 1997-м выходит «Лев зимой», через два года «Посвящение Еве». В сложном психологическом спектакле состоялась прекрасная актерская дуэль Василий Лановой — Евгений Князев. Из киноработ 90-х можно выделить Ивана Берестова в экранизации пушкинской «Барышни-крестьянки» (1995) и роль Александра I в фильме Игоря Таланкина «Незримый путешественник» (1998).
Сейчас Василий Лановой по-прежнему играет в трех спектаклях родного Вахтанговского и заведует кафедрой художественного слова в Театральном училище имени Щукина. Пожелаем от всей души новых этапов и новых, еще не взятых заоблачных высот этому прекрасному, поистине Народному Артисту!