18+
четверг, 29 сентября
Культура

«Портрет» с гобоем

Премьера прозы Гоголя на сцене РАМТа

  
14

В год двухсотлетия со дня рождения великого русского мистика Николая Васильевича Гоголя в театрах идут его пьесы. Но вообще-то Гоголя каждый театральный сезон без продыху ставят все большие и малые… И что необычного в том, что в РАМТе (Российском Молодёжном Академическом театре) режиссер Алексей Бородин тоже поставил Гоголя? Необычен выбор произведения. «Портрет» — повесть, а не пьеса.

Текст Гоголя почти не тронут. Никакой инсценировки, повесть звучит почти без купюр, вся как есть — вечная и навсегда актуальная. Перевела текст Гоголя на язык театра… музыка. Партнером артиста Евгения Редько стал гобой. Гобоист Алексей Уткин фактически сыграл роль старика-ростовщика. Ещё десять струнных — скрипки, альты, виолончель и контрабас — выразили борьбу тьмы и света.

Кто забыл, повесть Гоголя рассказывает историю нескольких художников, которых свел с ума портрет ростовщика с безумными глазами. Центральная тема произведения — борьба тьмы и света внутри художника. Подлинный свет — в искусстве, но в мире много искушений…

Сценография Станислава Бенедиктова великолепно лаконична. Ничего лишнего. Занавеса нет. Зеркало сцены обрамляет рама, точнее — её углы, которые кроят пространство на несколько плоскостей — картины. В глубине сцены — оркестр: каждый пюпитр и стул стилизован под картинную раму. На авансцене — кровать, она же дверь, она же станок художника. Ничего лишнего, все об одном — кто победит? Гобой за старика, Редько — за безумие художника. Чёрное пальто, демонический взгляд, магнетизм этого актера — дело известное (Белинский в спектакле «Берег Утопии»).

Кто победил? Музыка, и, значит, свет. Но мелодия гобоя тревожна, она обрывается на полуфразе.

Постановка необычна, выбор неслучаен, формат и жанр спектакля… Тут знак вопроса. Казалось бы — это моноспектакль Евгения Редько, но как же гобоист? Казалось бы, спектакль драматический, но как же музыка?


Алексей Бородин, режиссер спектакля

— Как показать художника на сцене? Картины повесить? В спектакле живописную часть выразила музыка. Мы не делали инсценировку, во главе всего у нас — потрясающий текст. В главных ролях — текст Гоголя и музыка Штрауса, Бриттена и Перселла. Я никогда прежде не работал с «чистой» прозой. Мне не хотелось переводить текст в обычную для театра иллюстративную форму, а музыка дает адекватную театру выразительность.

Три года назад моему старшему внуку задали в школе «Портрет». Чтобы начать читать, ему надо было сделать усилие, я помогал. Читали по две страницы по очереди. Это было что-то невероятное. То, что мы когда-то в детстве читали, только верхний слой произведения. Описанное Гоголем столкновение тьмы и света происходит в душе каждого человека. Это очень актуально теперь, когда вокруг столько искушений… Мы не замечаем, как это поглощает нас.


Из вип-персон был замечен только Игорь Костолевский, но все знают, как он «любит» журналистов… Зато шестнадцатилетняя Ирина с удовольствием поделилась с нами своей любовью к РАМТу и Евгению Редько:

— Я читала «Портрет» очень давно, ещё в детстве, была ночь, было страшно, но я не могла бросить книгу, утром дочитывать не хотелось, было бы уже не то… Дочитала и забыла про весь этот ужас. На днях перечитала, вспомнила… Как Редько размахивает плащом!.. Он великолепен, такой магнетизм, такая энергетика!.. Очень интересный спектакль и такая сценография необычная…

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье