Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Культура
23 января 2009 17:17

Бреющий полет «Золотого Орла»

В первом павильоне «Мосфильма» приступили к раздаче премий

21

Через несколько часов в первом павильоне киностудии «Мосфильм» будут оглашены лауреаты премии «Золотой Орел» — приз национальной киноакадемии России (UPD. см. результаты здесь: «Золотые орлы» Никиты Михалкова).

А вчера в Голливуде объявлены номинанты на «Оскар». Мы сравнили количество средств массовой информации, сообщивших о том и о сём накануне мероприятий. «Сё» победило «то» с перевесом порядка пяти крат. Подсчет, разумеется, приблизительный, но преимущество американцев настолько велико, что нельзя не задуматься.

Вот список основных номинантов Орла в этом году.

Лучший игровой фильм: «Адмирал», «Бумажный солдат», «Все умрут, а я останусь», «Дикое поле», «Исчезнувшая империя».

Лучший режиссер: Алексей Герман-младший — «Бумажный солдат», Алексей Учитель «Пленный», Карен Шахназаров «Исчезнувшая Империя»

Лучший сценарий: Юрий Арабов — «Юрьев день», Владимир Валуцкий, Зоя Кудря — «Адмирал», Петр Луцик, Алексей Саморядов — «Дикое Поле».

Лучшая операторская работа: Шандор Беркеши — «Исчезнувшая империя», Олег Лукичев — «Юрьев день», Алексей Родионов, Игорь Гринякин — «Адмирал».

Лучшая мужская роль: Олег Долин — «Дикое поле», Данила Козловский — «Мы из будущего», Константин Хабенский — «Адмирал».

Лучшая женская роль: Дарья Мороз — «Живи и помни», Ксения Раппопорт — «Юрьев день», Чулпан Хаматова — «Бумажный солдат».

«Дикое поле»
«Бумажный солдат»
«Исчезнувшая империя»
«Адмирал»
«Все умрут, а я останусь»

Казалось бы, российские зрители, должны волноваться, желать кому-то победы, нервничать, а средства массовой информации нагнетать интригу. Ведь «Золотой Орел» — это наш российский «Оскар».

Вместо этого мы с бесконечным интересом следим, что там у них происходит за океаном. Да, мы готовы испытать на отечественной почве некоторые передовые технологии. Зачем изобретать велосипед? Вот они придумали национальные кино-премии — приз американской кино-академии и приз журналистов, пишущих о кино. То бишь, «Оскар» с «Глобусом». Эти мероприятия проводятся ежегодно, и породили целую отдельную индустрию в шоубизнесе, приносящую миллиардные прибыли. Надо перенять буржуазный опыт — кому лишний миллиард помешает?

Наши кинематографисты учредили такие же штуки у себя. Академический «Золотой орел» и «Белый слон» — соответственно приз критиков. Почему именно так назвали — вопрос очевидный: слоны, как известно, животные полезные, а главное — сугубо отечественные, а орлы реют над Россией не первый век, как двуглавые, так и «горные». Учредили. Не работает почему-то. Наверное, американцы мешают, вставляют палки в колеса — испугались конкуренции на мировом рынке.

Ответственность за тотальное невнимание мирового сообщества к судьбам российского кино следовало бы возложить, прежде всего, на самих организаторов кино-премий — создается впечатление, что им самим не очень интересно то, чем они занимаются. СМИ тоже не проявляют особого энтузиазма. Трансляции церемоний напоминают репортажи с заседаний политбюро. Протокольные речи, отсутствующие взгляды собравшихся, дежурные комплименты со сцены в адрес номинантов и победителей, удивительно скучные и невразумительные ролики, представляющие претендентов. Всё это словно происходит в каком-то глубоком подполье, в подземном бункере, отделенном от реальности километровым слоем бетона.

Где доверительные разговоры в кулуарах? Где толпы болельщиков и негодование поклонников, чьи ожидания обмануло жюри? Где скандалы? Где все те страсти, слезы горя и счастья, которые составляют самый смак аналогичных голливудских трансляций? Сам список номинированных картин и людей обсуждается в очень узком кругу. Данные по составу претендентов публикуются зачастую уже после вручения наград, да и то зачастую в специальных изданиях вроде альманаха «Кинопроцесс». Откуда могут возникнуть симпатии и антипатии зрителей и теле-аудитории, если до конца не понятно, за кого болеть?

Не то чтобы кто-то наложил на эти данные гриф секретности. Просто ковбой Джо неуловим оттого, что нафиг никому не нужен. Его портреты не вывешены на всех углах. Не объявлена награда за поимку. Не принимаются ставки на исход суда Линча. И вообще — не лезьте своим рылом в наш калашный ряд, у нас тут — не конкурс на самый открытый купальник, а серьезная профессиональная работа!

Вот, скажем, какую позицию гордо декларируют идеологи «Белого слона» — приза российских кинокритиков, аналога знаменитого американского «Золотого глобуса», второй после «Оскара» по значимости кинопремии в США:

«Предпочтения кинокритиков и киножурналистов обычно фокусируются вокруг „штучного“ кино, как бы оно ни называлось — „элитарным“, „авторским“ или „артхаусным“. Мы не против мейнстрима и конвейерного кинопроизводства. Просто не наше это дело — награждать фильмы, которые либо уже награждены зрителями, оставившими свои кровные деньги в кассах кинотеатров, либо еще будут отмечены другими профессиональными сообществами. Однако мы рады, когда наш выбор совпадает с выбором зрительской массы, и когда выбор других профессионалов совпадает с нашим».

Они вот рады, а я не очень. Опять по сути — «калашный ряд». Они ликуют над своим артхаусом, но никто об этом не знает. Другое дело — американцы. Едва завершилась церемония «глобуса», как по обе стороны океана все узнали, что голливудские журналисты, шагая на месяц впереди американских академиков от кино, «прокатили» всех фаворитов, и вручили гранпри «Миллионеру из трущеб». Сюжет картины про индийское «поле чудес» пересказывали друг другу в кофетериях, на работе в курилках, в супружеских спальнях, на студенческих вечеринках. Едешь в трамвае, и слышишь со всех сторон не о падении курса рубля или газовом конфликте с Украиной, а о том, что Кейт Уинслет снова снялась с Лео Ди Каприо, и что ей сразу два глобуса дали и она так плакала, прям чуть не упала. Что «реслер» Микки Рурк, хоть и старенький уже, а заломал-таки Бреда Питта, а Вуди Ален сокрушил братьев Коэнов на поприще комедии.

Такая зависть берет! А тут тебе заявляют: «Не наше это дело — разделять симпатии зрителей». А зачем вы тогда собрались, друзья? Вы ведь критики, ваша прямая обязанность изучать и направлять эти самые симпатии, влиять на них своим компетентным мнением. Чтоб зритель «свои кровные денежки» нес не на заморские премьеры, а в те самые «другие профессиональные сообщества», мнение которых вы, хоть и не всегда разделяете, но чисто хронологически предваряете и готовите раздачей своих слонов.

Продолжая тему тотального калашного ряда в российской кино-среде, невозможно не бросить камень в уважаемых российских киноакадемиков. Как уже было сказано, у нас не только свой «глобус» есть с хоботом, но и «Оскар» с клювом и крылышками". Золотой орел, эдакий грозный, но бесконечно добрый кино-ангел, гордо реющий над пространством кино, и подозрительно напоминающий чертами лица экспредседателя Союза кинематографистов России Н.С. Михалкова. Прошлогодняя церемония напоминала не голливудское шоу, а цеховое собрание по случаю именин председателя парткома. 12 золотых орлов за лучшую мужскую роль получили 12 артистов, сыгравших все 12 ролей в фильме Никиты Сергеевича «12». Лучший фильм — «12». Лучшая режиссерская работа… догадайтесь сами — рука устала набирать одни и те же цифры.

Кроме «Орла» и «Слона» есть еще один калашный ряд — «Ника». Это тоже академики, но другие, не Михалковские. У них свои предпочтения и приоритеты. Разбираться в них — не наше дело. Интереснее провести сравнительный анализ по трем параметрам. Пусть каждый в отдельности российский профессиональный кинофорум тенденциозен, необъективен и непоказателен, но все-таки их три. Усредненные данные всегда ближе к объективной оценке.

Вот сводные данные по результатам прошлогодних нацпремий в области кино:


по материалам «Кинопроцесс» № 2, 2008


Легко увидеть, что явным лидером по числу номинаций является картина Сергея Бодрова-старшего «Монгол». А «Русалка», выдвинутая в этом году на «Оскар» и не прошедшая в номинацию «За лучший иностранный фильм» — явный аутсайдер, не отмеченный вообще нигде. Может быть тем умникам из калашных рядов, которые выдвигали на суд американских коллег забракованную на Родине картину, стоило повнимательнее посмотреть эту табличку, уже полгода как опубликованную в профессиональном альманахе «кинопроцесс»? Кстати и прокатные показатели «Монгола» по Росси достаточно высокие. Значит зритель, голосующий рублем, оказался на сей раз солидарен с академиками. Правда, Монголия не входит в состав РФ, такое непатриотическое кино явно не может представлять Россию на международной арене, а, стало быть, Сергей Бодров-старший сам виноват, что не держал нос по ветру.

А мы не виноваты, но нас не спрашивают. Вот и будем в который раз болеть за американцев…

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня