18+
среда, 7 декабря
Культура

Украинскому кино есть что показывать

Эсэсовцы вспоминают войну, а гайдамаки стреляют в детей. Эти и другие кадры на фестивале архивного кино

  
16

В Подмосковье прошел фестиваль архивного кино с интригующим названием «Белые Столбы» — 2009 — Опус XIII. В рамках этого форума-семинара были показаны фильмы из независимых государств — Украины и Грузии. Эти показы естественно привлекли внимание прессы в свете последних политических событий в ближнем зарубежье. Госфильмофондовские «опусы» традиционно славятся своей толерантностью, принципиальной аполитичностью и вниманием к кинематографии стран, некогда входивших в состав СССР.

Лично мне была особенно интересна украинская программа — я начинал свою творческую биографию, работая сценаристом на киностудии имени Довженко, и полюбил украинское кино первой любовью начинающего автора. Не секрет, что в последние два десятилетия кинематограф Украины испытывал серьезные трудности. Прервались многие творческие контакты между бывшими коллегами, оказавшимися по разные стороны границ. Развалилась прежняя связь проката и производства, финансовая база обескровилась… Проблемы, в общем, те же, что и у нас. Отправляясь в «Белые столбы», я надеялся, что, не смотря на все неурядицы, творческий потенциал украинского кино все же не угас. И в результате не был разочарован.

В рамках ретроспективы были показаны несколько лент, представляющих как старое, еще советское украинское кино, так и ряд современных картин, созданных уже в период независимости. Интересно было само по себе это сопоставление — как бы хронологически прослеженный взгляд кинематографистов на проблему национального самоопределения.

Открыла программу полнометражная игровая картина «Аннычка», снятая режиссером Борисом Ивченко в 1968 году. Это история девушка гуцулки которая в разгар войны полюбила раненного партизана. Аннычка — так зовут девушку — прячет парня в сарае близ хутора, где хозяйничает ее отец — богатый крестьянин, поддерживающий немцев. Жених Аннычки — красавец Роман, блестяще сыгранный Иваном Миколайчуком — полицай, ненавидит русских. Аннычка пытается бежать с любимым, но отец убивает ее. Нехитрая история, казалось бы. Но фильм подкупает своей честностью, объективным взглядом. Здесь нет однозначно правых и виноватых, плохих и хороших, как в большинстве тогдашних лент на подобную тему. У каждого из героев своя правда. И своя неправда. Люди — прежде всего люди, независимо от того, на чьей стороне они воюют. Не понятно, как авторы картины осмелились открыто заявить об этом — ведь даже в наши дни, например, фильм «Свои» Дмитрия Месхиева затрагивающий эту проблематику, вызвал очень неоднозначную реакцию в обществе, а «Аннычка» снята в самый разгар Брежнеской реакции, за несколько лет до знаменитой «Проверки на дорогах» Алексея Германа. Тогда назвать полицая или бендеровца человеком было просто невозможно, преступно.

Во второй картине ретроспективы авторы уже открыто сопоставляют позиции «своих» и «чужих». Документальный фильм режиссера Сергея Буковского «Война — украинский счет», рассказывает о судьбе дивизии СС «Галичина». События описываются устами очевидцев с обеих сторон — как самими оставшимися в живых ветеранами «Галичины», так и бывшими советскими воинами. Взгляд режиссера — трезвый, непредвзятый, взвешенный. Интервью емкие, краткие, подкупающие своей честностью. Давно прошло время иллюзий и сиюминутных политических реалий. Старики в конце жизни могут позволить себе объективность. Ветеран первого Украинского рассказывает о том, что воины «Галичины» в отличие от немцев никогда не отступали и не сдавались в плен, поэтому представляли особую опасность. Немцы закрывали при отступлении особо опасные участки фронта именно украинцами. И следом режиссер ставит отрывок разговора со стариком из «Галичины», прикованным к постели, едва живым. Этот человек говорит о том, что их обманули, что они воевали против своих братьев, что даже Степан Бандера пытался помешать созданию этой дивизии смертников. Что воинов «Галичины» немцы держали за солдат низшего сорта, за пушечное мясо… Поразительный эпизод звучит из уст другого бывшего СС-овца. Он рассказывает о том, как раненный попал в плен и уже приготовился к смерти, но советский солдат, захвативший его, украдкой сорвал с его формы нашивки «Галичины», и тем самым спас ему жизнь… Очень яркая и честная работа.

Развивают тему противостояния и единства внутри одного народа и две другие картины, показанные в украинской программе. Короткометражная игровая лента Виталия Потруха «Закон» обращена к событиям гражданской войны. Это история украинского «Павлика Морозова», выдавшего своего отца гайдамакам. Финал истории достаточно неожиданный — гайдамаки сами пристрелили юного предателя, а его папашу лишь выпороли. Таков закон: нельзя сыну идти против отца. Этот фильм в прошлом году привлек внимание российской киноакадемии, был удостоен «Золотого орла».

Картина Андрея Загданского «Оранжевая зима» заканчивала ретроспективу. Она повествует о событиях конца 2004 года, показанных несколько неожиданно — сквозь призму знаменитой Довженковской «Земли» и оперы Мусоргского «Борис Годунов».

В целом впечатление от программы сложилось у меня достаточно сильное. Возникает только один вопрос: насколько представленные на фестивале ленты реально отражают процессы, происходящие в украинском кинематографе последних лет? Является ли эта выборка репрезентативной? Или это только «сливки»? К сожалению, чтобы ответственно судить об этом, видимо придется отправиться в саму «незалежную» — во всяком случае, в российском кинопрокате, как и на отечественном видеорынке, новые украинские фильмы — большая редкость.

Популярное в сети
Цитаты
Сергей Ермаков

Заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня