18+
среда, 28 сентября
Культура

«Ирония судьбы» — выгодное дельце ОРТ

Лучший блокбастер года: к вопросу о копиях и оригиналах

  
4

Через год после выхода в прокат картины Тимура Бекмамбетова вторая часть новогодних — брендовых приключений семейства Лукашиных, начавшееся больше трех десятилетий назад, показывает рекордные сборы.

На первый взгляд этот феномен объяснить трудно: ленту беспощадно разнесли независимые критики и журналисты, при этом «зависимые» полили таким слоем патоки, что приторно становится при одной мысли о фильме. Даже рязановский первоисточник несколько поблек в сиянии своей эманации.

Сравнивать два эти фильма совершенно невозможно — по любому параметру продолжение безнадежно уступает оригиналу. Сюжет надуманный, главные герои не вызывают никакой симпатии в сравнении с их предшественниками, количество удачных шуток на единицу времени приближается к нулевой отметке, это при том, что чуть ли не половина реплик из «С легким паром» прочно превратилась в крылатые выражения! То же самое касается музыки, картинки, диалогов, гэгов…

И при этом такие невероятные кассовые показатели — более чем десятикратное превышение сборов над затратами! Конечно, мы не можем оценить расходы продюсеров на раскрутку проекта, долю прибыли, доставшуюся прокатчикам — эти цифры есть, но доверять им и проверять их во первых очень трудно, а во вторых не обязательно — даже по самым приблизительным оценкам создатели картины заработали около 30 миллионов.

Что это — творческий гений Бекмамбетова, финансовый гений Эрнста или всё-таки — прямая заслуга Эльдара Рязанова, снявшего в далеком прошлом действительно бессмертный шедевр, даже бледная тень которого способна оказаться локомотивом, способным сегодня вытянуть такой невиданный доход? Ведь сборы самых удачных американских блокбастеров в России за прошлый год не набирают даже двух третей от успехов «Иронии судьбы-2».

Думается, что пальму первенства следует все же вручить ветерану. Ведь если убрать с афиши и из пресс-релизов тему ремейка, и заменить тех актеров, которые прославились в Рязановской комедии на любых других по выбору, картину, скорее всего, просто не заметили бы. С другой стороны сноровистые парни с «Первого канала» сделали верную ставку. Невозможно выбрать более удачный объект для перепевки — ну, разве что «17 мгновений весны». Продюссеры с ОРТ уже играли в эту игру под названием «Старые песни о главном» и собрали сокрушительные дивиденды.

Да и в кино это не единственный случай: «Второй канал» по той же схеме раскрутил многосерийный телефильм «Ликвидация», бесспорный лидер прошлогоднего сериального первенства. Это явная калька, на сей раз Говорухинского «Места встречи», даже в эфире их поставили «паровозом» — вначале «Место встречи» подготовила почву, настроила зрителя на ретро, закрепила в подсознании факторные, сюжетные и исторические реперы, а затем «Ликвидация» в накладку доиграла партию. Правда, сценарист Поярков и режиссер Урсуляк дальше отошли от оригинала, но архетип угадывается ежесекундно.

Интересно, как бы отреагировал на это кино Владимир Высоцкий? Что бы он сказал про игру Владимира Машкова? Что сказали бы Вайнеры по поводу сюжетных коллизий, изобретенных Алексеем Поярковым? Кстати, в те годы, когда Говорухин снимал «Место встречи», еще очень многие реальные свидетели описываемых событий были живы — и милиционеры и те, кто был по другую сторону. Еще многие помнили тогдашнюю живую речь, детали атмосферы, фактуры московской конца сороковых. Откровенно высасывать из пальца, и стилизоваться под хронику было просто невозможно — надо было соблюдать достоверность характеров и обстоятельств.

С «Ликвидацией», конечно, было проще — лепи, чего хочешь, все равно никто не проверит. Ну и налепили — проверить действительно трудно, но все равно есть ощущение постоянной фальши во всем. Это подтверждают те очень немногие очевидцы, которые еще живут среди нас. На успех сериала это конечно не повлияло: рейтинги очень высокие.

Все это конечно лишь наши досужие размышления и обобщения. Но проверить все это не трудно — как говорят на Первом канале — «покажет время». Наверняка успех каверверсий классических советских картин вдохновит кино-дельцов на новые подвиги в том же направлении. И на экраны в ближайшее время выйдут и «17 мгновений весны», «Белое солнце пустыни», комедии Гайдая и многое другое. Что ж — пусть себе выходит — от первоисточников не убудет. Это как с классической живописью — как продвинуто ее не тиражируй, подлинник все равно останется в «Эрмитаже» или «Лувре», а копии на глянцевых постерах рано или поздно срывает со стен уборщица и сдает в макулатуру.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Манойло

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье