Культура

Михаил Боярский: Меня заставили играть в мертвых мушкетеров

Д’Артаньян совсем не в восторге от нового поворота в своей судьбе

  
88

5 февраля в российский прокат вышел фильм «Возвращение мушкетеров» режиссера Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Бюджет — 5 миллионов долларов, мощная наружная и ТВ-реклама. А самое главное — то, что удалось тридцать лет спустя после выхода первой картины «Д'Артаньян» собрать всех исполнителей главных ролей (к счастью, все живы-здоровы!), усадить их на лошадей, дать в руки шпаги… Тот же режиссер, тот же композитор Максим Дунаевский, тот же слоган: «Один за всех и все за одного!» Поклонники киносаги о мушкетерах пребывают в приподнятых чувствах. Тем неожиданней было услышать мнение народного Д’Артаньяна России Михаила Боярского о новом проекте и его личном видении продолжении истории мушкетеров.

«СП»: — Разговоры о том, что готовится фильм-продолжение начались еще лет десять назад… Но история превратилась в кинодолгострой, и, говорят, что камнем преткновения были, как ни странно, вы, Михаил Сергеевич…

— Да, мне приходилось читать какие-то интервью Георгия Эмильевича Юнгвальда-Хилькевича, что Боярский, мол, отрекается от дальнейшего сотрудничества. Конечно, все было не так! С какой стати я стал бы отрекаться от роли, которая стала моей актерской судьбой! Просто сценарий Хилькевич под условным названием «Мушкетеры на том свете» совершенно не совпадал с моим представлением судьбы мушкетеров. Виртуальное существование мушкетеров на том свете, а затем их странный «транзит» на этот свет, просто не укладывались в моей голове…

Мое недоумение подтолкнуло меня даже к написанию своего сценария, хотя никакой я не писатель, не сценарист. Однажды в долгом перелете во Владивосток я взял ручку, тетрадку и попробовал записать свои идеи. Восемь часов пролетели незаметно…

«СП»: — Что же вы такое записали?

— Все сводилось к тому, что Железная маска был спрятан совершенно не том месте, где все думали. Когда умер кардинал Мазарини, он завещал Людовику для счастливой жизни остаться одному, то есть избавиться от двойника. И хотя он пообещал королеве, что волос не упадет с головы, сам наслал на того убийц. Но попытка покушения провалилась. А помехой ему становится сын Д’Артаньяна, который много лет находился в глуши, в полуразрушенном замке (причем Д’Артаньян имеет сына от дочки Де Тревиля). Мушкетеры едут на праздник, они знают, что вот-вот получат маршальский жезл. Но им вновь приходится сражаться за Францию, и в неравном бою они гибнут по одному. Гибнет и Д’Артаньян, но успевает передать свою шпагу сыну, который отправляется в Париж, как это когда-то сделал Д’Артаньян…

Это в двух словах, но там, конечно, много нюансов, сюжетных линий. Для меня очень важно, что между «мной» и «сыном» происходит короткий диалог, который похож на песню из первой серии «Я провожаю вас в дорогу». Я отдаю шпагу, и с ней новый Д’Артаньян отправляется за врагом…

Когда я рассказал об этой идее Хилу (так зовут Хилькевича друзья и коллеги. — Прим. Авт.), то он сказал: давай, запиши, сделай! Я обратился к профессионалам — один вариант сценария написал Юрий Ряшенцев (известный поэт, сценарист, писатель. — Прим. Авт.) но он был категорически против, чтобы Д’Артаньян имел сына от дочки Де Тревиля, а кроме того говорил: «Я мушкетеров не представляю мертвыми». Тогда я пошел Григорию Горин, и тот сказал: «Прекрасно, я бы с удовольствием, великолепная идея, сударь!», но, к великому сожалению, Гриша ушел раньше, чем все мушкетеры, на тот свет. И сценарий так и остался у нас в уме.

Хилькевич же нашел другую идею, нашел деньги на фильм (бюджет картины — 5 миллионов долларов. — Прим. Авт.). Я долго отказывался сниматься, просил объяснить: «Как они существуют на том свете?», просил собраться всех участников вместе за круглым столом, объяснить, что задумал Юра. Но нам говорили: будет монтаж, спецэффекты, новейшая графика. В итоге Георгий Эмильевич заразил своей идеей актеров, и когда «на том берегу» остался только Боярский, то мне ничего не оставалось, как сказать: «Один за всех, и все за одного!» и пуститься вместе с моими друзьями в это весьма рискованное плавание.

«СП»: — Ну, хорошо, сценарием вы недовольны, а своей актерской работой удовлетворены?

— Решившись на этот проект, я старался работой на совесть, позабыв все, что предшествовало съемочному периоду. Работал по специальности! Все старались, особенно молодые ребята, для кого роли детей мушкетеров — огромное событие. Они, а не мы, в этом проекте главные! Максим Дунаевский сделал свою работу, художник свою… Мечта Хилькевича воплотилась в жизнь, и мы помогали ему как могли. Один за всех, и все за одного. И все же своей работой я не удовлетворен. По многим причинам — я не донес того, что хотелось бы мне, нет у меня такого последнего монолога, как у Сирано, а в этом вся прелесть. Есть в «Возвращении мушкетеров», правда есть хорошая финальная песня, но, поскольку она идет на титрах, то теряется эффект. Но нет того последнего слова, если уж это был финал истории о мушкетерах… Ну да ладно. Главное, чтобы фильм, который сделал Хилькевич, оправдывал высокую идею: яблоко от яблони далеко не падает, дух мушкетеров остался в их детях. А мушкетеры такие герои, что могут вернуться даже с небес… Может быть, эта идея и выстрелит.

«СП»: — В картине «Возвращение мушкетеров» у Д’Артаньяна не сын, а дочка, которая выдает себя за мужчину… Многие недоумевали, почему бы в этой роли не появиться вашей родной дочери?

— Меня об этом постоянно спрашивают! Лизе предлагали, но она в тот момент уже снималась в двух картинах, и ждать Хилькевич просто не мог.

«СП»: — Кстати, Лиза говорила мне в интервью, что она тоже не в восторге от сценария…

— Поверьте, я не навязывал ей своего мнения. Она вполне самостоятельна в творчестве, ее учитель в искусстве не я, а Лев Абрамович Додин. Конечно, я вправе давать советы дочери, но при этом стараюсь не забывать, что я сам в ее годы играл в театре: «Кушать подано!» и не мечтал о роли в фильме про мушкетеров…

«СП»: — Вам, наверное, обидно, что в киноистории про мушкетеров поставлена такая невыразительная точка, а не восклицательный знак?

— У каждого из нас может быть свое мнение, но точки над i все-таки расставит зритель. Я знаю, что у Хилькевича есть еще два сценария. Мне тоже совсем не хочется расставаться с Д’Артаньяном, и кажется, что вполне возможно продолжение — в театральном, мультипликационном, киноварианте.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня