18+
пятница, 26 мая
Культура

«Менты» против «Оперов». Подробности от участников конфликта

Зачинатели «Улиц разбитых фонарей» предъявили судебной иск компании «Феникс-фильм». Сумма беспрецедентная — более 1,5 млрд. рублей

  
24

Иск был подан в арбитражный суд Москвы после того, как суд Санкт-Петербурга признал «Оперов» контрафактной продукцией. Ответчиками по делу станут создатели сериалов «Опера. Хроники убойного отдела» и «Опера-2».

Судебные тяжбы по делу «Оперов» тянутся с 2004 года. Тогда районный суд признал, что создатели этого сериала «заимствовали аудиовизуальные образы». Дело было передано в городской суд Санкт-Петербурга. Его решение послужило основой для подачи иска в арбитражный суд Москвы о взыскании с «Феникс-фильма» 1,05 млрд руб.

Как известно, «Фениксы» делают параллельный проект с некоторыми из героев сериала о ментах, по сути эксплуатируя всенародную любовь к первым сезонам проекта. За разъяснением сути происходящего, мы обратились вначале к продюсеру компании-истца Олегу Андрееву:

—  Компания «Новый русский сериал», продюсером которой Вы являетесь, подала иск в размере 1.5 млрд. долларов к кинокомпании «Феникс-Филм». Не могли бы Вы прокомментировать суть конфликта?

— Ситуация — без комментариев

— Вы можете подтвердить хотя бы факт предъявления иска?

— Пока нет, пока без комментариев.

—  А как долго может продлиться ситуация такого молчания, когда можно будет услышать разъяснения?

— Комментариев нет.

— Мы не хотели бы обсуждать какие-либо домыслы и слухи. Мы хотели бы получить достоверную информацию из первоисточника…

— Пока нет такой информации.

—  А по какой причине, у Вас возникли какие-то проблемы в связи с иском?

— (В ответ звучит приятный смех) Комментариев не будет.

Вторая попытка. На сей раз мы обратились к ответчикам по иску в лице главного редактора компании «Феникс-фильм» Ирине Трояновской.

— Как Вы можете прокомментировать ситуацию с иском, предъявленным «НРС»?

— Вы не по адресу обращаетесь. Я главный редактор компании и к финансам не имею никакого отношения. Вам надо разговаривать с главным продюсером

— Сложившаяся ситуация как-то отразилась на Вашей работе, на других проектах компании?

— А как оно должно отразиться? Я о таком иске даже ничего и не слышала. Вы первые, кто сообщили мне об этом. Если вам что-то нужно узнать, посмотрите на нашем сайте — там есть все, что нужно.

Официальные сайты обеих компаний, участвующих в тяжбе, синхронно «лежат». Отчаявшись получить официальные разъяснения, мы решили спросить о сути конфликта режиссера-постановщика и сценариста одного из первых сезонов «Улиц разбитых фонарей».

— Вы знаете ситуацию изнутри, знакомы со всеми основными действующими лицами истории с претензиями «НРС» к «Фениксам». В чем там дело?

— Насколько мне помнится, сначала Ольга Валиевна Манеева ушла из «Русского сериала», вместо нее остался Каморин, а она открыла компанию Феникс-фильм, и занималась самостоятельно производством. «Менты» оставались за Новым Русским Сериалом. А еще через какое-то время часть актеров — четверо из шести — с проекта ушла, и тогда уже появился сериал «Опера. Хроники убойного отдела».

— Кто начал войну?

— Начала конфликт, в принципе, как я думаю, даже и не Манеева, то есть, как начиналось, я не очень себе представляю. Я знаю, что покойный Александр Петрович Капица был у истоков этого процесса, то есть вот здесь в Питере, когда съемки организовались. Я, например, не в курсе, был ли у них какой-то из Москвы еще дополнительный сопродюсер, или он появился потом, когда сериал стал популярен. Честно говоря, я думаю, что вероятнее второй вариант. Манеева была просто сопродюсером на этом проекте. Когда она ушла в «Феникс-фильм», то идею она с собой не забрала, так как «Улицы разбитых фонарей» как снимались, так и продолжали сниматься.

— Ходят слухи, что «Феникс» не слишком боится иска, потому что в отличии от зачинателей проекта вел все дела «в белую», четко оформлял авторские соглашения, выплаты гонораров, а в середине 90-х, когда проект рождался, таких тонкостей никто не придерживался.

— Это неправда. Договора были, я, правда, не помню, с какой компания подписывал договор, но как таковые они были. То есть, как сценарист или режиссер, я заключал договор, это всегда так было, просто там менялись суммы и реквизиты, честно говоря, я в это даже не вчитывался.

— Ну а по человечески — как вы относитесь к тому, что кто-то зарабатывает на чужой, раскрученной идее?

— В любом случае, сами персонажи, столь полюбившиеся зрителям, принадлежали Кивинову. Безусловно, он и исполнители главных ролей, основные «виновники» популярности сериала. Есть в этом и большая заслуга сценаристов, режиссеров, композиторов. То есть, авторов много, но, полагаю, большинство из нас в договорах отказались от каких-либо претензий на дополнительные авторские дивиденты, и за подобными судебными процессами не следят. Во многих странах мира авторы получают отчисления за показы их произведений. К сожалению, в нашем теле и кино производстве эта практика, по большей части, отсутствует.

Итак, как всегда «кривая дорожка» оказалась короче. Кое-что выяснилось. Один вопрос все-таки остался. Интересно, дождемся ли мы когда-нибудь таких времен, когда миллиардные иски будут предъявлять настоящие авторы всенародно любимых фильмов, а те, кто много лет наживался на фактически украденных у этих авторов правах наконец начнут раскошеливаться? Ну а кто там кого в итоге засудит — «Фениксы» НРС или наоборот — не так уж и интересно. Эка невидаль — вор у вора дубинку украл…

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Вадим Трухачёв

Политолог

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня