Культура

«Менты» против «Оперов». Подробности от участников конфликта

Зачинатели «Улиц разбитых фонарей» предъявили судебной иск компании «Феникс-фильм». Сумма беспрецедентная — более 1,5 млрд. рублей

  
31

Иск был подан в арбитражный суд Москвы после того, как суд Санкт-Петербурга признал «Оперов» контрафактной продукцией. Ответчиками по делу станут создатели сериалов «Опера. Хроники убойного отдела» и «Опера-2».

Судебные тяжбы по делу «Оперов» тянутся с 2004 года. Тогда районный суд признал, что создатели этого сериала «заимствовали аудиовизуальные образы». Дело было передано в городской суд Санкт-Петербурга. Его решение послужило основой для подачи иска в арбитражный суд Москвы о взыскании с «Феникс-фильма» 1,05 млрд руб.

Как известно, «Фениксы» делают параллельный проект с некоторыми из героев сериала о ментах, по сути эксплуатируя всенародную любовь к первым сезонам проекта. За разъяснением сути происходящего, мы обратились вначале к продюсеру компании-истца Олегу Андрееву:

—  Компания «Новый русский сериал», продюсером которой Вы являетесь, подала иск в размере 1.5 млрд. долларов к кинокомпании «Феникс-Филм». Не могли бы Вы прокомментировать суть конфликта?

— Ситуация — без комментариев

— Вы можете подтвердить хотя бы факт предъявления иска?

— Пока нет, пока без комментариев.

—  А как долго может продлиться ситуация такого молчания, когда можно будет услышать разъяснения?

— Комментариев нет.

— Мы не хотели бы обсуждать какие-либо домыслы и слухи. Мы хотели бы получить достоверную информацию из первоисточника…

— Пока нет такой информации.

—  А по какой причине, у Вас возникли какие-то проблемы в связи с иском?

— (В ответ звучит приятный смех) Комментариев не будет.

Вторая попытка. На сей раз мы обратились к ответчикам по иску в лице главного редактора компании «Феникс-фильм» Ирине Трояновской.

— Как Вы можете прокомментировать ситуацию с иском, предъявленным «НРС»?

— Вы не по адресу обращаетесь. Я главный редактор компании и к финансам не имею никакого отношения. Вам надо разговаривать с главным продюсером

— Сложившаяся ситуация как-то отразилась на Вашей работе, на других проектах компании?

— А как оно должно отразиться? Я о таком иске даже ничего и не слышала. Вы первые, кто сообщили мне об этом. Если вам что-то нужно узнать, посмотрите на нашем сайте — там есть все, что нужно.

Официальные сайты обеих компаний, участвующих в тяжбе, синхронно «лежат». Отчаявшись получить официальные разъяснения, мы решили спросить о сути конфликта режиссера-постановщика и сценариста одного из первых сезонов «Улиц разбитых фонарей».

— Вы знаете ситуацию изнутри, знакомы со всеми основными действующими лицами истории с претензиями «НРС» к «Фениксам». В чем там дело?

— Насколько мне помнится, сначала Ольга Валиевна Манеева ушла из «Русского сериала», вместо нее остался Каморин, а она открыла компанию Феникс-фильм, и занималась самостоятельно производством. «Менты» оставались за Новым Русским Сериалом. А еще через какое-то время часть актеров — четверо из шести — с проекта ушла, и тогда уже появился сериал «Опера. Хроники убойного отдела».

— Кто начал войну?

— Начала конфликт, в принципе, как я думаю, даже и не Манеева, то есть, как начиналось, я не очень себе представляю. Я знаю, что покойный Александр Петрович Капица был у истоков этого процесса, то есть вот здесь в Питере, когда съемки организовались. Я, например, не в курсе, был ли у них какой-то из Москвы еще дополнительный сопродюсер, или он появился потом, когда сериал стал популярен. Честно говоря, я думаю, что вероятнее второй вариант. Манеева была просто сопродюсером на этом проекте. Когда она ушла в «Феникс-фильм», то идею она с собой не забрала, так как «Улицы разбитых фонарей» как снимались, так и продолжали сниматься.

— Ходят слухи, что «Феникс» не слишком боится иска, потому что в отличии от зачинателей проекта вел все дела «в белую», четко оформлял авторские соглашения, выплаты гонораров, а в середине 90-х, когда проект рождался, таких тонкостей никто не придерживался.

— Это неправда. Договора были, я, правда, не помню, с какой компания подписывал договор, но как таковые они были. То есть, как сценарист или режиссер, я заключал договор, это всегда так было, просто там менялись суммы и реквизиты, честно говоря, я в это даже не вчитывался.

— Ну а по человечески — как вы относитесь к тому, что кто-то зарабатывает на чужой, раскрученной идее?

— В любом случае, сами персонажи, столь полюбившиеся зрителям, принадлежали Кивинову. Безусловно, он и исполнители главных ролей, основные «виновники» популярности сериала. Есть в этом и большая заслуга сценаристов, режиссеров, композиторов. То есть, авторов много, но, полагаю, большинство из нас в договорах отказались от каких-либо претензий на дополнительные авторские дивиденты, и за подобными судебными процессами не следят. Во многих странах мира авторы получают отчисления за показы их произведений. К сожалению, в нашем теле и кино производстве эта практика, по большей части, отсутствует.

Итак, как всегда «кривая дорожка» оказалась короче. Кое-что выяснилось. Один вопрос все-таки остался. Интересно, дождемся ли мы когда-нибудь таких времен, когда миллиардные иски будут предъявлять настоящие авторы всенародно любимых фильмов, а те, кто много лет наживался на фактически украденных у этих авторов правах наконец начнут раскошеливаться? Ну а кто там кого в итоге засудит — «Фениксы» НРС или наоборот — не так уж и интересно. Эка невидаль — вор у вора дубинку украл…

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Михаил Делягин

Директор Института проблем глобализации, экономист

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня