18+
суббота, 21 октября
Культура

Прощай, Берлин!.. Не надолго

Жюри Берлинале не заметило ни Вайду, ни Тыквера, ни Фрирза, ни Чен Кайге, а наших там и вовсе не было…

  
27

Завершился 59-й Берлинский международный кинофестиваль.

Итак награды розданы:

* Золотой Медведь за лучший фильм — La teta asustada (Молоко сожаления) испанки Клаудии Льоса

* Гран-при жюри (Серебряный медведь) — Alle Anderen (Все остальные) немецкого режиссера Марен Аде и фильм Gigante (Гигант)Уругвай/Германия/Аргентина/Нидерланды)

* Лучшая режиссерская работа (Серебряный медведь) — Ашгар Фархади, за фильм About Elly (О Эли)

* Лучшая актриса (Серебряный медведь)— Биргит Минихмайр, фильм Alle Anderen (Все остальные)

* Лучший актер (Серебряный медведь)— Сотиги Куяте, фильм London River (Река Лондон)

* Лучший сценарий (Серебряный медведь)— The Messenger (Посыльный)

* Приз Альфреда Бауэра — в память основателя фестиваля — фильм Gigante (Гигант)


Напомним, что проводится он с 1951 года. Его главным призом, так же как и геральдическим символом Берлина является Золотой медведь. Особенностью Берлинале всегда было то, что жюри следило за тем, чтобы в программу смогли войти фильмы со всего мира. В особенности, фильмы стран бывшего «Восточного блока» — России, естественно, в том числе. В былые времена медведи доставались выдающимся российским режиссерам — Ларисе Шепитько, Вадиму Абдрашитову, Александру Сокурову. Сейчас — другое время.

Из трехсот фильмов, представленных на фестивале российских лент — считанные единицы, причем, в большинстве своем это картины прошлого. Современное наше кино в программе Берлинале — всего три ленты, одна из которых на половину документальная, а две другие — фактически студенческие работы.

Социальная ориентация фестиваля — не оправдание. Как будто у нас нет полноценных кинокартин на социальную тематику! При изрядной доле глянца, мейстрима и жанровых коммерческих лент, в прошедшем году российскими кинематографистами снят целый ряд ярких, глубоких, оригинальных с творческой точки зрения, работ. Это и лауреат «Золотого орла» — фильм Калатозишвили «Дикое поле», и прекрасная реалистическая лента Алексея Германа-младшего, и «Простые вещи» Попогребского и многие другие ленты — что называется, на любой вкус. Мимо всего этого берлинские отборщики прошли, поворотя в сторону нос, предпочли серьезным, зрелым, честным современным лентам — ученические эксперименты и ретро. Видимо углядели в историях про фашистов и гастарбайтеров особо значимый для нынешней России, социальный аспект.

Показательно, что и в нашей ретроспективе солирует Рашид Нугманов: герой его «Иглы», сыгранный двадцать лет назад Виктором Цоем, при всём своем обаянии, явно маргинальный субъект, впрочем, как и остальные персонажи картины: полоумный коммерсант Баширова, врач-наркодилер в исполнении Петра Мамонова и барышня-наркоманка, подруга главного героя.

Почему немцам так не хочется видеть на экране фестиваля нормальных, психически здоровых, не задавленных тоталитаризмом русских людей с адекватной нравственностью, с простыми общечеловеческими судьбами и проблемами, с позитивными задачами и целями?

Здесь уместно проанализировать параллельные неудачи нашего кино за океаном: в номинациях грядущего «Оскара» — всего одна картина из России, и это мультфильм, с характерным названием «Туалетная история». Американцы заявляют, что главный критерий их славной кино-академии — потенциальный коммерческий успех, но при этом не желают обратить внимание на явно кассовые масштабные русские кино-проекты прошлого года, такие, как «Адмирал», например.

Думается, дело тут не в социальной ориентации, а в политической, что в случае с Берлином, что в случае с американскими академиками.

Но не только.

В России явно наблюдается подъем киноискусства. Кинематография становится актуальным, модным делом. Растут с каждым годом конкурсы во ВГИКе. Появляются новые звезды, новые молодые имена. Кино становится все более привлекательным бизнесом. Да, этот путь тернист, на нем масса препятствий и тупиков, но все это — болезни роста. Что произойдет в просчитанном, выверенным, разделенным на сферы влияния, удобренным всякими квотами и грандами европейском прокате, когда через восточные границы хлынет нарастающий поток русских лент? Наше кино — относительно недорогое. Ресурсы огромны, зрительская аудитория численно достаточна, что бы гарантировать рентабельность даже на внутренней площадке. Но не это самое главное — у нас огромный творческий ресурс, практически не известный чванливым дяденькам и тётенькам с Берлинале. Очень многие яркие люди, молчавшие больше двух десятилетий по причине лежачего положения нашей киноиндустрии, возвращаются в большое кино."Дикое поле" - только начало, но кстати замеченное и отмеченное на «Золотом орле» возвращение сценариев, написанных в годы кино-тишины. Эти сценарии не устарели, они нужны и актуальны, и они за долгий период невостребованности отрихтованы авторами до степени бриллиантов. Очень многие, целое поколение — режиссеров, операторов, художников — опытных, несогнутых временем и обстоятельствами, готовы вступить в отечественный кинопроцесс.

Это — угроза экспансии. Этого не могут не понимать и в Европе и в Америке.

Да, в Берлине традиционно любят и ценят артхаус, а в Америке — развлекательное кино. Своим «фи» иностранцы заявляют, что у нас в России нет ни того, ни другого. Ну и не надо. У нас почти триста миллионов своих зрителей, говорящих по-русски. Это Вам, господа буржуи, не какая-нибудь 8-миллионная Чехия, которая и всем скопом не отобьет затрат на какой-нибудь мифический блокбастер Баррандовского производства. Пусть поэтому чехи, румыны, датчане и всякие прочие шведы вкладывает денежки в американскую киноиндустрию, а на досуге зевают над собственными квотированными и политыми из лейки субсидиями экспериментальные фильмы европейских кинематографий. Главное — не пустить в кинозалы восточных варваров.

Не получится, друзья. Все равно пролезем. Скупим ваши студии и кинотеатры, как покупаем ваши футбольные клубы и отдельных звезд спорта. Ваши звезды будут сниматься у российских продюсеров. Зрители ваши будут наши. Никуда вы не денетесь — законы рынка превыше правил Берлинского кинофестиваля.

Фото [*]

Также читайте в новостях:

Фильм перуанского режиссера завоевал «Золотого медведя» — Svpressa.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня