Культура

Прощай, Берлин!.. Не надолго

Жюри Берлинале не заметило ни Вайду, ни Тыквера, ни Фрирза, ни Чен Кайге, а наших там и вовсе не было…

  
27

Завершился 59-й Берлинский международный кинофестиваль.

Итак награды розданы:

* Золотой Медведь за лучший фильм — La teta asustada (Молоко сожаления) испанки Клаудии Льоса

* Гран-при жюри (Серебряный медведь) — Alle Anderen (Все остальные) немецкого режиссера Марен Аде и фильм Gigante (Гигант)Уругвай/Германия/Аргентина/Нидерланды)

* Лучшая режиссерская работа (Серебряный медведь) — Ашгар Фархади, за фильм About Elly (О Эли)

* Лучшая актриса (Серебряный медведь)— Биргит Минихмайр, фильм Alle Anderen (Все остальные)

* Лучший актер (Серебряный медведь)— Сотиги Куяте, фильм London River (Река Лондон)

* Лучший сценарий (Серебряный медведь)— The Messenger (Посыльный)

* Приз Альфреда Бауэра — в память основателя фестиваля — фильм Gigante (Гигант)


Напомним, что проводится он с 1951 года. Его главным призом, так же как и геральдическим символом Берлина является Золотой медведь. Особенностью Берлинале всегда было то, что жюри следило за тем, чтобы в программу смогли войти фильмы со всего мира. В особенности, фильмы стран бывшего «Восточного блока» — России, естественно, в том числе. В былые времена медведи доставались выдающимся российским режиссерам — Ларисе Шепитько, Вадиму Абдрашитову, Александру Сокурову. Сейчас — другое время.

Из трехсот фильмов, представленных на фестивале российских лент — считанные единицы, причем, в большинстве своем это картины прошлого. Современное наше кино в программе Берлинале — всего три ленты, одна из которых на половину документальная, а две другие — фактически студенческие работы.

Социальная ориентация фестиваля — не оправдание. Как будто у нас нет полноценных кинокартин на социальную тематику! При изрядной доле глянца, мейстрима и жанровых коммерческих лент, в прошедшем году российскими кинематографистами снят целый ряд ярких, глубоких, оригинальных с творческой точки зрения, работ. Это и лауреат «Золотого орла» — фильм Калатозишвили «Дикое поле», и прекрасная реалистическая лента Алексея Германа-младшего, и «Простые вещи» Попогребского и многие другие ленты — что называется, на любой вкус. Мимо всего этого берлинские отборщики прошли, поворотя в сторону нос, предпочли серьезным, зрелым, честным современным лентам — ученические эксперименты и ретро. Видимо углядели в историях про фашистов и гастарбайтеров особо значимый для нынешней России, социальный аспект.

Показательно, что и в нашей ретроспективе солирует Рашид Нугманов: герой его «Иглы», сыгранный двадцать лет назад Виктором Цоем, при всём своем обаянии, явно маргинальный субъект, впрочем, как и остальные персонажи картины: полоумный коммерсант Баширова, врач-наркодилер в исполнении Петра Мамонова и барышня-наркоманка, подруга главного героя.

Почему немцам так не хочется видеть на экране фестиваля нормальных, психически здоровых, не задавленных тоталитаризмом русских людей с адекватной нравственностью, с простыми общечеловеческими судьбами и проблемами, с позитивными задачами и целями?

Здесь уместно проанализировать параллельные неудачи нашего кино за океаном: в номинациях грядущего «Оскара» — всего одна картина из России, и это мультфильм, с характерным названием «Туалетная история». Американцы заявляют, что главный критерий их славной кино-академии — потенциальный коммерческий успех, но при этом не желают обратить внимание на явно кассовые масштабные русские кино-проекты прошлого года, такие, как «Адмирал», например.

Думается, дело тут не в социальной ориентации, а в политической, что в случае с Берлином, что в случае с американскими академиками.

Но не только.

В России явно наблюдается подъем киноискусства. Кинематография становится актуальным, модным делом. Растут с каждым годом конкурсы во ВГИКе. Появляются новые звезды, новые молодые имена. Кино становится все более привлекательным бизнесом. Да, этот путь тернист, на нем масса препятствий и тупиков, но все это — болезни роста. Что произойдет в просчитанном, выверенным, разделенным на сферы влияния, удобренным всякими квотами и грандами европейском прокате, когда через восточные границы хлынет нарастающий поток русских лент? Наше кино — относительно недорогое. Ресурсы огромны, зрительская аудитория численно достаточна, что бы гарантировать рентабельность даже на внутренней площадке. Но не это самое главное — у нас огромный творческий ресурс, практически не известный чванливым дяденькам и тётенькам с Берлинале. Очень многие яркие люди, молчавшие больше двух десятилетий по причине лежачего положения нашей киноиндустрии, возвращаются в большое кино."Дикое поле" - только начало, но кстати замеченное и отмеченное на «Золотом орле» возвращение сценариев, написанных в годы кино-тишины. Эти сценарии не устарели, они нужны и актуальны, и они за долгий период невостребованности отрихтованы авторами до степени бриллиантов. Очень многие, целое поколение — режиссеров, операторов, художников — опытных, несогнутых временем и обстоятельствами, готовы вступить в отечественный кинопроцесс.

Это — угроза экспансии. Этого не могут не понимать и в Европе и в Америке.

Да, в Берлине традиционно любят и ценят артхаус, а в Америке — развлекательное кино. Своим «фи» иностранцы заявляют, что у нас в России нет ни того, ни другого. Ну и не надо. У нас почти триста миллионов своих зрителей, говорящих по-русски. Это Вам, господа буржуи, не какая-нибудь 8-миллионная Чехия, которая и всем скопом не отобьет затрат на какой-нибудь мифический блокбастер Баррандовского производства. Пусть поэтому чехи, румыны, датчане и всякие прочие шведы вкладывает денежки в американскую киноиндустрию, а на досуге зевают над собственными квотированными и политыми из лейки субсидиями экспериментальные фильмы европейских кинематографий. Главное — не пустить в кинозалы восточных варваров.

Не получится, друзья. Все равно пролезем. Скупим ваши студии и кинотеатры, как покупаем ваши футбольные клубы и отдельных звезд спорта. Ваши звезды будут сниматься у российских продюсеров. Зрители ваши будут наши. Никуда вы не денетесь — законы рынка превыше правил Берлинского кинофестиваля.

Фото [*]

Также читайте в новостях:

Фильм перуанского режиссера завоевал «Золотого медведя» — Svpressa.ru

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Алексей Кротов

Почетный строитель города Москвы, член Союза архитекторов России

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, политический деятель

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня