18+
воскресенье, 28 мая
Культура

Оскар достался…

Американские киноакадемики выбрали лучший фильм года

  
28

81-ая церемония вручения премии «Оскар», наконец, состоялась. Сегодня получили все. Кто-то по статуэтке, кто-то по заслугам, а кому-то досталось и того, и другого. В очередь за главной кинонаградой года и правом называться «лучшим фильмом-2009» выстроились пять противоречивых фигур: малолетний старикашка, индийский мальчик-бродяга, политик-гомосексуалист, американский президент и геронтофил-книголюб. Боролись за награду кто, как мог.

Секрет молодости: хлеб, батон и пуговица

«Загадочная история Бенджамина Баттона» уже давно успела стать притчей во языцах. Этот хваленый фильм был не только 13 раз номинирован на «Оскар». Помимо прочего, он уже стал обладателем трех наград британской киноакадемии BAFTA-2009 и был номинирован как лучший драматический фильм на премию «Золотой глобус». После такой pr-кампании, которую устроили новой картине Дэвида Финчера, только слепой или глухой, наверное, не обратил внимания на историю о пареньке, который родился стариком и всю жизнь молодел. Заход, действительно, интригующий. Сколько вопросов одолевали любознательного зрителя, который спешил купить билет на чудо-фильм. Интерес, конечно, вызывала физиология. Хотелось посмотреть глазами молодеющего человека на эпоху. Было просто необходимо узнать, как он ладил с окружающими, как работал, как учился, как начинал ходить, как сказал первое слово. И дело было даже не в том, как все стадии жизни будет изображать вечно молодой Брэд Питт. В достижениях гримеров и компьютерной графики никто уже давно не сомневается. Интриговало, каково ему быть таким?

В ответ мы получили то, что получили. История из загадочной превратилась в затянутую и очень условную. Баттон никого не смог толком удивить своим видом и возрастом, потому что вырос среди старичков-маразматиков. Все, кто принимал активное участие в его жизни, ничему не удивлялись. Дни тянулись долго и неинтересно. Старый ребенок рос сам по себе. Спасибо, его хоть кормили регулярно. И когда он достаточно помолодел, чтобы вступить во взрослую жизнь, снова не произошло ничего экстраординарного. Старикашка впервые напился, побывал в борделе и устроился матросом на ржавую посудину.

После полутора часов бесконечной скуки появляется, конечно, любовная драма. Он молодеет, она стареет, и никакая любовь не может спасти счастливый гражданский брак. В итоге Баттон умирает младенцем у постаревшей Кейт Бланшет на руках.

Такое ощущение, что Финчер использовал неадекватные природные превращения, которые, вообще-то первым придумал Френсис Скотт Фицджеральд и описал намного адекватнее, как прикрытие, чтобы снять заурядный фильм о заурядном, ничем не примечательном человеке. Финчер не только умудрился растянуть короткий проходной рассказ писателя на два с половиной часа, но еще и тщательно вычистил оттуда какие-либо подробности, эмоции, черты характера героя, переживания, события, обстоятельства.

Пожалуй, могла бы взволновать российского зрителя сцена в Мурманске, когда герои едят икру ложками и запивают водкой. Они делают это так аппетитно, что после этой сцены тоже хочется выпить водки. Хотя бы с горя.

Трущобный Галкину привет

Сюжет еще одного перехваленного фильма взят из книги индийского букеровского лауреата Викаса Свару «Q&A» («Вопрос-ответ»). Впрочем, очевидно и другое. Свару, по-видимому, любил не только шоу «Кто хочет стать миллионером», но и сказку про Золушку. Это могло бы объяснить, почему после просмотра «Миллионера из трущоб» возникает какое-то навязчивое приторное ощущение.

Впрочем, деревянные туфельки и тыквенная карета Золушки покажутся детскими шалостями по сравнению с жизнью в трущобах Мумбаи, которую в самых ярких красках показал режиссер Дэнни Бойл. Во время кровопролитной религиозной стычки мимоходом убивают мать пятилетних братьев. Они остаются одни без крыши над головой. Их самодельная палатка стоит прямо посреди помойки, у них на глазах малышу ложкой выжигают глаза, они путешествуют на крышах поездов. И это все не о беспризорниках. Это о том, как живут в Индии многие люди. Потому что там есть касты. И если ты родился в трущобах, значит не только ты, но и твои дети и внуки будут жить и умирать только там.

Все это жутко для балованного цивилизацией зрителя. На это Бойл и рассчитывал. И чудо с выигрышем в 10 млн на телеигре в этот драматический сюжет вписывается разве что в качестве извинения. Бойл гладит бедных европейцев и американцев по головке, сует конфетку и умоляет не плакать и не бояться. Потому, что наступит обязательный и для Голливуда, и для Болливуда хэппи энд: вчерашний разносчик чая не только выиграет на ТВ целое состояние, а еще и найдет любимую, с которой они под финальную песню задорно станцуют индийский танец.

Вся эта сказочность навевает тоску, и от драмы уж совсем ничего не остается. С жанром у этого фильма вообще неразбериха. Создатели называют его и комедией, и драмой, и мелодрамой в одном флаконе. Сочетание странное и неоправданное. И именно из-за этого фильм кажется недоделанным. Он и недостаточно смешной, и не такой уж трагичный, да и любовная линия в нем, прямо скажем, нужна только, чтобы как-то развить сюжет.

Тем не менее, этот «Миллионер» — обладатель Золотого глобуса-2009 как «Лучший драматический фильм».

Политика и сексменьшинства

То, что фильм «Харви Милк» оказался в пятерке, может означать две вещи: либо это госзаказ американских демократов, либо вся киноакадемия сошла с ума. Кино о первом политике, открыто заявившем, что он гей, возможно, могло бы быть интересным, если бы не один нюанс. Краткую биографию Харви Милка можно прочитать по первой же ссылке в любом поисковике. Чтение займет минут десять у тех, кто еще не перешел в пятый класс. Взрослый человек за три минуты узнает не только о всей жизни Милка, но и о его значении для истории США. А за два часа фильма вы узнаете в два раза меньше информации, зато посмотрите, как целуются усатые мужчины, увидите пару демонстраций и, возможно, разберетесь в бойфрендах героя, если только не уснете.

Режиссер Гас Ван Сент, однажды снявший фильм «Париж, я люблю тебя», очень доступно описал, как одиноко быть гомосексуалистом-революционером, не задал ни одного вопроса, и не сказал совершенно ничего нового. Даже смерть главного героя не вызывает сожалений. Она вообще не имеет значения, потому что становится доподлинно известно, что герой отдал концы, когда на носу титры. И зритель устало выдыхает, потягивается и уже даже натягивает шапку, чтобы поскорее уйти из кинотеатра, так и не поняв, зачем ему показали этот фильм.

«Все средства хороши»

Киноакадемия, конечно, разочаровала, но все-таки среди номинантов нашлось два фильма, достойные пристального внимания. «Фрост/Никсон» — один из них.

Рон Ховард, который еще на «Играх разума» доказал, что умеет снимать хорошее кино, экранизировал историю о том, как ведущий ток-шоу Дэвид Фрост взял историческое интервью у экс-президента США Ричарда Никсона, вынудив политика сделать ряд сенсационных признаний.

Кажется, у этого сюжета было меньше всех шансов на выживание, потому что само интервью, а значит, и главная интрига фильма, были известны зрителю заранее. Журналист сделал президента и точка. И когда Ховард тратил $ 35 млн на создание картины, он, надо полагать, об этом догадывался и ставку делал совсем на другое.

В итоге получилось произведение искусства. Тонкая психологическая драма, подкрепленная блистательной игрой актеров, удачными крупными планами и великолепной режиссурой. Фрэнк Лангелла, сыгравший Никсона, по мнению некоторых журналистов, надолго останется прообразом президента. Он сумел воссоздать характер властного человека, который ушел на покой, но не утратил своей внутренней мощи и не желал сдаваться. И в то же время уязвимого старого человека, способного на сантименты и откровения.

Вряд ли стоит судить Ховарда за то, каким именно предстал перед зрителями Никсон, был ли он низвергнут или наоборот оправдан. На экране он оказался человеком, дипломатом, политиком, правителем и преступником одновременно. И никаких примитивных определений дано не было.

Майкл Шин в роли Фроста белозубо улыбался сразу с двух экранов — кино и ТВ. Учитывая то, что он недавно сыграл еще и клыкастого оборотня в сомнительном фэнтезийном кино, роль Фроста напомнила зрителю о его колоссальных актерских способностях. Шин воплотил в жизнь мечту любого журналиста о настоящем профессиональном успехе и о том, как сложно его добиться.

Схватка двух людей, жаждущих славы, превратилась в битву не на жизнь, а на смерть, где один все получал, а второй все терял.

Читать не вредно

Стивен Долдри за свою карьеру снял всего шесть фильмов, один из которых еще даже не вышел. Но то, что фильм «Чтец» оказался номинирован на «Оскар», - это более чем закономерное явление.

Козырей в рукаве у Долдри оказалось сразу несколько. Во-первых, Кейт Уинслет, блестяще сыгравшая Ханну Шмитс. Во-вторых, сюжет, непредсказуемый и по-честному драматичный. И главное — режиссура. С первых кадров кино захватывает.

Говорят, что лучший фильм тот, который смотришь на одном дыхании. «Чтеца» приходится смотреть, задержав дыхание. И после фильма отдышаться не получается, потому что слишком много вопросов остается для зрителя.

В аннотации к фильму не может быть ничего необычного. Это история любви юноши к зрелой женщине, изменившей всю его жизнь. Такие истории давно никого не удивляют. Только если не оказывается, что эта женщина работала в Освенциме и была виновна в смерти нескольких сотен человек.

Достоинство этой картины в том, что пересказывать ее бесполезно. Потому что каждый зритель по-своему слышит то, о чем герои молчат.


Лауреаты «Оскара» 2009


В номинации «Лучшая актриса второго плана»: Пенелопа Круз (Penélope Cruz), фильм «Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona)

другие номинанты:

  • Эми Адамс (Amy Adams), фильм «Сомнение» (Doubt)
  • Виола Дэвис (Viola Davis), фильм «Сомнение» (Doubt)
  • Тарахи Хенсон (Taraji P. Henson), фильм «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button)
  • Мариса Томей (Marisa Tomei), фильм «Борец» (The Wrestler)


В номинации «Лучший оригинальный сценарий»: Дастин Лэнс Блэк «Харви Милк» (Milk)

другие номинанты:

  • «Замерзшая река» (Frozen River)
  • «Беззаботная» (Happy-Go-Lucky)
  • «Залечь на дно в Брюгге» (In Bruges)
  • «УОЛЛ-И» (WALL-E)


В номинации «Лучший адоптированный сценарий»: Симон Бофой, «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire)

другие номинанты:

  • «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button)
  • «Сомнение» (Doubt)
  • «Фрост/Никсон» (Frost/Nixon)
  • «Чтец» (The Reader)


В номинации «Лучший анимационный полнометражный фильм»: «УОЛЛ-И» (WALL-E)


В номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм»: «Дом маленьких кубиков» (La Maison en Petits Cubes)

другие номинанты:

  • «Любовь в прачечной» (Lavatory — Lovestory)
  • «Oktapodi» (Oktapodi)
  • «Presto» (Presto)
  • «Сюда наверх» (This Way Up)


В номинации «Лучшая художественная постановка»: «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), художник-постановщик Дональд Грэм Бёрт (Donald Graham Burt), декоратор Виктор Джей Зольфо (Victor J. Zolfo)

другие номинанты:

  • «Подмена» (Changeling), художник-постановщик Джеймс Джей Мураками (James J. Murakami), декоратор Гэри Феттис (Gary Fettis)
  • «Темный рыцарь» (The Dark Knight), художник-постановщик Натан Кроули (Nathan Crowley), декоратор Питер Ландо (Peter Lando)
  • «Герцогиня» (The Duchess), художник-постановщик Майкл Карлин (Michael Carlin), декоратор Ребекка Оллеуэй (Rebecca Alleway)
  • «Дорога перемен» (Revolutionary Road), художник-постановщик Кристи Зи (Kristi Zea), декоратор Дебра Шут (Debra Schutt)


В номинации «Лучший дизайн костюмов»: «Герцогиня» (The Duchess), художник по костюмам Майкл О`Коннор (Michael O`Connor)

другие номинанты:

  • «Австралия» (Australia), художник по костюмам Кэтрин Мартин (Catherine Martin)
  • «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), художник по костюмам Жаклин Уэст (Jacqueline West)
  • «Харви Милк» (Milk), художник по костюмам Дэнни Гликер (Danny Glicker)
  • «Дорога перемен» (Revolutionary Road), художник по костюмам Альберт Уолски (Albert Wolsky)


В номинации «Лучший грим»: «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), гример Грэг Кэнном (Greg Cannom)

другие номинанты:

  • «Темный рыцарь» (The Dark Knight), гримеры Джон Кальоне (John Caglione) и Конор О`Салливан (Conor O`Sullivan)
  • «Хеллбой II. Золотая армия» (Hellboy II: The Golden Army), гримеры Майк Элизальде (Mike Elizalde) и Том Флутц (Thom Floutz)


В номинации «Лучшая операторская работа»: «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire), оператор Энтони Дод Мэнтл (Anthony Dod Mantle)

другие номинанты:

  • «Подмена» (Changeling), оператор Том Штерн (Tom Stern)
  • «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), оператор Клаудио Миранда (Claudio Miranda)
  • «Темный рыцарь» (The Dark Knight), оператор Уолли Пфистер (Wally Pfister)
  • «Чтец» (The Reader), операторы Крис Менгес (Chris Menges) и Роджер Дикинс (Roger Deakins)


В номинации «Лучший короткометражный фильм»: Страна игрушек


В номинации «Лучший актер второго плана»: Хит Леджер (Heath Ledger) посмертно — за работу в фильме «Темный рыцарь» (The Dark Knight)

другие номинанты:

  • Джош Бролин (Josh Brolin), фильм «Харви Милк» (Milk)
  • Роберт Дауни-младший (Robert Downey Jr.), фильм «Солдаты неудачи» (Tropic Thunder)
  • Филип Сеймур Хоффман (Philip Seymour Hoffman), фильм «Сомнение» (Doubt)
  • Майкл Шэннон (Michael Shannon), фильм «Дорога перемен» (Revolutionary Road)


В номинации «Лучший документальный короткометражный фильм»: «Улыбающийся Пинки» (Smile Pinki)

другие номинанты:

  • «Сознание» (The Conscience of Nhem En)
  • «Последний дюйм» (The Final Inch)
  • «Свидетель с балкона 306 комнаты» (The Witness — From the Balcony of Room 306)


В номинации «Лучший документальный полнометражный фильм»: «Человек на канате» (Man on Wire)

другие номинанты:

  • «Измена» (The Betrayal)
  • «Встречи на краю мира» (Encounters at the End of the World)
  • «Сад» (The Garden)
  • «Беспокойная вода» (Trouble the Water)


В номинации «Лучшие визуальные эффекты»: «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button)

другие номинанты:

  • «Темный рыцарь» (The Dark Knight)
  • «Железный человек» (Iron Man)


В номинации «Лучший монтаж»: «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire), Крис Дикенс (Chris Dickens)

другие номинанты:

  • «Забавный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), монтажеры Кирк Бакстер (Kirk Baxter), Ангус Уолл (Angus Wall)
  • «Темный рыцарь» (The Dark Knight), монтажер Ли Смит (Lee Smith)
  • «Фрост/Никсон» (Frost/Nixon), монтажеры Майк Хилл (Mike Hill), Дэн Хэнли (Dan Hanley)
  • «Харви Милк» (Milk), монтажер Elliot Graham (Эллиот Грэм)


В номинации «Лучший звук»: «Темный рыцарь» (The Dark Knight)

другие номинанты:

  • «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button)
  • «Особо Опасен» (Wanted)
  • «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire)
  • «УОЛЛ-И» (WALL-E)


В номинации «Лучший монтаж звуковых эффектов»: «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire), Том Сэйерс (Tom Sayers)

другие номинанты:

  • «Темный рыцарь» (The Dark Knight), Ричард Кинг (Richard King)
  • «Железный человек» (Iron Man), Фрэнк Элнер (Frank Eulner) и Кристофер Бойес (Christopher Boyes)
  • «УОЛЛ-И» (WALL-E), Бэн Бёртт (Ben Burtt), и Мэттью Вуд (Matthew Wood)
  • «Особо Опасен» (Wanted), Уили Стэйтмэн (Wylie Stateman)


В номинации «Лучшее музыкальное сопровождение»: «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire)

другие номинанты:

  • «Загадочный случай Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button)
  • «Защита» (Defiance)
  • «Харви Милк» (Milk)
  • «УОЛЛ-И» (WALL-E)


В номинации «Лучшая песня»: «Jai Ho» из фильма «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire)

  • «Down to Earth» из фильма «УОЛЛ-И» (WALL-E)
  • «O Saya» из фильма «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire)


В номинации «Лучший иностранный фильм»: «Отбытия» (Departures), Япония

  • «Реванш» (Revanche), Австрия
  • «Класс» (The Class), Франция
  • «Комплекс Баадер-Майнхофа» (The Baader Meinhof Complex), Германия
  • «Вальс с Баширом» (Waltz with Bashir), Израиль


В номинации «Лучшая режиссерская работа»: «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire), режиссер Danny Boyle (Дэнни Бойл)

  • «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button), режиссер Дэвид Финчер (David Fincher)
  • «Фрост/Никсон» (Frost/Nixon), режиссер Рон Ховард (Ron Howard)
  • «Харви Милк» (Milk), режиссер Гас ван Сент (Gus Van Sant)
  • «Чтец» (The Reader), режиссер Стивен Долдри (Stephen Daldry)


В номинации «Лучшая главная женская роль»: Кейт Уинслет (Kate Winslet), фильм «Чтец» (The Reader)

  • Энн Хатэуэй (Anne Hathaway), фильм «Рейчел выходит замуж» (Rachel Getting Married)
  • Анджелина Джоли (Angelina Jolie), фильм «Подмена» (Changeling)
  • Мелисса Лео (Melissa Leo), фильм «Замерзшая река» (Frozen River)
  • Мэрил Стрип (Meryl Streep), фильм «Сомнение» («Doubt»)


В номинации «Лучшая главная мужская роль»: Шон Пенн (Sean Penn), фильм «Харви Милк» (Milk)

  • Ричард Дженкинс (Richard Jenkins), фильм «Посетитель» (The Visitor)
  • Фрэнк Ланджелла (Frank Langella), фильм «Фрост/Никсон» (Frost/Nixon)
  • Брэд Питт (Brad Pitt), фильм «Загадочное дело Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button)
  • Микки Рурк (Mickey Rourke), фильм «Борец» (The Wrestler)


В номинации «Лучший фильм»: «Миллионер из трущоб» (Slumdog Millionaire)

  • «Загадочная история Бенджамина Баттона» (The Curious Case of Benjamin Button)
  • «Харви Милк» (Milk)
  • «Чтец» (The Reader)
  • «Фрост/Никсон» (Frost/Nixon)

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Лентаинформ
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня