18+
суббота, 3 декабря
Культура

Рашид Нугманов:"Россия мне друг, а Франция — любовь"

Режиссер фильма «Игла» рассказал «Свободной прессе» о своей сегодняшней жизни

  
612

Наш сегодняшний собеседник — известный кинорежиссер, общественный деятель Рашид Нугманов.

Наша справка:

Рашид Нугманов родился в 1954 году в Алма-Ате. Первое высшее образование получил в Казахстане — окончив политехнический институт, стал архитектором. Второе высшее образование — в Москве, на режиссерском факультете во ВГИКе, на курсе Сергея Соловьева. Попытку стать режиссером предпринял в 1971 году, когда, еще будучи школьником, снял фильм «Снежная банда». Первая известность к Рашиду Нугманову пришла в 1988 году, когда он снял фильм «Игла» с Виктором Цоем в главной роли. Из недавних работ — фильм «Игла. Remiх» (2010).

«СП»: — Где Вы сейчас живете? В России или во Франции?

— Во Франции.

«СП»: — В каком городе? В частном доме или многоквартирном?

— В городе Тур, на реке Луарa. У меня большой частный дом с садом.

«СП»: — Работаете ли в качестве режиссера над какими-то новыми проектами?

— Да, разрабатываю новый проект в сотрудничестве с Казахфильмом.

«СП»: — Удается ли Вам избегать зависимости от продюсеров, ведь не каждый продюсер согласится, чтобы на афише писали: «Этот фильм не для вас» ?

— Единственная возможность избежать зависимости от продюсера — самому им стать. Что я и делаю.

«СП»: — Когда Вы после института работали архитектором, что-то было построено по Вашим проектам?

— Да, несколько жилых домов и общественных зданий. Все это была привязка типовых проектов, неинтересно. Я проработал архитектором только первые три года после окончания института, потом ушел в археологию.

«СП»: — В Вашей фильмографии один фильм датируется 1971 годом. Что это за фильм? «Снежная банда»? Каков его хронометраж, кто снимался, кто писал сценарий, делал озвучку?

— Снимал в 10 классе, зимой в горах. Бандиты в масках подстерегают и грабят случайных туристов. Все роли исполняли одноклассники, включая меня самого. Режиссировал я без всякого литературного сценария, импровизационно. Фильм минут 5, немой.

«СП»: — Вы учились на курсе Сергея Соловьева, часто мастер баловал вас своим присутствием или появлялся, как у них заведено, раз в полгода?

— Часто. Каждую неделю нас муштровал. Также каждую неделю нам дарил свое драгоценное время легендарный театральный режиссер Анатолий Васильев, за что я им обоим очень благодарен. В результате каждый из нас, студентов мастерской, поставил и сыграл в десятках этюдов. Я к тому же умудрился в студенческие годы снять три фильма, включая «Иглу».

"СП": — Когда утверждали Виктора Цоя на роль, приходилось ли это как-то «проталкивать»? Или никто из «кураторов» в это дело не лез?

— Когда мне предложили снять «Иглу», я выдвинул три условия: свободная трактовка сценария, в главных ролях мои друзья и оператор родной брат. Казахфильм принял эти условия, так что никого проталкивать не пришлось.

«СП»: — С Анатолием Васильевым, который после скандала с московским правительством уехал во Францию, не встречались? Если да, о чем говорили?

— Я виделся с ним в первые годы после учебы, но потом связь потерял. Однажды, в начале 90-х, вместе летели из Парижа в Москву. Говорили о том, о сем, но больше всего запомнилось, как он сетовал на текущую ситуацию в России — она, по его мнению, превратилась в огромную машину по перекачиванию денег за границу.

«СП»: — У Вас есть фильм «Искусство быть смирным» 1987 г. Вы сами овладели этим искусством?

— Я овладел искусством самообладания, но смирным никогда не был. Просто стараюсь сохранять спокойствие и не впадать в истерики в любых ситуациях.

«СП»: — На Ваше самоощущение как-то повлияло то, что Вы получили свидетельство о дворянских корнях (татарские князья Мамлеевы)?

— Никак не повлияло. Это интересный семейный факт, не более того. Я был и остаюсь самим собой.

«СП»: — Когда Вы познакомились с будущей женой, кто был состоятельным в финансовом плане?

— Познакомился во Франции, когда был в жюри одного из кинофестивалей. И она, и я самые обычные представители среднего класса, не миллионеры, не бедняки.

«СП»: — Как Ваши родственники восприняли ваш роман, может, отговаривали? Ссылались на пример Высоцкого? Или родственники жены — их реакция?

— Родственники давно смирились с моей самостоятельностью, еще в раннем возрасте. Так что, никому даже в голову не приходило отговаривать. Это было мое решение и обсуждению просто-напросто не подлежало. То же самое с родственниками жены. Мы с первого дня подружились и неизменно сохраняем взаимное уважение.

«СП»: — За 19 лет любовь проходит?

— Нет. Она эволюционирует, открывается новыми сторонами.

«СП»: — Чем занимаются Ваши жена, дети?

— Сразу после свадьбы жена оставила работу в госпитале и целиком посвятила себя дому. Я зарабатываю достаточно, чтобы содержать семью. У нас двое замечательных детей. Сыну 15 лет, учится в лицее с техническим уклоном. Готовится стать архитектором — без всякого влияния с моей стороны, пришел к этому сам. Дочке 12, она еще в колледже. Мечтает стать писательницей.

«СП»: — Система, которая пришла на смену советской власти, Вам нравится? Когда лучше жить творцу?

— Советская система мне совсем не нравилась своей замкнутостью и идеологическими тисками. То же, что пришло ей на смену, еще полностью не сложилось — общество до сих пор находится в движении. Тут много заносов, но окончательный диагноз выносить еще рановато, мы в пути. Для творцов эти две системы — как небо и земля, совершенно разные по своей сути и условиям выживания. И если в прежней системе правила игры были ясны, тверды и незыблемы, то в новой они все еще формируются, постоянно изменяясь. Творцам приходится адаптироваться на ходу. Сегодня успешный творец должен быть бизнесменом, хотя бы отчасти. Лично мне больше всего нравился короткий переходный период между двумя этими мирами, когда новый ветер принес невиданную прежде творческую свободу, а старая киноиндустрия еще функционировала накануне полного коллапса.

«СП»: — Как живется русскому кинематографисту за рубежом? Как строится обычный день? И чем он отличается ото дня, прожитого в России?

— У каждого своя жизнь, тут нет типовых проектов, как в архитектуре. Франция для меня — уютный дом. Остальной мир — улица. Тем дни и отличаются. Но в целом я не делю мир границами, для меня это единое жизненное пространство, в котором Россия мне как старый близкий друг, а Франция — любовь.

«СП»: — Простой народ, как правило, не любит политиков, Вы их знаете ближе. Им действительно плевать на людей или у них просто не получается?

— Политики — такие же люди, как все другие. Кому-то наплевать на свое дело, кто-то искренне горит им, но большинство просто исполняют работу. Неприязнь коренится в специфике этой работы — ведь политики обязаны произносить заученные речи и вживаться в роль, но, в отличие от актеров, не от лица вымышленных персонажей, а от своего собственного имени. Не у всех это убедительно получается.

«СП»: — Вы были Первым секретарем Союза кинематографистов Казахстана, что конкретно Вы смогли реализовать из своих руководящих задумок? Давила ли на Вас местная власть? Были ли завистники?

— Я никогда не стремился к административной работе. Выдвинуть свою кандидатуру меня убедили коллеги с киностудии, чтобы противопоставить своего кандидата спущенному сверху. И хотя я все еще числился студентом ВГИКа, но уже вышла «Игла», и коллеги посчитали, что в этом момент времени, благодаря шумихе в прессе, больше всего шансов на успех именно у меня. При этом мы все договорились, что внедрим модную в то время «югославскую» (не знаю, почему ее прозвали тогда «югославской») систему сменного руководства: полгода в первых секретарях ходит один, потом его сменяет другой, исполняющий его обязанности, и так далее до конца срока. Через полгода я честно передал бразды своему заместителю, вместе со своим автоматическим правом стать депутатом Верховного Совета, а сам продолжил заниматься кино. На том система и заглохла: заместитель так и проходил в и.о. до следующих выборов. Так что эту задумку, которая успешно применяется в ОБСЕ и в ЕС, у нас в Союзе кинематографистов реализовать не удалось. Но зато я успел осуществить две более практичные вещи, в которых мне пригодился опыт архитектора: починил годами протекавшую крышу, с которой безуспешно боролись мои предшественники, и сделал ремонт интерьера. Местная власть на меня не давила, не те времена наступили. Более того, мне даже предложили Премию Ленинского комсомола за «Иглу», но я вежливо отказался. Ну а завистников всегда хватает, особенно в творческой среде и особенно когда ты добиваешься успеха.

«СП»: — Какое кино сами смотрите? Какое точно смотреть не будете?

— Я смотрю любое кино. Мне все интересно: и авангард, и мейнстрим, и трэш, и авторское кино, и даже откровенная любительщина. Никогда не сужу своих коллег. Главное для меня любовь творца к своему детищу.

«СП»: — Наверное, бывали на международных кинофестивалях. Приходилось ли уходить из зала с просмотра? Если «да», то с какого фильма?

— Бывал на десятках фестивалей. Как правило, никогда не ухожу с просмотра, если на то нет какой-то посторонней причины.

«СП»: — Приходилось ли Вам, стоя, аплодировать какому-нибудь фестивальному фильму?

— Нет. Мне одинаково противны как злобные слюни, так и восторженные сопли.

«СП»: — С Отаром Иоселиани встречались во Франции? Бывшие советские граждане (творческие) там поддерживают отношения? Или безразличны к чужим делам и жизням?

— Нет, с Отаром встречаться не доводилось. Дело не в безразличии. Я очень люблю и уважаю его работы. Просто мы из разных поколений, да и круги общения совершенно другие.

«СП»: — Любите ли Вы выпить? (как известно, Иоселиани начинает день с рюмки беленькой).

— Люблю бокал хорошего красного вина за ужином, но никогда не начинаю день с рюмки, а беленькую вообще не пью. Разве что изредка в Москве пригублю за компанию среди друзей. Франция вообще какая-то неводочная страна — ну, не лезет горькая в горло, и всё тут. По переезду сюда в 1992 году я заполнял домашний бар и среди прочих напитков купил бытылку дорогой водки. Так вот, вы не поверите, она до сих пор стоит слегка початая. Не знаю уж, кто допьет — разве какого друга из Москвы занесет…

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня