18+
понедельник, 5 декабря
Культура

«Ходорковского» показали людям

Спустя год, фильм о самом известном российском заключенном добрался до Москвы

  
30

В столице продолжается V Московский фестиваль авторского и документального кино «АРТДОКФЕСТ». Его открытие состоялось 2 декабря в кинотеатре «Художественный». В качестве фильма-открытия (т.е., картины, которая в основном конкурсе не участвует, но демонстрируется в качестве «подарка» зрителям) была показана нашумевшая лента «Ходорковский». Ее снял немецкий режиссёр Кирилл Туши. Фильму этому уже год, а если взять во внимание, что правилом «АРТДОКФЕСТа» является «девственность» картины, то шансов стать фильмом открытия у «Ходорковского» было немного. Но обстоятельства сложились так, что за год (с прошлого Берлинского фестиваля) «Ходорковский» в широкий прокат не вышел, и поэтому стало возможным заявить его на «АРТДОКФЕСТе».

Вечером 2 декабря в фойе кинотеатра «Художественный» было не протолкнуться. Судя по лицам людей, от фильма «Ходорковский» они ждали какого-то доселе неведомого им откровения и каких-то скрытых от общества новых фактов. Любопытный момент, если не сказать уникальный — на сайте «АРТДОКФЕСТа» было размещено следующее уведомление: «В силу сложившихся обстоятельств по окончании церемонии открытия „АРТДОКФЕСТ- 2011“ состоится её полный повтор в 21.30″ (включая и фильм-открытие)». Когда-нибудь было подобное? Кто-то может припомнить, чтобы церемонию открытия исполнили на «бис» специально для тех, кому не хватило места на церемонию открытия под номером 1?

Ожидания увидеть, услышать нечто выходящее за привычные знания о Ходорковском не оправдались. Каких либо уникальных съёмок заточения Ходорковского в тюрьме или в колонии не было, если не считать финального интервью, данного в зале суда из стеклянной будки.



Те, кто хоть изредка пробегал заметки в газетах о деле Ходорковского, на премьере откровенно скучали. Самые нетерпеливые уходили из зала. Фильм оказался жутко затянут. Идёт он часа полтора, но кажется, что вечность, как будто мотаешь срок вместе с Ходорковским. На мой взгляд, хронометраж фильма в 20 минут был бы ему только на пользу. На ум пришло сравнение, как если бы некто взял «Семнадцать мгновений весны» и, ничего не доснимая, сделал бы из него «Санта Барбару».

Впрочем, большинство до окончания фильма досидели, и потом в зале раздались аплодисменты. Сразу после премьеры корреспондент «СП» пообщалось с некоторыми зрителями. Первым своим мнением поделился Марат Гельман, куратор современного искусства. Хотя он и член жюри фестиваля «АРТДОКФЕСТ», и до поры до времени должен держать мнение при себе, на фильм «Ходорковский» это не распространяется, т.к., он внеконкурсный.



— Мне кажется, парень сделал честную работу. Нам, конечно, нового ничего не сказал, мы всё это знаем, но есть поколение людей до 30-ти лет, которое этого не знает и которому надо так подробно объяснять.

«СП»: — Не показалось, что фильм затянут?

— Наверное, затянут, но он же вложил жизнь, хотел больше вставить. Конечно, если делать ТВ-версию, то нужно покомпактнее. Тут хочется задать вопрос: почему это сделал немецкий парень, а не русский? Это, видимо, вопрос ко всем нам. И в то же время, я не увидел в фильме ничего такого, что нужно было бы запрещать. Все изложенные факты итак у нас в голове. Но есть молодое поколение, которое не наблюдало за всем этим, не видело, как всё коррумпировалась, не знает, что такое семибанкирщина… Потом это, наверное, будет такая ветхозаветная история о том, что грехи не отпускают, и не бывает, что внутри себя ты отказался от этих грехов и стал чистым.

Известный документалист, президент фестиваля «АРТДОКФЕСТ» Виталий Манский.



«СП»: — Вы до этого видели фильм?

— На Берлинском фестивале, и именно тогда я захотел пригласить его к нам. Но в тот момент я не знал, что это будет картина-открытие, я не думал, что она доживёт до нас без проката, если я её уже увидел в декабре 2010-го, то думал: неужели до декабря 2011-го её нигде не покажут? Она действительно не была показана. Ещё эти проблемы с прокатом, которые здесь происходят. Вот этот кинотеатр и большой зал, который не предусмотрен для документальных фильмов, а вы посмотрите, что творится, сколько людей хотят посмотреть документальное кино (показывает на толпу в фойе).

Оказался среди зрителей и известный композитор Александр Журбин, который тоже поделился с «СП» своим мнением.



— Этот фильм не сообщил ничего нового, мы всё это знаем, мы знаем даже больше. Некоторые вещи, о которых он рассказывает, русскому человеку объяснять не надо. Мы и так это знаем, но в целом это хорошее произведение кинодокументалистики. Хотя, обидно, что русские кинематографисты, талантливые и у них есть доступ к документам, почему они такого не сделали? Почему персонажи фильма говорят на английском языке? Да ещё на плохом английском. Хотя, они должны говорить по-русски. Хотя, молодец этот Кирилл Туши, не знаю, откуда он взялся, почему решил снимать, но всё равно спасибо ему большое.


Кирилл Туши


«СП» на «АРТДОКФЕСТЕ»

В этом году в рамках фестиваля на национальную премию «Лавр» номинирован фильм корреспондента «СП» Александры Лихачевой «Катя Креналинова». Картина уже успела получить приз Первого канала на фестивале «Послание к Человеку», Приз за «Лучиший фильм» на Международном фестивале ВГИК, поучаствовать в конкурсе фестиваля IDFA документального кино в Амстердаме. См. трейлер фильма с сайта фестиваля:



В прошлом году в тройку номинантов на премию «Лавр» вошел фильм видеокорреспондента «Свободной Прессы» Евгении Монтанья Ибаньес «Army Drems». Картина также была удостоена Приза зрительских симпатий на фестивале OPEN CINEMA.

Мы впервые публикуем фильм «Army Drems» в интернете:



Евгения Монтанья Ибаньес на встрече со зрителями «Артдокфеста-2010»:



См. статью — Документалисты против телевидения: В Москве проводится фестиваль «Артдокфест-2010», в числе номинантов — видеокорреспондент «СП» и видеосюжет о закрытии «Артдокфеста-2010».


Справка «СП»

"АРТДОКФЕСТ" - российский фестиваль авторского документального кино. Учрежден в 2007 году Cоюзом кинематографистов России и дирекцией Национальной премии в области неигрового кино Лавровая ветвь. «АРТДОКФЕСТ» проводится ежегодно в первую декаду декабря. К участию в конкурсной программе «АРТДОКФЕСТ» допускаются фильмы со всего мира снятые на русском языке. Предпочтение отдается фильмам, чьи авторы ставят перед собой задачу развития документального кино.

Пятый фестиваль авторского документального кино «АРТДОКФЕСТ»

Москва 2 — 10 декабря 2011 года к/т «Художественный» (все залы)

Жюри фестиваля «АРТДОКФЕСТ»

Председатель жюри: Андрей Звягинцев — режиссер игрового кино

Члены жюри: Марат Гельман — куратор современного искусства

Светлана Сорокина — журналист, телеведущая

Конкурсная программа состоит из 22 картин, среди них «Боль» Марины Гавриловой (Россия), «Больныесукалюди» Юрия Речинского (Украина), «Гагаринленд» Владимира Козлова (Франция), «Другой „Челси“. История из Донецка» Якоба Пройсса (Германия) и другие.

Фестивальные показы проходят одновременно в 4 залах суммарно на 900 мест.

За 8 дней состоится более 150 сеансов по 2 часа каждый.

Популярное в сети
Цитаты
Леонид Исаев

Заместитель руководителя лаборатории ВШЭ, востоковед

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня