18+
четверг, 27 июля
Культура

Кинобюджеты получили билет на задний ряд

Продюсеры втрое снижают гонорары экранным героям, режиссерам и сценаристам

  
96

Ассоциация теле- и кинопродюсеров, участники которой контролируют более 80% российского рынка сериалов, рекомендовала максимально сократить допустимые гонорары актерам.

Максимальные гонорары российских сериальных актеров должны быть сокращены в 3−3,5 раза. Рекомендации включают в себя семь уровней гонораров для актеров, а также планки максимальной зарплаты для других профессий киноиндустрии. Самые дорогие актеры России, такие, как Сергей Безруков, Федор Бондарчук, Владимир Машков и Гоша Куценко, теперь смогут получать не более 82,2 тысяч рублей за день съемок, пишет газета «Коммерсант.

Эта приятная рекомендация кино работодателей наверняка порадует общественность — еще бы! Это же любимая народная тема — баснословные заработки звезд. У них денег — куры не клюют, а у нас на водку не хватает. Наверняка многие скажут — мало урезали! 87000 рублей за серию в мыльной опере — это же втрое больше моей месячной зарплаты! А как же пенсионеры, а как же учителя, военные, милиция, как воспитатели в детских садах, санитары в больницах? Надо экспроприировать экспроприаторов — на хлеб и воду их, пусть хлебают как все — суп из вермишели.

Справедливый гнев простых граждан понятен. Зависть и злорадство — извечные спутники бедности. Другое дело, что бедность огромной части населения — никак не вина тех немногих людей, которые живут за верхним пределом ее черты. Не понятно другое: из какой реальности исходили люди, дающие подобные рекомендации. Ведь их собственные доходы никто не секвестрировал, даже не считал толком. Да и вряд ли найдется какая-то реальная сила в стране, способная адекватно оценить или тем более — ограничить эти доходы.

Опять же, ради справедливости, надо отметить одно обстоятельство: гонорары большинства отечественных звезд на самом деле ничтожны по сравнению с аналогичными доходами их заграничных коллег. Для сравнения в Америке член гильдии сценаристов получает (минимально!) 200 тысяч долларов за полнометражный сценарий. Актеры, работающие в популярных американских телесериалах, получают в сотни раз больше наших звезд. Например, Хью Лори, исполнитель роли доктора Хауса в одноименном сериале получает по 400 тысяч долларов за серию, что в год составляет почти 10 миллионов. В сравнении с этими доходами гонорары Безрукова или Хабенского — горькая нищета, гривенник в руке нищего на паперти.

Гонорар звезды — не цена на бензин. Эта мера таланта, мера популярности, мера любви народа к своему кумиру. По существу — это мера потребительского спроса на штучный, особый товар. Мы пытаемся жить по законам рынка, и должны понимать, что именно эти объективные законы диктуют не менее объективные суммы. Однако пытаться жить по закону и жить пот закону — это две большие разницы, как говорят в Одессе. На деле выходит, что прав не тот, кто правее, а тот, кто сильнее. Какой-нибудь толстый дядя, сроду не прочитавший ничего, длиннее плейбоя, не обладающий никакими личными достоинствами, кроме мохнатой лапы, не интересующийся ничем, кроме размера собственного счета в банке, реально решает, сколько стоит звезда. Еще можно было бы понять, если бы все эти махинаторы, громко называющие себя продюсерами, вкладывали бы в производство собственные кровные деньги. Но это не так. Возьму на себя смелость утверждать — большая часть кино- и теле-продукции в нашей стране снимается на государственные деньги. Причем «большая часть» — это мягко сказано. То есть, члены этой самой ассоциации, дающий грозные советы самим себе — никакие не бизнесмены, они, по сути — обычные менеджеры, проворные чиновники, пристроившиеся к государственному пирогу.

Может быть, стоит тогда по справедливости лишить их права получать прибыль? Установить каждому из них зарплату, классифицировать всю эту обширную компанию по степени квалификации, установить тарифы, категории, обозначить суммы премий за прибыльные проекты, и назначить штрафы за коммерческие провалы? Вот тогда все оказались бы на одной палубе, в одних условиях шторма и штиля, финансового кризиса и творческих удач.


Дмитрий Воронков — сценарист, выпускник ВГИКа, член гильдии сценаристов РФ, автор сценария популярного проекта «Дальнобойщики». Беседуем с Дмитрием о новых расценках на сценарный труд, предлагаемых ассоциацией продюсеров.

2007 Формула стихии

2006 Карамболь

2003 С ног на голову

2001 Дальнобойщики

2001 Хозяин империи

1991 Мементо мори

1991 Сказка на ночь

1990 Музыка рваных вен (короткометражный)

Вопрос «СП»: — Ассоциация кино-производителей выступила в печати с рекомендацией назначить верхнюю планку сценарного гонорара 87 тысяч рублей за серию. Что ты можешь сказать об этой сумме?

— Что тут можно сказать… Конечно, это мало. Работы сейчас не так уж много, если честно к ней относиться, делается она довольно долго. При таких расценках она совсем превратится в халтуру.

Вопрос «СП»: — Кому вообще эти рекомендации вообще адресованы? Авторам? Продюсерам?

— Я вообще не понимаю, что значит — снизить. Я не понимаю механизма. Как раньше нам занижали, так и сейчас будут занижать. Если я продюсеру нужен, он все равно заплатит столько, сколько я попрошу, потому что в масштабах сметы наша доля мизерная. На спичках, как правило, не экономят. При чем здесь сценаристы? Сценаристы никогда много не получали и звезд среди них не было. Это ж не актеры-звезды, которые вышли на экран, посветились и получили десять штук. Ни Гельман столько не получал, ни Алиев, Володарский, даже — и то вряд ли. И кому это адресовано — не пойму. Кто это должен исполнить? Это они сами себе указывают что ли? Это просто попытка давления на авторов.

Вопрос «СП»: — Авторам — как реагировать?

— Да никак. Ну, я вот, когда заключаю договор, даже если бы у меня при этом была бумага, что профессиональная гильдия сценаристов не позволяет мне работать меньше чем, положим, 150000 рублей за 52 минуты. Это же не было бы обязательным для продюсера. Но у меня бы была эта бумага, дополнительный аргумент, я мог бы ей давить. Так и они теперь будут давить своей бумагой — дескать мы не можем пойти против своей ассоциации — у нас вот такие расценки. И что — до свиданья? Можно. А можно и «погодите, а сколько вы бы хотели?».

Вопрос «СП»: — Ну, хорошо, а вот ты сам, завтра допустим, пойдешь заключать договор. Тебе предложат, допустим, 87 000 за серию. И что — откажешься?

— Смотря, в каком я финансовом положении буду. И опять-таки — какой материал. Я за такие деньги работал и даже меньше, когда у меня было много серий у одного. При большом заказе это возможно в принципе. Ну, вот вчера мне предложили делать 24 минуты по 500 долларов. Мол, тебе это — левой ногой, это шпионские там какие-то игры. Я говорю — я вообще не умею работать левой ногой, у меня другая специфика… Зачем мне писать всякую лабуду? Кто это потом будет смотреть?

Вопрос «СП»: — Давай говорить реально. На этой ниве кормится много народу. Есть люди профессиональные, члены гильдии сценаристов, журналисты переквалифицировавшиеся, просто опытные авторы. А есть масса народу, которые просто умеют писать с по-русски с ошибками. И их эти 500 долларов вполне устраивают. Ты не думаешь, что они просто займут твое место? Вот мне в «Форварде» предложили «ментов» писать по 40000 за серию. И у них там отбоя нет от авторов. Советуешь отказаться?

—  Если эти авторы их устраивают — ты никуда не денешься. Они будут работать с ними и у в результате будет соответствующее качество продукции. От того, что ты лично выступишь против, ничего не изменится. Сценаристам нужно выпускать свою такую же бумагу, надо собираться всей гильдией и вырабатывать свои предложения. Трезво оценивать, сколько бы нам бы минимум хотелось бы иметь. Вряд ли наш минимум сойдется с их максимумом.

Вопрос «СП»: — Ты можешь как-то из собственного опыта исходя, и из опыта коллег, с которыми вместе работаешь, обозначить эти рамки?

— Вот для меня было бы приличным, если это допустим, большой сериал, скажем 16-серийный, и это цельное произведение с законченным сюжетом — ну типа «Широка река», то тогда три, три с половиной тысячи долларов за серию, я мог бы согласиться. А если это мыло на сто серий, то там — тысячи полторы-две. Но на таких проектах — поточный метод, один расписывает диалоги, другой — придумывает сюжеты, там сценариста и нет как такового.

Также читайте в новостях:

Российским актерам урезают зарплату — Svpressa.ru

СМИ2
24СМИ
Lentainform
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Лентаинформ
Рамблер/новости
Медиаметрикс
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня