18+
среда, 29 марта
Культура

Тромб отправил Аксенова в реанимацию Склифа

Писатель, читая которого «хочется жить», борется с тяжелой болезнью

  
33

Писатель Василий Аксенов попал в реанимацию московского института скорой помощи им. Склифосовского после операции, вызванной тромбом в сосуде кишечника. Тем не менее, медики надеются, что писатель поправится. «У Аксенова ведь очень мощный организм и, пока он жив, можно надеяться», — заключил один из врачей, у которого Аксенов проходил лечение. Мы спросили мнение коллег по писательскому цеху, какое место занимает Аксенов в русской литературе.

Сергей Есин, писатель:

— Аксенов — это человек, придуманные образы которого я ношу в себе с юности. Последний раз я общался с ним на парижском салоне, он был бодр и весел. Из последних его вещей я читал знаменитый его букеровский роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который считал лучшей книгой того года. В нынешней литературе он играет роль мэтра, своеобразного маяка, к которому хочешь-не хочешь, но приходится иногда обращаться. Я хорошо знаком с ранним его творчеством, помню такие вещи как «Апельсины из Марокко». Первые его повести. Мы печатались с ним приблизительно в одно время в журнале «Юность». Он рано вызрел, и, конечно, заставил наше поколение смотреть на многое своими глазами. Последнее его творчество я недолюбливаю.

Дмитрий Быков, писатель, журналист:

— Для меня он всегда являлся образцом русского писателя. Невероятная энергия, которая в нем есть, невероятно заразительна. После его прозы жить хочется. Аксенов — невероятно яркое явление, яркое пятно в довольно монотонной и нудной словесности своего времени. Он произвел революцию в языке, не говоря уже о том, что Аксенов очень добрый. Меня всегда восхищала доброта его героев, эта широкая и даже щемящая щедрость счастливого человека, которая буквально брызжет с каждой страницы его книг. Я начал его читать довольно поздно, в 1987 году. Я служил в армии, и Валерий Попов дал мне почитать его книгу, тогда еще подпольную, потому что Аксенов не издавался после эмиграции, и для меня это было огромным шоком. Всякий раз, когда я его вижу, когда удавалось с ним говорить, это было чувство прикосновения к Олимпу. Я считаю, было три гения русской прозы 1970−1980-х годов — Трифонов, Аксенов и Искандер… Последний раз я его видел в декабре позапрошлого года, незадолго до болезни, он приехал на вечер, посвященный презентации книги о Пастернаке. Я читал его все, но его безусловная вершина — роман «Ожег», лучший роман 1970-х годов. Но и «Кесарево свечение», я считаю, очень интересная экспериментальная проза, еще не оцененная.


Из досье:

Писатель Василий Аксенов находится в реанимации московского института скорой помощи им. Склифосовского после операции, вызванной тромбом в сосуде кишечника, сообщил РИА «Новости» профессор Владимир Найдин, завотделением реабилитации Института нейрохирургии им. Бурденко, где до последнего времени писатель проходил курс реабилитации после инсульта.

«У Аксенова затромбировался сосуд в кишечнике и возник, так называемый, „острый живот“, его срочно перевели в Склифосовского в общую хирургию, там Аксенову сделали операцию на кишечнике», — сказал Найдин. Писатель Василий Аксенов перенес 15 января прошлого года инсульт. Через сутки после госпитализации писатель был прооперирован, ему удалили тромб. Долгое время его состояние было крайне тяжелым.

Василий Аксёнов родился 20 августа 1932 года в Казани, в семье партийных работников, Евгении Семёновны Гинзбург и Павла Васильевича Аксёнова. Был третьим, младшим ребенком в семье (и единственным общим ребенком родителей). Отец, Павел Васильевич, был председателем казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома партии. Мать, Евгения Семёновна, работала преподавателем в Казанском Педагогическом институте, затем — заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария», состояла в казанской областной парторганизации. Впоследствии, пройдя ужас сталинских лагерей, во времена разоблачения культа личности, Евгения Гинзбург стала автором книги воспоминаний «Крутой маршрут» — одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказ о восемнадцати годах, проведенных автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.

В 1937 году, когда В. Аксенову не было еще и пяти лет, оба родителя (сначала мать, а затем вскоре — и отец) были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Старших детей — сестру Маю (дочь П. В. Аксенова) и Алёшу (сына Е. С. Гинзбург) забрали к себе родственники. Круглый сирота Вася был принудительно отправлен в детский дом для детей заключенных (его бабушкам не разрешили оставить ребенка у себя). В 1938 году дяде В. Аксенова (брату П. Аксенова) удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксеновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря, и проживая в ссылке в Магадане не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму. Встречу с Васей Евгения Гинзбург опишет в «Крутом маршруте».

Спустя много лет, в 1975 году Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в своем автобиографичном романе «Ожог».

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Приключенческая дилогия для детей: «Мой дедушка — памятник» (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1972)

В 1970-х годах после окончания «оттепели» произведения Аксёнова перестают публиковаться в Советском Союзе. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) с самого начала создавались автором без расчета на публикацию. В это время критика в адрес В. Аксёнова и его произведений становится все более резкой: применяются такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный». В 1977—1978 годы произведения Аксенова начали появляться за рубежом (прежде всего в США).

В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые публикуемые лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981). Также в США В. Аксеновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи изюм» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвященный жизни советской эмиграции в Соединенных Штатах), «Кесарево свечение» (2000).

В 2004 г. публикует в журнале «Октябрь» роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки», за который удостаивается Букеровской премии России. В настоящее время живёт с семьей во Франции в Биаррице и в Москве.

Фото *

СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня