Культура

На «Винзавод» приехал Стеларк с тремя ушами

В Москву пожаловал большой оригинал и двигатель прогресса — художник Стелиос Аркадио

  
84

16 марта в московском центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «Наука как предчувствие». Ее центральным экспонатом стал известный австралийский художник Стеларк, который с помощью биоинженеров выращивает третье ухо… на руке.

Сам 62-летний Стеларк утверждает, что произвел необычную операцию из любви к искусству. Он называет третье ухо «приращением человеческой формы». Стеларк также рассказал, что ему потребовалось 10 лет для того, чтобы найти хирурга, согласного выполнить уникальную операцию без медицинских показаний.

Изобретатель надеется, что в будущем сможет довести его до совершенства, вживить туда интернет-передатчик и слушать звуки из любимого Мельбурна в любой точке мира.

нем Стеларк прославился в 80-х годах созданием третьей руки. Extra Hand, дополнительное щупальце, которое художник закрепляет на правом предплечье, является кибернетическим подобием настоящей руки. Идя навстречу развивающимся технологиям, с недавнего времени художник решил усовершенствовать свой внешний облик. В дополнение к третьей руке на его теле появится третье ухо (проект Extra Ear).

На самом деле его зовут Стелиос Аркадио (Stelios Arcadiou), но звучная аббревиатура уже 25 лет является официальным именем и даже значится в паспорте австралийского художника. С начала 70-х перформансы Стеларка, украшающие самые важные художественные и медийные мероприятия, всегда выглядели очень эффектно. Экстремальные опыты над собственным телом не могли не привлекать внимание толпы.

Будучи учеником художественной школы, он начал свою арт-деятельность с того, что сделал прообраз виртуального шлема: комбинация из маски, линз, зеркал и сенсора, полностью меняющая представления о пространстве. Но время еще было не то, и интерес к миру вымышленному уступил место опытам с «внутренним» миром. В 1973 году Стеларк зашил себе глаза и рот. Неделю он просидел в таком герметичном состоянии в галерее, прислушиваясь к своему телу и подчиняясь только внутренним ритмам.

В 1975-м сделал три фильма о своем организме: путешествия микрокамеры по желудку, бронхам, легким, — они разрушили представления о коже как о барьере внешнего и внутреннего и единственно доступном интерфейсе человека. Body art уже существовал, но не проникал под кожу глубже, чем на миллиметр. Стеларк поместил в желудок небольшую капсулу, которая, как цветок, могла раскрываться и снова закрываться, пищала и мигала. Никакого символизма, просто новое использование внутренней полости. Желудок как выставка.

Примерно в то же время он приступил к экспериментам по подвешиванию своего туловища к воздушным шарам и высотным конструкциям с помощью специальных механизмов. Зрелище было захватывающее, но застежки и петли все же больше походили на страховку, на элемент поддерживающий, а не подвешивающий. И тогда Стеларк заменил их на крючки, которые вдевались под кожу в специально рассчитанных местах по всему телу.

Подобные эксперименты следовали один за другим и по мере совершенствования новых технологий приобретали новое значение. Как приспособить тело и организм человека к скорости и мощностям современности? Как усовершенствовать тело так, чтобы роботы и киборги не смогли его вытеснить? Стеларк предложил новую трактовку киборга. Он утверждал, что тело будущего — не металлический мачо — подобие Терминатора или Робокопа, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне.

Перформансы Стеларка, в которых задействован Интернет, несмотря на разницу в подаче события, преследуют одну цель — отчуждение тела от себя самого. Скажем, в акции Fractal Flash, проведенной в Париже, Хельсинки и Амстердаме, три человека с помощью touch screen-интерфейса посылали импульсы измученному телу медиа-художника, опутанного проводами в Люксембурге. В Ping Body мышцы Стеларка сокращались посредством преобразованных сигналов юниксового протокола ping. В последней акции Parasite были задействованы поисковые машины, выискивающие в Сети изображения людей и роботов, которые моментально обрабатывались без участия человека, а Стеларк снова невольно двигался, подчиняясь электроимпульсам и принимая позы, подобные положениям тел на картинках. Мировая компьютерная сеть обернулась внешней нервной системой, отвечающей представлениям Стеларка о разумной и эффективной системе контроля над организмом.

Впрочем, никакие теоретические размышления о людях будущего и опыты с модным Интернетом не принесли Стеларку той славы, что дала ему третья рука — Extra Hand, дополнительное щупальце, созданное им еще в начале 80-х. Время от времени Стеларк закрепляет ее на предплечье правой руки, и extra hand оживает. Рука постоянно совершенствуется, приобретая год от года все большую точность движений.


ВИНЗАВОД (4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6) — комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в пяти минутах от ст. метро Курская. Общая площадь — 20.000 метров.

В помещениях старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» (впоследствии — винного комбината) располагаются: 3 крупных выставочных зала, авторитетные московские галереи: XL, Айдан, галерея М&Ю Гельман, Риджина, Проун, и Ателье № 2, фотогалереи Победа, Photographer.ru и FotoLoft, дизайн-студии, мастерские художников, залы RIGroup (филиал Московского Дома фотографии), концептуальный магазин Cara&Co.

Фото [*]

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Потапенко

Предприниматель

Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Павел Салин

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня