18+
пятница, 24 марта
Культура

На «Винзавод» приехал Стеларк с тремя ушами

В Москву пожаловал большой оригинал и двигатель прогресса — художник Стелиос Аркадио

  
72

16 марта в московском центре современного искусства «Винзавод» открылась выставка «Наука как предчувствие». Ее центральным экспонатом стал известный австралийский художник Стеларк, который с помощью биоинженеров выращивает третье ухо… на руке.

Сам 62-летний Стеларк утверждает, что произвел необычную операцию из любви к искусству. Он называет третье ухо «приращением человеческой формы». Стеларк также рассказал, что ему потребовалось 10 лет для того, чтобы найти хирурга, согласного выполнить уникальную операцию без медицинских показаний.

Изобретатель надеется, что в будущем сможет довести его до совершенства, вживить туда интернет-передатчик и слушать звуки из любимого Мельбурна в любой точке мира.

нем Стеларк прославился в 80-х годах созданием третьей руки. Extra Hand, дополнительное щупальце, которое художник закрепляет на правом предплечье, является кибернетическим подобием настоящей руки. Идя навстречу развивающимся технологиям, с недавнего времени художник решил усовершенствовать свой внешний облик. В дополнение к третьей руке на его теле появится третье ухо (проект Extra Ear).

На самом деле его зовут Стелиос Аркадио (Stelios Arcadiou), но звучная аббревиатура уже 25 лет является официальным именем и даже значится в паспорте австралийского художника. С начала 70-х перформансы Стеларка, украшающие самые важные художественные и медийные мероприятия, всегда выглядели очень эффектно. Экстремальные опыты над собственным телом не могли не привлекать внимание толпы.

Будучи учеником художественной школы, он начал свою арт-деятельность с того, что сделал прообраз виртуального шлема: комбинация из маски, линз, зеркал и сенсора, полностью меняющая представления о пространстве. Но время еще было не то, и интерес к миру вымышленному уступил место опытам с «внутренним» миром. В 1973 году Стеларк зашил себе глаза и рот. Неделю он просидел в таком герметичном состоянии в галерее, прислушиваясь к своему телу и подчиняясь только внутренним ритмам.

В 1975-м сделал три фильма о своем организме: путешествия микрокамеры по желудку, бронхам, легким, — они разрушили представления о коже как о барьере внешнего и внутреннего и единственно доступном интерфейсе человека. Body art уже существовал, но не проникал под кожу глубже, чем на миллиметр. Стеларк поместил в желудок небольшую капсулу, которая, как цветок, могла раскрываться и снова закрываться, пищала и мигала. Никакого символизма, просто новое использование внутренней полости. Желудок как выставка.

Примерно в то же время он приступил к экспериментам по подвешиванию своего туловища к воздушным шарам и высотным конструкциям с помощью специальных механизмов. Зрелище было захватывающее, но застежки и петли все же больше походили на страховку, на элемент поддерживающий, а не подвешивающий. И тогда Стеларк заменил их на крючки, которые вдевались под кожу в специально рассчитанных местах по всему телу.

Подобные эксперименты следовали один за другим и по мере совершенствования новых технологий приобретали новое значение. Как приспособить тело и организм человека к скорости и мощностям современности? Как усовершенствовать тело так, чтобы роботы и киборги не смогли его вытеснить? Стеларк предложил новую трактовку киборга. Он утверждал, что тело будущего — не металлический мачо — подобие Терминатора или Робокопа, чьи настоящие органы заменены на искусственные, а система, в которой естественные органы разведены в пространстве, но связаны и координируются на электронном уровне.

Перформансы Стеларка, в которых задействован Интернет, несмотря на разницу в подаче события, преследуют одну цель — отчуждение тела от себя самого. Скажем, в акции Fractal Flash, проведенной в Париже, Хельсинки и Амстердаме, три человека с помощью touch screen-интерфейса посылали импульсы измученному телу медиа-художника, опутанного проводами в Люксембурге. В Ping Body мышцы Стеларка сокращались посредством преобразованных сигналов юниксового протокола ping. В последней акции Parasite были задействованы поисковые машины, выискивающие в Сети изображения людей и роботов, которые моментально обрабатывались без участия человека, а Стеларк снова невольно двигался, подчиняясь электроимпульсам и принимая позы, подобные положениям тел на картинках. Мировая компьютерная сеть обернулась внешней нервной системой, отвечающей представлениям Стеларка о разумной и эффективной системе контроля над организмом.

Впрочем, никакие теоретические размышления о людях будущего и опыты с модным Интернетом не принесли Стеларку той славы, что дала ему третья рука — Extra Hand, дополнительное щупальце, созданное им еще в начале 80-х. Время от времени Стеларк закрепляет ее на предплечье правой руки, и extra hand оживает. Рука постоянно совершенствуется, приобретая год от года все большую точность движений.


ВИНЗАВОД (4-й Сыромятнический переулок, дом 1, стр. 6) — комплекс промышленных построек (старинные цеха, дегустационные лаборатории, лофты и винные подвалы), расположенный в пяти минутах от ст. метро Курская. Общая площадь — 20.000 метров.

В помещениях старинного пивоваренного завода «Московская Бавария» (впоследствии — винного комбината) располагаются: 3 крупных выставочных зала, авторитетные московские галереи: XL, Айдан, галерея М&Ю Гельман, Риджина, Проун, и Ателье № 2, фотогалереи Победа, Photographer.ru и FotoLoft, дизайн-студии, мастерские художников, залы RIGroup (филиал Московского Дома фотографии), концептуальный магазин Cara&Co.

Фото [*]

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Никита Кричевский

Доктор экономических наук

Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
СМИ2
24СМИ
Рамблер/новости
Новости
Медиаметрикс
Лентаинформ
НСН
Жэньминь Жибао
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
;