Культура

«Москва 2017» — спецэффекты со зрителем

Опасайтесь кино-котов в мешке

  
215

В российский кинопрокат вышла картина «Москва 2017». На примере этого проекта, включая стадии производства, финансирования и рекламы, можно рассказать о вопиющем пренебрежении к зрителю, но не к его деньгам.

Годовой оборот российского кинопроката растет постоянно, уступая в темпах роста лишь Китаю. В 2011 году наши кинотеатры продали билетов на 1,2 миллиарда долларов, что стало шестым показателем в мире. На почве больших денег начали культивироваться разные способы их отъема, не всегда честные. Хотя, казалось бы, чего тут сложного: покупаешь фильм, сдаешь его в кинотеатры… Но громкие, коммерческие проекты сконцентрированы в руках крупных игроков — голливудских студий, распространяющих свою продукцию самостоятельно или имеющих постоянных партнеров в России. У нас же немалый вес на кинорынке имеют кинотеатральные сети, многие из которых являются хозяевами собственных компаний, закупающих и производящих кинофильмы. В США такая практика была законодательно пресечена еще в середине прошлого века как создающая монополии и не соответствующая духу рынка. Поэтому некоторые российские киносети в погоне за длинным рублем могут закупить фильмы по дешевке и выдать их за первосортный товар. Например, мультфильм «Союз зверей» рекламировался как сделанный в США, включая описание на официальном российском сайте, а на самом деле был немецкого производства. Зритель же платил за билет, не подозревая, что его обманывают. При этом киносеть могла крутить трейлер мультфильма по четыре раза перед каждым сеансом, — все равно реклама бесплатная… Смене идентичности подвергались второсортные испанские фильмы ужасов, которые переводились в формат 3D. Способов обмана не перечесть, но «Москва 2017» открыла новую форму махинации, работающую по-крупному.

В начале лета, на Сочинском кинорынке, представители телеканала ТНТ и компании-прокатчика «Каропрокат» презентовали свой будущий проект — «Москва 2017». Владельцев кинотеатров убеждали взять в сентябрьский репертуар эту картину американо-российского производства. Сам фильм, правда, не показывали, но зато был прекрасный трейлер с несколькими узнаваемыми звездами и вторжением инопланетян в Москву. Владельцы проекта уверяли в большом объеме рекламы, в первую очередь — на телеканале ТНТ, выступавшего одним из производителей ленты. Также «Москва 2017» должна была одновременно стартовать в США, что выступало своего рода гарантией пристойного качества. Хозяева отечественных кинотеатров не были в восторге от перспективы связать себя договоренностями по фильму, который никто не видел, но пошли на сделку. По итогам кинорынка была озвучена цифра предварительных соглашений примерно на тысячу копий картины. В итоге, 6 сентября «Москва 2017» вышла на 918-ти экранах, но этому событию предшествовали несколько ноу-хау отечественного кинопроката, и не только его.

Оригинальность подхода кинопрокатчиков заключалась в том, что картину никому так и не показали, кроме группы владельцев киносетей уже в августе, непосредственно перед стартом. В прессе не появилось ни одной рецензии, ни одного интервью с создателями фильма. Параллельно телеэкраны и интернет заполонила реклама «Москвы 2017», обещавшая сочное зрелище. Фильм должен был стартовать в пятницу, одновременно с премьерой в США, но в итоге его у нас начали показывать в привычный для таких целей четверг. Из-за этого первый отзыв о «Москве 2017» появился в прессе лишь в пятницу и был, скорее, нейтрален. Это резонировало с сотнями гневных отзывов зрителей, кричавших в блогах о том, что их обманули. Многие жаловались, что им пришлось уйти с показа, так как они не могли вынести происходившее на экране. Больше всего проклятий сыпалось в адрес тех, кто уверял, что «Москва 2017» — фильм о вторжении инопланетян в Москву. В США тактика закрытости проекта была аналогичной. Местный критик писал, что раздосадован таким пренебрежением к прессе и поэтому не собирается смотреть и тем более писать о «Москве 2017″ (название на американском рынке — Branded/"Брендировано»). В США фильм вышел на 310 экранах, что означало, т.н. лимитированный прокат (в 15−20 раз меньше, чем громкие релизы) и не соответствовало статусу блокбастера, ради которого зарезервировали треть всех российских киноэкранов. За первый уик-энд лента заработала 240 тысяч долларов, что в среднем соответствовало явке в 20 зрителей на каждый сеанс. Забавен тот факт, что в заокеанской прессе в субботу было больше отзывов в прессе, чем в России, где картина стартовала на день раньше. Американские критики приняли фильм плохо, даже хуже чем у нас.

Уникальность «Москвы 2017» состоит в том, что она выдает себя за американский продукт, являясь делом рук местных творцов. Отечественный зритель уже бежит от российских фильмов как от огня, и производители, подстраиваясь под потребителя, придают своей продукции коммерчески привлекательный заморский вид. Легенда начинает трещать по швам, когда непонятно откуда выныривает американская кинокомпания Barbossa Associated S.A., делающая свои первые шаги на пути к карманам зрителей совместно с ТНТ и еще одним новичком — Mirumir. Не беда, что на самом деле «Москва 2017» снималась в России и Болгарии, согласно данным IMDB. Хозяева картины, правда, на кинорынке в Сочи уверяли прокатчиков, что съемки происходили в США. Главное, что актеры иностранные. А вот с режиссерами и продюсерами такого не получилось. Главный человек проекта — Александр Дулерайн, являющийся генеральным продюсером телеканала ТНТ. У него богатая продюсерская фильмография, включающая как «Самый лучший фильм» и «Наша Russia: Яйца судьбы», так и сериалы «Интерны», «Универ» и «Деффчонки». Соавтором Дулерайна выступил американец Джейми Бредшоу, который работает в студии, производящей трейлеры для крупных кинокомпаний. Вне сомнения, в своей основной профессии он настоящий спец, коли сумел сделать трейлер, представивший альтернативную версию сюжета и одурачивший такую прорву людей. В какой-то момент просмотра начинает закрадываться мысль, что Бредшоу с Дулерайном просто хотели удовлетворить свое самолюбие, попутно проведя эксперимент над дураком-зрителем. Будто этим деятелям стало недостаточно маленького зала кинотеатра «Фитиль», в котором они восемь лет назад представляли свою первую совместную работу — короткометражку «Офшорные резервы». Авторам захотелось масштаба, для чего были подключены дополнительные руки, принадлежащие Борису Юхананову и Александру Любимову.

О чем же, собственно, кино? Молодой Миша Галкин, бывший историк, в лихие девяностые занимался пиаром. В наше время он — один из лидеров рекламной отрасли, которая обслуживает крупные бренды. Транснациональные корпорации решают поработить мир, вследствие чего реализуют программу, которую поначалу обкатывают в третьих странах — Кении, Бразилии и России. Галкин становится жертвой ситуации и уходит пасти коров на шесть лет. Вернувшись обратно в цивилизацию, он видит, что мир захватили бренды. Рекламщик пытается придумать, как ему уничтожить эту силу, захватившую контроль над миром.

«Москва 2017» использует в своей риторике образ врага, что происходит почти в каждом нынешнем телепродукте федерального пошиба. Оказывается, пришедшие в Россию после Перестройки западные предприниматели были шпионами и заставляли заниматься сбором разведданных тех, кто с ними работал — ЦРУ, но не мы повинны в страшных смертях лихих девяностых. Транснациональные корпорации так и норовят поработить наше сознание, и только харизматичный президент с физиогномикой силовика способен вывести народ в светлое будущее. Весь негатив в фильме в отношении России неразрывно связан с тем обстоятельством, что исходит он от иностранных актеров (они же — агенты иностранного влияния), говорящих по-русски с акцентом. Даже когда наш президент, похожий на Сечина, ставит государство Российское в один ряд с Кенией, то зритель направляет лучи злости не в сторону ТНТ, а в Америку, где по его прикидкам придумали такую оскорбительную тираду. В интернете есть такой отзыв от простого зрителя: «Даже не думал, что америкосы способны снять такой слабый фильм!»

Есть в картине и положительные стороны, тешащие наше национальное самолюбие. К водке и матрешке здесь прибавили Родченко. Русские опять впереди планеты всей: пиар, оказывается, придумал Ленин, а Маяковский и прочие передовые советские деятели учили отсталых американцев рекламе. Еще мы мудрые, потому что можем столкнуть западные бренды с китайскими, но в итоге сами всех победим.

Насмешкой над правилами, формально общими для всех, стало возрастное ограничение «Москвы 2017». В свете начала действия нового закона эта область приковывает к себе пристальное внимание. Фильм содержит сцены сексуального характера в автомобиле и ритуального убийства крупного рогатого скота, с последующим сожжением трупа. Несмотря на эти обстоятельства, Министерство культуры определило возрастной порог зрителя картины в «12+». Данное решение можно охарактеризовать как издевательство над законом, зрителем и здравым смыслом. На фоне недопущения в штучный прокат маргинальных артхаусных фильмов типа сербского «Клипа», Минкульт не обращает внимания на кино, которое демонстрируется на каждом третьем экране страны. А может, цензорам тоже фильм не показывали? При этом в сети попадаются страницы кинотеатров и рецензии, где допустимый возраст зрителя «Москвы 2017» определен как «16+». Сделано это «на глазок», но более точно, чем гласит непонятно как возникшее решение Минкульта.

Нельзя сказать, что фильм совсем уж ниже плинтуса, о чем кричат тысячи отзывов в сети. Но он слаб и никак не заслуживал столь широкого распространения по всей России. При нормальной рыночной схеме кинопроката, эту подделку под Пелевина-Сорокина взяли бы, в лучшем случае, в двадцать кинотеатров. Но сегодня ленту пропихнула система, имеющая те же болячки что и наше государство. Первая хворь: несовершенство законодательства. Прокатчик выступал соинвестором проекта, что привело к лоббированию широкого кинопроката. Вторая хворь: византийский подход. Собралась группа по интересам, продавливающая свой продукт. Телеканал фильм рекламирует. Кинотеатр фильм рекламирует. Вместе они надавливают на киносети с предложением, от которого нельзя отказаться. Сегодня вы наше показываете, завтра мы будем ваше у себя крутить! Сюда же можно приписать махинацию с возрастным ограничением зрителя. Третья хворь: лживые медиаресурсы. Обман распространялся внаглую. Причем, если анализировать каждый кадр трейлера «Москвы 2017», то речь о пришельцах там не идет. А фраза о загадочных смертях, предшествующая титрам «Вторжение начнется», следует относить не к козням пришельцев, а к смертям от переедания гамбургеров. В итоге, на результаты грамотного бизнес-плана продвижения картины повлияло его пренебрежение к рыночной стороне вопроса. Из-за отсутствия прессы в кинотеатры пришло меньше зрителей. А те, кто пришел, передавал другим, что их обманули, и никаких пришельцев на экране нет. На фоне информационной блокады, сарафанное радио, причем отрицательного характера, стало одной из основных причин кассового провала картины. Все вылилось в самый слабый уик-энд по сборам в году, а «Москва 2017» установила антирекорд по бокс-офису среди лидеров недели. В результате страдают все — стагнирующая система и обманутый зритель, подорванное доверие которого еще предстоит вернуть. Погоня за быстрой прибылью приводит к куда большим потерям от недоверия к репертуару кинотеатров в целом.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Андрей Ищенко

Депутат Законодательного Собрания Приморского края

Михаил Ремизов

Президент Института национальной стратегии

Андрей Гудков

Экономист, профессор Академии труда и социальных отношений

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня