Культура

«Москва 2017» — спецэффекты со зрителем

Опасайтесь кино-котов в мешке

  
214

В российский кинопрокат вышла картина «Москва 2017». На примере этого проекта, включая стадии производства, финансирования и рекламы, можно рассказать о вопиющем пренебрежении к зрителю, но не к его деньгам.

Годовой оборот российского кинопроката растет постоянно, уступая в темпах роста лишь Китаю. В 2011 году наши кинотеатры продали билетов на 1,2 миллиарда долларов, что стало шестым показателем в мире. На почве больших денег начали культивироваться разные способы их отъема, не всегда честные. Хотя, казалось бы, чего тут сложного: покупаешь фильм, сдаешь его в кинотеатры… Но громкие, коммерческие проекты сконцентрированы в руках крупных игроков — голливудских студий, распространяющих свою продукцию самостоятельно или имеющих постоянных партнеров в России. У нас же немалый вес на кинорынке имеют кинотеатральные сети, многие из которых являются хозяевами собственных компаний, закупающих и производящих кинофильмы. В США такая практика была законодательно пресечена еще в середине прошлого века как создающая монополии и не соответствующая духу рынка. Поэтому некоторые российские киносети в погоне за длинным рублем могут закупить фильмы по дешевке и выдать их за первосортный товар. Например, мультфильм «Союз зверей» рекламировался как сделанный в США, включая описание на официальном российском сайте, а на самом деле был немецкого производства. Зритель же платил за билет, не подозревая, что его обманывают. При этом киносеть могла крутить трейлер мультфильма по четыре раза перед каждым сеансом, — все равно реклама бесплатная… Смене идентичности подвергались второсортные испанские фильмы ужасов, которые переводились в формат 3D. Способов обмана не перечесть, но «Москва 2017» открыла новую форму махинации, работающую по-крупному.

В начале лета, на Сочинском кинорынке, представители телеканала ТНТ и компании-прокатчика «Каропрокат» презентовали свой будущий проект — «Москва 2017». Владельцев кинотеатров убеждали взять в сентябрьский репертуар эту картину американо-российского производства. Сам фильм, правда, не показывали, но зато был прекрасный трейлер с несколькими узнаваемыми звездами и вторжением инопланетян в Москву. Владельцы проекта уверяли в большом объеме рекламы, в первую очередь — на телеканале ТНТ, выступавшего одним из производителей ленты. Также «Москва 2017» должна была одновременно стартовать в США, что выступало своего рода гарантией пристойного качества. Хозяева отечественных кинотеатров не были в восторге от перспективы связать себя договоренностями по фильму, который никто не видел, но пошли на сделку. По итогам кинорынка была озвучена цифра предварительных соглашений примерно на тысячу копий картины. В итоге, 6 сентября «Москва 2017» вышла на 918-ти экранах, но этому событию предшествовали несколько ноу-хау отечественного кинопроката, и не только его.

Оригинальность подхода кинопрокатчиков заключалась в том, что картину никому так и не показали, кроме группы владельцев киносетей уже в августе, непосредственно перед стартом. В прессе не появилось ни одной рецензии, ни одного интервью с создателями фильма. Параллельно телеэкраны и интернет заполонила реклама «Москвы 2017», обещавшая сочное зрелище. Фильм должен был стартовать в пятницу, одновременно с премьерой в США, но в итоге его у нас начали показывать в привычный для таких целей четверг. Из-за этого первый отзыв о «Москве 2017» появился в прессе лишь в пятницу и был, скорее, нейтрален. Это резонировало с сотнями гневных отзывов зрителей, кричавших в блогах о том, что их обманули. Многие жаловались, что им пришлось уйти с показа, так как они не могли вынести происходившее на экране. Больше всего проклятий сыпалось в адрес тех, кто уверял, что «Москва 2017» — фильм о вторжении инопланетян в Москву. В США тактика закрытости проекта была аналогичной. Местный критик писал, что раздосадован таким пренебрежением к прессе и поэтому не собирается смотреть и тем более писать о «Москве 2017″ (название на американском рынке — Branded/"Брендировано»). В США фильм вышел на 310 экранах, что означало, т.н. лимитированный прокат (в 15−20 раз меньше, чем громкие релизы) и не соответствовало статусу блокбастера, ради которого зарезервировали треть всех российских киноэкранов. За первый уик-энд лента заработала 240 тысяч долларов, что в среднем соответствовало явке в 20 зрителей на каждый сеанс. Забавен тот факт, что в заокеанской прессе в субботу было больше отзывов в прессе, чем в России, где картина стартовала на день раньше. Американские критики приняли фильм плохо, даже хуже чем у нас.

Уникальность «Москвы 2017» состоит в том, что она выдает себя за американский продукт, являясь делом рук местных творцов. Отечественный зритель уже бежит от российских фильмов как от огня, и производители, подстраиваясь под потребителя, придают своей продукции коммерчески привлекательный заморский вид. Легенда начинает трещать по швам, когда непонятно откуда выныривает американская кинокомпания Barbossa Associated S.A., делающая свои первые шаги на пути к карманам зрителей совместно с ТНТ и еще одним новичком — Mirumir. Не беда, что на самом деле «Москва 2017» снималась в России и Болгарии, согласно данным IMDB. Хозяева картины, правда, на кинорынке в Сочи уверяли прокатчиков, что съемки происходили в США. Главное, что актеры иностранные. А вот с режиссерами и продюсерами такого не получилось. Главный человек проекта — Александр Дулерайн, являющийся генеральным продюсером телеканала ТНТ. У него богатая продюсерская фильмография, включающая как «Самый лучший фильм» и «Наша Russia: Яйца судьбы», так и сериалы «Интерны», «Универ» и «Деффчонки». Соавтором Дулерайна выступил американец Джейми Бредшоу, который работает в студии, производящей трейлеры для крупных кинокомпаний. Вне сомнения, в своей основной профессии он настоящий спец, коли сумел сделать трейлер, представивший альтернативную версию сюжета и одурачивший такую прорву людей. В какой-то момент просмотра начинает закрадываться мысль, что Бредшоу с Дулерайном просто хотели удовлетворить свое самолюбие, попутно проведя эксперимент над дураком-зрителем. Будто этим деятелям стало недостаточно маленького зала кинотеатра «Фитиль», в котором они восемь лет назад представляли свою первую совместную работу — короткометражку «Офшорные резервы». Авторам захотелось масштаба, для чего были подключены дополнительные руки, принадлежащие Борису Юхананову и Александру Любимову.

О чем же, собственно, кино? Молодой Миша Галкин, бывший историк, в лихие девяностые занимался пиаром. В наше время он — один из лидеров рекламной отрасли, которая обслуживает крупные бренды. Транснациональные корпорации решают поработить мир, вследствие чего реализуют программу, которую поначалу обкатывают в третьих странах — Кении, Бразилии и России. Галкин становится жертвой ситуации и уходит пасти коров на шесть лет. Вернувшись обратно в цивилизацию, он видит, что мир захватили бренды. Рекламщик пытается придумать, как ему уничтожить эту силу, захватившую контроль над миром.

«Москва 2017» использует в своей риторике образ врага, что происходит почти в каждом нынешнем телепродукте федерального пошиба. Оказывается, пришедшие в Россию после Перестройки западные предприниматели были шпионами и заставляли заниматься сбором разведданных тех, кто с ними работал — ЦРУ, но не мы повинны в страшных смертях лихих девяностых. Транснациональные корпорации так и норовят поработить наше сознание, и только харизматичный президент с физиогномикой силовика способен вывести народ в светлое будущее. Весь негатив в фильме в отношении России неразрывно связан с тем обстоятельством, что исходит он от иностранных актеров (они же — агенты иностранного влияния), говорящих по-русски с акцентом. Даже когда наш президент, похожий на Сечина, ставит государство Российское в один ряд с Кенией, то зритель направляет лучи злости не в сторону ТНТ, а в Америку, где по его прикидкам придумали такую оскорбительную тираду. В интернете есть такой отзыв от простого зрителя: «Даже не думал, что америкосы способны снять такой слабый фильм!»

Есть в картине и положительные стороны, тешащие наше национальное самолюбие. К водке и матрешке здесь прибавили Родченко. Русские опять впереди планеты всей: пиар, оказывается, придумал Ленин, а Маяковский и прочие передовые советские деятели учили отсталых американцев рекламе. Еще мы мудрые, потому что можем столкнуть западные бренды с китайскими, но в итоге сами всех победим.

Насмешкой над правилами, формально общими для всех, стало возрастное ограничение «Москвы 2017». В свете начала действия нового закона эта область приковывает к себе пристальное внимание. Фильм содержит сцены сексуального характера в автомобиле и ритуального убийства крупного рогатого скота, с последующим сожжением трупа. Несмотря на эти обстоятельства, Министерство культуры определило возрастной порог зрителя картины в «12+». Данное решение можно охарактеризовать как издевательство над законом, зрителем и здравым смыслом. На фоне недопущения в штучный прокат маргинальных артхаусных фильмов типа сербского «Клипа», Минкульт не обращает внимания на кино, которое демонстрируется на каждом третьем экране страны. А может, цензорам тоже фильм не показывали? При этом в сети попадаются страницы кинотеатров и рецензии, где допустимый возраст зрителя «Москвы 2017» определен как «16+». Сделано это «на глазок», но более точно, чем гласит непонятно как возникшее решение Минкульта.

Нельзя сказать, что фильм совсем уж ниже плинтуса, о чем кричат тысячи отзывов в сети. Но он слаб и никак не заслуживал столь широкого распространения по всей России. При нормальной рыночной схеме кинопроката, эту подделку под Пелевина-Сорокина взяли бы, в лучшем случае, в двадцать кинотеатров. Но сегодня ленту пропихнула система, имеющая те же болячки что и наше государство. Первая хворь: несовершенство законодательства. Прокатчик выступал соинвестором проекта, что привело к лоббированию широкого кинопроката. Вторая хворь: византийский подход. Собралась группа по интересам, продавливающая свой продукт. Телеканал фильм рекламирует. Кинотеатр фильм рекламирует. Вместе они надавливают на киносети с предложением, от которого нельзя отказаться. Сегодня вы наше показываете, завтра мы будем ваше у себя крутить! Сюда же можно приписать махинацию с возрастным ограничением зрителя. Третья хворь: лживые медиаресурсы. Обман распространялся внаглую. Причем, если анализировать каждый кадр трейлера «Москвы 2017», то речь о пришельцах там не идет. А фраза о загадочных смертях, предшествующая титрам «Вторжение начнется», следует относить не к козням пришельцев, а к смертям от переедания гамбургеров. В итоге, на результаты грамотного бизнес-плана продвижения картины повлияло его пренебрежение к рыночной стороне вопроса. Из-за отсутствия прессы в кинотеатры пришло меньше зрителей. А те, кто пришел, передавал другим, что их обманули, и никаких пришельцев на экране нет. На фоне информационной блокады, сарафанное радио, причем отрицательного характера, стало одной из основных причин кассового провала картины. Все вылилось в самый слабый уик-энд по сборам в году, а «Москва 2017» установила антирекорд по бокс-офису среди лидеров недели. В результате страдают все — стагнирующая система и обманутый зритель, подорванное доверие которого еще предстоит вернуть. Погоня за быстрой прибылью приводит к куда большим потерям от недоверия к репертуару кинотеатров в целом.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Вадим Кумин

Политический деятель, кандидат экономических наук

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Константин Небытов

Судебный пcихолог

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы мэра Москвы
Выборы мэра Москвы
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня