18+
вторник, 17 октября
Культура

Нужен мир, а не провокация

Писатель Чингиз Абдуллаев о кровоточащих ранах азербайджанского народа

  
99

В Азербайджане продолжается скандал вокруг опубликованного в декабре прошлого года в российском журнале «Дружба народов» романа Акрама Айлисли «Каменные сны». Описывая нагорно-карабахский конфликт конца 1980-х — начала 1990-х, азербайджанский писатель рассказывает, в том числе, и о совершенных преступлениях против армян.

В январе-феврале этого года группы молодых людей устроили ряд ярких акций против писателя. 31 января у дома Айлисли жгли его портреты, на следующий день были устроены символические похороны романа: книгу положили в гроб с крестом. В тот же день, 1 февраля, депутаты азербайджанского парламента обвинили писателя в предательстве, а 7 февраля президент страны Ильхам Алиев своим указом лишил Айлисли звания «Народный писатель» и персональной пенсии. С работы были вынуждены уволиться сын и жена Айлисли. Проправительственная партия «Современный Мусават» объявила о награде в 10 тыс. манат (около 13 тыс. долларов) тому, кто отрежет уши писателю. Вскоре председатель партии был вынужден отказаться от своих слов. В поддержку Айлисли уже выступили международные правозащитные организации.

Ситуацию для «СП» прокомментировал президент ПЕН-клуба Азербайджана, писатель Чингиз Абдуллаев:

— Наш ПЕН-клуб сразу выступил с заявлением, что свобода творчества должна быть абсолютной, каждый писатель имеет право на самовыражение. Безусловно, каждый писатель имеет право писать всё, что он хочет, и никто не имеет права его ограничивать. Но и люди имеют право выражать свое несогласие с позицией писателя. Борис Акунин сказал, что при столкновении государства с писателем всегда проигрывает государство. Это правильно на сто процентов. Но при столкновении писателя с народом всегда проигрывает писатель. И случаи такие в истории были. К примеру, самого любимого писателя Норвегии, лауреата Нобелевской премии 1920 года Кнута Гамсуна отдали под суд (в 1943 году писатель передал свою медаль нобелевского лауреата министру пропаганды нацистов Геббельсу — «СП»).

Не все понимают, что происходит. Уже 25 лет идет необъявленная война, тысячи погибших и раненых. Многие потеряли своих детей и родителей. Естественно, когда появляется односторонний роман, не слишком сильный, кстати, с художественной точки зрения, то появляется много недовольных.

Естественно, мы отрицаем все эти дикие акции. Мы их категорически не приветствуем. То, что нашелся какой-то придурок и призвал отрезать писателю ухо или какие-то ненормальные призвали сжигать книги, мы категорически осуждаем. И ПЕН-клуб, и Союз писателей Азербайджана. Но то, что книги Айлисли не принимают в стране, тоже правда. Он решил на эпатаже написать своеобразный вызов обществу. И это не способ примирить народы, а еще больше разжечь страсти И уже после опубликования этого романа в Армении и Азербайджане нашлись горячие головы, которые снова призывают к войне. С этой точки зрения, нам кажется, что роман очень вредный. Но это право писателя изобразить то, что он считает нужным.

Что касается звания народного писателя, то многие люди требовали лишить Айлисли этого звания. Что касается персональной пенсии, то он получает пенсию как бывший депутат парламента. Он получает и обычную пенсию. Его лишили только персональной надбавки за особые заслуги как народного писателя. Думаю, что это право президента.

Мне лично роман Айлисли не нравится, но я не отрицаю право писателя выражать свои мысли. Но роман получился односторонний, вызвавший в двух странах экстремистские статьи, которые никак не служат делу мира. Мне кажется, что писатель всё-таки должен призывать к миру. К большому сожалению, этот роман провоцирует очень плохие настроения.

«СП»: — В свое время нацисты жгли антимилитаристские книги Ремарка, обосновывая это тем, что писатель позорит героев Первой мировой войны. Подобные акции прошли и в Азербайджане.

— Есть вещи, на которые российская демократическая пресса не обращает внимание. В Грузии при Гамсахурдия тоже жгли книги. Чабуа Амирэджиби мне лично рассказывал, как жгли на площадях его книги. Но об этом почему-то нигде никогда не писали. В Таджикистане тоже жгли книги современных таджикских писателей, и об этом тоже никто не писал. Извините, но и в Москве к зданию Большого театра принесли унитаз, куда бросали книги Сорокина. Но мы на основании этого не делали вывод, что все книги в России побросают в унитаз. Мы осудили своих маргиналов, устроивших подобные акции. Но нам очень обидно, когда единичные случаи пытаются представить как отношение азербайджанского народа к своему писателю. Конечно, это не так. А маргиналы есть везде. Представьте, если бы азербайджанская пресса после акции с книгами Сорокина написала, что весь российский народ так относится к своим писателям и отправляет всю современную литературу в унитазы. Как бы обиделись в Москве и в России. Примерно такое состояние сейчас и в Баку.

Но этих маргиналов я тоже в чем-то понимаю. Представьте себе, если бы во время Великой Отечественной войны какой-нибудь советский писатель написал бы правду об изнасилованных немках в Берлине. Можно представить, что бы сделали с таким писателем тогда. А у нас тысячи людей, потерявших родственников. И были только отдельные высказывания и акции, которые мы глубоко не поддерживаем.

«СП»: — Президент Азербайджана Ильхам Алиев часто говорит о необходимости строить толерантное общество и налаживании диалога с другими народами. С другой стороны, в народе вызывают негативную реакцию положительные отзывы об армянах.

— Это не так. Мы с армянами обязательно будем жить вместе, это такие же люди. Мы — соседи. Это все понимают. И до сих пор в Баку живут тысячи армян. Мы нормально общаемся. Очень часто задают вопрос, могут ли два народа после стольких потерь жить вместе. Я абсолютно убежден, что могут. Несмотря на пролитую кровь и обиды, надо уметь подниматься выше. Некоторые говорят, что в истории такого не было. Ничего подобного. Миллионы людей заживо сожгли в фашистских печах, и миллионы евреев были убиты. Посмотрите сейчас на отношения между Германией и Израилем. Хотя до сих пор живы и те, кто убивал, и бывшие узники концлагерей. А ожесточение во время Второй мировой войны было на порядок выше, чем в Армении и Азербайджане.

Писатель должен помогать людям примириться, литература должна служить делу мира. Но ни в коем случае не провокации. А это, к сожалению, большая литературная провокация. Она, естественно, не может всем нравится.

«СП»: — Произведения Айлисли убирают из школьной программы, хотя они признаны во многих странах. Не пострадает ли среднее образование?

— Айлисли дает интервью газетам и журналам, его показывают по телевидению. Это пример толерантности азербайджанского общества. Не уверен, что после 25 лет непримиримой вражды можно было в какой-нибудь другой стране написать подобный пасквиль. Любой человек, который прочтет его роман, поймет, что произведение одностороннее. Надо призывать людей к примирению. Кнута Гамсуна после войны судили, запретили преподавание его произведений. Потом всё улеглось. Нам тоже надо понять людей, которые перенесли все ужасы войны и никак не могут с ними смириться.

Возьмите роман Айлисли и почитайте. Беда в том, что если его прочитает армянин, то он еще тысячу лет не захочет жить вместе с азербайджанцами. Но мы соседи, у нас много смешанных семей. Необходимо возвращаться к мирному сожительству. Но раны от конфликта еще не затянулись. И писатель должен нести миротворческую миссию. А он выставил азербайджанцев чуть не каннибалами варварами. А у нас из 9 миллионов населения страны миллион беженцев из зоны конфликта.

Справка «СП». Акрам Айлисли родился 1 декабря 1937 года в селе Юхары-Айлис Ордубадского района Нахичеванской АССР. Свою литературную деятельность начал со стихов, а первая повесть «Гашам и его зять» вышла в 1959 году. Известность Айлисли принесла трилогия «Люди и деревья» (1966−1968 гг.), которая была издана на всех языках республик СССР и стран Восточной Европы. Айлисли автор театральных пьес и сценариев к кинофильмам, перевел на азербайджанский язык произведения Тургенева, Чехова, Паустовского, Шукшина, Короленко, Айтматова, Маркеса. С 2005 по 2010 годы Айлисли был депутатом Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитата дня
Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня