Культура

Мокрый ад

Кирилл Решетников о российском фильме-катастрофе «Метро»

  
85

В прокат вышел фильм режиссера Антона Мегердичева «Метро» - об аварии в московском метрополитене.

Есть мнение, что фильмы-катастрофы портят карму тех мест, где по воле авторов происходят те или иные крупнобюджетные бедствия. Некоторые зрители считают, что, отдавая Нью-Йорк на растерзание неумолимой стихии, космическим пришельцам и Годзилле, американские фабриканты дурных грез приближали 11-е сентября. Не могло не случиться катастрофы в городе, где столько раз устраивали катастрофу средствами кинематографа, — то ли шутит, то ли всерьез говорит продвинутый обыватель.

Если исходить из этой логики, то Москве большие ЧП в ближайшее время не грозят, потому что в качестве места действия фильмов-катастроф российская столица освоена плохо. Если не считать фильмом-катастрофой «Ночной дозор» с призрачными разрушениями в финале, то, пожалуй, анамнез Москвы в этом смысле чист — речь, само собой, об отечественной кинопродукции. В России данный жанр не то чтобы в новинку, но он один из самых редких, а уж тема городских чрезвычайных ситуаций не освоена совсем.

Между тем ясно, что экшн в пространстве московского метро, так или иначе связанный с прекращением нормального функционирования подземного транспорта — вариант беспроигрышный. С точки зрения саспенса, катастрофичности и остросюжетности привлекательного тут масса: специфический набор опасностей, отсутствующих на поверхности земли, потайные ходы, секретные ветки и легендарные бункеры, наконец, просто зрелищная мрачная фактура с ярко выраженным потусторонним колоритом. Как известно, все это по полной программе было использовано в постапокалиптическом проекте Дмитрия Глуховского. Авторы фильма «Метро» в некотором смысле перехватывают у него инициативу, вызывая в памяти зрителя подзабытые уже бестселлеры и как бы заполняя нишу, в которой должны были бы находится отсутствующие пока что отечественные экранизации «Метро 2033» и его сиквелов. Фильм, кстати, снят по одноименному роману Дмитрия Сафонова, вышедшему в середине 2000-х, тогда же, когда и «Метро 2033».

История простая: из-за чрезмерного обилия новых зданий старый тоннель метро в центре столицы перестает выдерживать давление. Появляется трещина, в которую начинает литься вода из протекающей над тоннелем Москва-реки. Дежурный по станции, узнав о небольшой пока еще протечке от пожилого обходчика, не понимает опасности и не принимает мер. Разумеется, вскоре малозаметная авария обернется страшным подземным потопом, из-за которого возникнет угроза всей Москве: затопление метрополитена чревато проседанием почвы. Благодарный зритель получит все, чего ожидает, и даже несколько больше: горы трупов в покореженном поезде, блуждания героев по затопленному тоннелю с риском быть убитыми током от контактного рельса или похороненными заживо, чисто кинематографические счастливые случайности и микроскопический шанс на спасение, реализующийся в самый последний момент.

Параллельно со всем этим разворачивается история адюльтера, в ходе которой соперники, муж и любовник, оказываются невольными союзниками в борьбе за выживание, а предмет распри, оставшийся на поверхности, безуспешно звонит мужу и радикально переоценивает жизненные ценности.

Как ни удивительно, кинематографических претензий к «Метро» почти никаких: динамика выдержана безупречно, механизм сюжета аккуратно отлажен, все вывешенные в начале ружья в нужный момент выстреливают. Кроме того, здесь полностью соблюден разумный принцип золотой середины: всего поровну и понемногу. Реалистичность дополнена дозированным вымыслом (на московской кольцевой по воле сценаристов появились станции «Садовая» и «Бородинская»). Злободневность не оборачивается политизированностью: затронута проблема избыточной застройки центра, чреватой плохими последствиями, но нет никаких наездов на начальство, которые привели бы к сомнительному смешению жанров.

Опять же, психологическая достоверность не переходит в излишний для экшна психологизм и совмещается с разумной долей упрощения. Неоднозначность в характерах наблюдается, но ее не слишком много. Полутона есть, но черное и белое тоже никуда не деваются. Скажем, любовник, обладающий лидерскими качествами и спасающий товарищей по несчастью, в целом оказывается личностью несимпатичной, да к тому же еще выясняется, что он непосредственно причастен к злополучной центральной застройке.

«Метро» не то чтобы сделано по голливудским стандартам, но в сюжете использован ряд трафаретных ходов, знакомых нам по множеству подобных киноисторий, в основном, конечно, американских. На фоне ЧП бушует крутая житейская драма, в которой задействованы главные герои; в разгар экстремальных событий начинается большая любовь; маленький человек заметил неладное, но его не послушали. «Метро», бьющее в настоящий момент рекорды сборов — к тому же еще и хороший экспортный продукт. В нем все понятно и легко конвертируемо, местная специфика присутствует, но главный акцент не на ней.

Не факт, что такой подход к освоению непаханого «катастрофического» поля является единственно возможным. Понятно, что с топовыми американскими блокбастерами российские фильмы такого рода конкурировать пока все равно не будут, и в такой ситуации можно было бы, наоборот, изобразить что-то менее стандартное и более экзотическое. Использовать, грубо говоря, затопленные туннели как вход в загадочный русский космос. Это, возможно, поставило бы под вопрос чистоту жанра, но сбрасывать со счетов такую альтернативу не следует.

Как бы то ни было, ясно, что русские «катастрофисты» от кино находятся в самом начале пути, и путь этот может разветвиться на несколько направлений. Учитывая нынешние (и всегдашние) особенности российского общественного климата, теоретически можно ожидать социально-политической актуализации жанра. Наряду с нейтральными его образчиками вполне может появиться некий оппозиционный или по крайней мере остро проблемный тренд, представители которого будут намекать на причастность к катастрофам сами знаете кого. Смена власти этому не помешает: сами знаете кто у нас всегда найдется. Поживем — увидим. Главное, чтобы Москва не провалилась под землю.

Иллюстрация: кадр из фильма «Метро»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня