Культура

Михаил Боярский: читаю «Тараса Бульбу» и реву белугой

31 марта в Петербурге прошла премьера, а 1 и 2 апреля новую картина Владимира Бортко ждут в Москве и Киеве

  
32

Режиссер картины Владимир Бортко называет себя гражданином трех столиц и трех стран: Советского Союза, России и Украины. Он родился я в Москве, 28 лет прожил в Киеве, и уже 30 с лишним лет живет в Петербурге. Актер Михаил Боярский, сыгравший в фильме одну из ролей, коренной петербуржец. Они дружат уже много лет, и среди общих интересов — Николай Васильевич Гоголь, в любви которому не устают признаваться на экране и в жизни. Вот что рассказали два мастера корреспонденту «СП» сразу после питерской премьеры «Тараса Бульбы».

Михаил Боярский:

— В детстве, когда я жил в деревне летом, в деревянном доме висел, как бы сейчас сказали, постер — из «Огонька» с изображением Тараса Бульбы. За ним ляхи, а он люльку уронил… Я смотрел с восхищением: какой могучий дядька! Какой конь под ним, как он его держит! А книгу мне впервые отец вслух прочел. Задали по школьной программе «Тараса Бульбу», отец поинтересовался: «Ты что, не читал? Мишка, ну что ты — дай-ка я тебе почитаю!» Когда отец читал, я так ревел! Любовь к Гоголю была у моих родителей, родственников, особенно тех, кто прошел войну — это помогало им подниматься в атаку, рисковать жизнью за Родину-мать, за Сталина, за идеи православного христианства, за то ощущение товарищества, с которым и смерть не страшна…

Потрясение мое была настолько глубоким: это даже не «Война и мир», где ты, мальчишкой, «мир» выкидываешь, а «войну» читаешь. В «Бульбе» ничего нельзя пропустить, и ты уже там среди казаков, и готов отдать свою единственную жизнь за Родину, вместе со своими товарищами. И теперь, когда читаю, — так реву! Белугой! Вся семья бегает от меня: у-у, батька взял «Тараса Бульбу» — лучше к нему не подходить! Сейчас заревет, начнет крушить дом… До сих пор почти каждый месяц читаю «Тарасу Бульбу», и до сих пор реву…

Взявшись за экранизацию «Тараса Бульбы», Володя Бортко, мой друг, предложил мне сначала роль месье Баплана… .

— Кого, кого?! — переспросил я. — Нет у Гоголя такого персонажа! Выяснилось, что есть француз, что стреляет по запорожцам из какого-то изобретенного им новейшего оружия.

Я сказал Бортко:

— Володя, брат, уволь: ни за что по казакам стрелять не буду!

— Миша, а хочешь сыграть какого-нибудь поляка? Красивого такого, рубаку?!

— Ни за что против казаков не пойду! Это же мой любимый роман! Уволь, не могу я быть не на стороне запорожцев. Дай хоть пробы пройти на роль кого-нибудь из казаков, а там посмотрим…

— Миша, ну иди сам одевайся, делай, что хочешь!

И тут я дорвался — до сабли, до усов, до крови — с каким наслаждением стал казаком.

На другой день прихожу на студию, а у Бортко вся стенка заклеена моими фотопробами в роли запорожца!

— Миша, смотри, будешь играть атамана Балабана!

— Почту за честь!

Кончилось тем, что я получил роль не атамана, но настоящего казака Мойси Шило. Не большую, но с одной замечательной фразой: «Прощайте, паны-братья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная русская земля, и будет ей вечная честь!» С этими словами умирает мой персонаж!

Знаете, предложили бы мне выбрать: сняться в голливудском блокбастере или произнести вот эти слова, я бы выбрал одну эту фразу.

Владимир Бортко:

— На съемках фильма Боярский сломал два пальца, когда вел за собой трех лошадей с поводу, на полном скаку. Он делал трюки, которые вызывали восхищение даже у американских каскадеров, работавших на картине, — а ведь не мальчик.

Умудрялся держать в руках два копья и на скаку, управляя только ногами, на полном галопе, сделал шесть дублей! Кино — вещь конкретная, и казаки, их подвиги должны были в фильме приобрести реальные черты. У Миши в фильме, по-моему, восемь фраз, у Ивана Ивановича Краско — вообще одна. А как отдавался роли Борис Хмельницкий, хотя уже знал, что неизлечимо болен (эта роль стала последней для замечательного актера, также как и для Александра Дедюшко, молодого, полного сил, но вскоре погибшего в автокатастрофе. — Прим. Авт.). Все они делали самое главное — создавая образы тех, кто и представлял собой Запорожскую сечь, то самое высокое товарищество.

В картине я позволил себе пусть небольшие, но какие-то изменения по сравнению с оригиналом. Не потому, что пытался переписать Гоголя. Есть жанр литературы, тем более такой — повествовательной, эпоса, а есть кинодраматургия. И она построена на том, что зрителю должно быть интересно, сюжет должен держать до конца. И еще одна важная вещь: люди нашего с Боярским поколения воспринимают эту книгу только как патриотичную, а Тараса Бульбу — сугубо положительный, героический герой. «Тарас Бульба» — это квинтэссенция той литературы, на которой должно воспитываться молодое поколения.

Но как объяснить это молодому зрителю популярней, как показать на экране? Поэтому появились какие-то новые моменты. Например, один из казаков произносит прекрасный монолог в Запорожской сечи о том, что такое Родина-мать, и в этот момент у нас в фильме казаки приносят тело убитой жены Тараса: «А вы тут гуляете и не знаете, что делается в белом свете!»

Что касается родов панночки, то я подумал, что вообще-то от любви мужчины и женщины, независимо от их национальности и вероисповедания, рождаются дети. Мне бы очень хотелось подчеркнуть и то, что такое тесное общение с соседней Польшей тоже даром не проходит. Мы тоже братья, у нас дети общие. И это придает иной смысл всей истории.

Пусть меня простит Гоголь, но, думаю, что мы ничего не делали поперек, мы делали, как говорится, только «вдоль». И у нас один дедушка встречает другого деда, и это уже несколько другая встреча, чем просто двух заклятых врагов… Вот только две вещи, где мы рискнули отступить от гоголевского оригинала.

Что касается ныне все более обостряющихся отношений между украинцами и русскими. Ну, конечно, принудительная «украинизация» дает свои плоды, но, я убежден, что в корне изменить генетическую сущность народа нельзя! Рано или поздно мы соединимся. Хотя, думаю, без Львова. Я был на Западной Украине, эта земля имеет с нами мало общего. Мы соединимся, это неизбежный процесс.

Одинаковые вещи всегда соединяются — так происходит с шариками ртути. Другое дело, сколько времени это займет.

Сто лет на землях Малороссии была Литва, потом там сто лет была Польша. Возможно, нынешняя Украина тоже простоит сто лет. А может быть, мы объединимся уже завтра — кто знает? Но это произойдет непременно.

За историческими процессами стоит воля народа. Тут правы коммунисты. А вместе с коммунистами прав Толстой. В какой-то момент поднимается дубина народного гнева, и Наполеон бежит…

Фото автора


Из досье «СП»:

По мотивам произведения Гоголя сценарий написали Владимир Бортко и Игорь Митюшин. Оператор — Дмитрий Масс. Композитор — Игорь Корнелюк. Бюджет — 25 миллионов долларов. В ролях: Богдан Ступка, Владимир Вдовиченков, Игорь Петренко, Магдалена Мельцаж, Михаил Боярский, Даниэль Ольбрыхский, Владимир Ильин, Ада Роговцева, Борис Хмельницкий, Александр Дедюшко, Сергей Дрейден и другие.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня