Культура

Друг индейца

В прокат вышел вестерн «Одинокий рейнджер»

  
3679

Со времен триумфального иствудского «Непрощенного» героические саги пламенного американского фронтира были сметены потоком бессмысленных киноподелок. Спагетти-вестерн умер еще раньше, оставив после себя славную, но слишком сжатую во времени эпоху. С тех пор жанр активно и далеко не всегда обдуманно переплавлялся в кузницах постмодерна или безуспешно пытался соответствовать канонам, изобретенным еще Джоном Фордом. В конце концов, самые яркие примеры вестернизации истории продемонстрировала отнюдь не Америка. На арене реабилитации стиля выступили Австралия с «Предложением» Джона Хилкоута и Южная Корея с «Хорошим, плохим, долбанутым» Ким Джи Вуна. Рассчитывать на то, что «Одинокий рейнджер» обновит жанр, как некогда «Пираты Карибского моря» вернули миру интерес к корсарской профессии, изначально не приходилось. Задачи перед Гором Вербински и продюсером Джерри Брукхаймером на этот раз стояли совсем иные.

Тот момент, что Штаты узнали об Одиноком рейнджере еще в 1933-м году из радиопостановки, отлично обыгрывается так. Историю, рассказанную в фильме, мы слышим из уст индейца Тонто (Джонни Депп) — флегматичного эксцентрика в гриме, подбившего молодого адвоката Джона Рида (Арми Хаммер) заделаться мстителем в маске и прославиться на Диком Западе как Одинокий рейнджер. Именно в 1933-м году Тонто, подрабатывающий в музее живой статуей, вещает случайному ребенку правду о тех далеких и великих событиях, «которые потрясли мир».

1869 год. Молодой законник Рид прибывает после учебы в родной городок, пережив по пути опасное приключение в поезде. Бандиты захватили состав и освободили своего главаря — жестокого убийцу и изувера, самого Бутча Кавендиша (Уильям Фихтнер). Вместо него в тюрьме оказывается ехавший в одном вагоне с Бутчем краснокожий Тонто, который виновен лишь в том, что он — индеец. Джон Рид в компании своего брата Дэна — техасского рейнджера и его друзей отправляются за Бутчем в погоню. Оказавшись в ловушке, все они гибнут, и только Джон возвращается к жизни при помощи все того же вездесущего Тонто, сбежавшего из заключения. Представитель коренного американского народа начинает убеждать белого человека одеть маску и мстить, Рид же больше верит в справедливую руку закона, нежели в стреляющий конвейер личной вендетты. Помогает героям и белый конь с удивительными способностями.

Несмотря на то, что и Тонто и Джон Рид действуют рука об руку еще с начала 30-х годов, пара белый-индеец куда более известна отечественному зрителю по экранизациям романов немецкого писателя Карла Мая, описавшего подобный тандем еще в конце позапрошлого века. Благородный дикарь Виннету и его белый друг Верная рука боролись за те же идеалы, что и герои «Одинокого рейнджера». Американская же кинокультура до недавних пор предпочитала изображать индейцев кровожадными варварами, оправдывая тем самым геноцид, и определять цивилизацию как благо. И только «Одинокий рейнджер» меняет этот вектор на диаметрально противоположный и подвергает достижения технического прогресса суровому порицанию. Но, несмотря на довольно серьезные для Америки темы, обозначенные в фильме, решается он в головокружительном ключе многожанрового бурлеска. Взяв вестерн за условный канон Вербински снимает, прежде всего, свое фирменное кино, подобно тому, как Квентин Тарантино в «Джанго освобожденном» маскировал свою вечную кровавую насмешку под спагетти-вестерн.

В первую очередь «Одинокий рейнджер» — это массовый комедийный аттракцион, предназначенный для просмотра с детьми, и ждать от него каких-то либо иных откровений — дело неблагодарное. Длящийся более двух часов «Рейнджер» содержит все приемы настоящего блокбастера, не позволяющего зрителю скучать — для этого он и создан. Поклонники Джонни Деппа не увидят на экране очередного Джека Воробья, как опасались многие. К слову, Депп, в ком, что ни говори, есть немного индейской крови, уже играл индейца в своем режиссерском дебюте-провале «Храбрец». И по иронии судьбы был задействован в одной из главных ролей в культовой картине Джима Джармуша «Мертвец», чей сюжет крайне напоминает «Одинокого рейнджера», только последний не настолько метафоричен и полностью лишен тленного привкуса смерти.

Единственное, чего нет в «Одиноком рейнджере», так это ощущения кинематографического чуда, которое рождала трилогия «Пиратов Карибского моря», снятая по оригинальному сюжету и имеющая в качестве бэкграунда только буйную фантазию сценаристов. Несмотря на то, что фильм снимался не на фоне зеленого экрана, а в настоящих ландшафтах Дикого Запада, а герои разъезжали на специально построенных поездах, «Рейнджер» все равно производит впечатление грандиозной подделки. Вербински четко следует выработанному канону, но теряет по дороге крупицы чего-то важного. Впрочем, подросткам — а именно для них в первую очередь предназначается этот высокобюджетный цирковой номер — на такие тонкости обычно глубоко наплевать. Стандартное летнее развлечение им гарантировано.

Фото: кадр из фильма «Одинокий рейнджер», 2013, реж. Гор Вербински, «Walt Disney Studios Motion Pictures»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Юрий Болдырев

Государственный и политический деятель, экономист, публицист

Виктор Алкснис

Полковник запаса, политик

Владислав Шурыгин

Военный эксперт

Комментарии
Новости партнеров
Фоторепортаж дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Опрос
Назовите самые запомнившиеся события 2018 года
Новости Финам
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Медиаметрикс
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня