Культура

Ноль политкорректности

Фильм «Околофутбола» — примечательное явление не только в российском, но и в мировом кинематографе

  
3606

Это одна из немногих картин, посвящённых ультраправой субкультуре, созданная, во-первых, со знанием дела, а во-вторых — не то что с сочувствием, а с явным одобрением образа жизни персонажей.

Вообще-то российское кино славится своей неповоротливостью и неоригинальностью. Отечественные кинодеятели из года в год эксплуатируют одни и те же изъезженные, истоптанные темы: Обаятельные Бандиты, Плохие Бандиты и Хорошие Милиционеры; Духовно Богатые Бедняки и Страдающие от Бездуховности Богачи и т. п. Фантастику, ужастики и исторические «костюмные» блокбастеры отечественного производства смотреть по большей части грустно, потому что такого рода картины требуют солидного финансирования, а традиция делать кино «на коленке за три копейки» является нашей главной духовной скрепой… Отдельно стоят малобюджетные сериалы по книгам из школьной хрестоматии, а также беспардонно содранные у «буржуев» ситкомы. Исключения имеют место, но нечасто.

«Околофутбола» относится к числу таких удачных исключений. И уже поэтому заслуживает внимания.

Главные герои — простые русские футбольные хулиганы, основа «фирмы» Scull Head Crew: доцент-историк «Тичер» (Александр Ратников), модный диджей «Бритва» (Григорий Иванец), автослесарь «Ярый» (Иван Фоминов) и преуспевающий бизнесмен «Мажор» (Павел Ерлыков). Это не закомплексованные бедолаги из «Бойцовского клуба», а сильные, состоявшиеся, уверенные в себе мужчины, которых объединяет милое хобби: время от времени собирают «моб» и отправляются пробовать на крепость ребра и челюсти бойцов соперничающей «фирмы».

При этом победы и поражения футбольной команды, за которую они вроде как «гоняют», имеют даже не третьестепенное значение: товарищеские встречи по мордобою между «фирмами» — это, по сути, самоценный вид экстремального спорта…

— Ну что нам, в футбол играть?! — возмущается один олдовый фанат, услышав от роковой героини (Дарья Мингазетдинова) наивный вопрос — «А зачем вы вообще дерётесь?»

Фильм вышел не столько сюжетным, сколько атмосферным. Тех, кто превыше всего ценит в кино сложную интригу, ждёт легкое разочарование. Я пишу «легкое», потому что отсутствие закрученного сюжета с лихвой искупается превосходно переданным антуражем. Импровизированный спортзал под открытым небом; бойцы, деловито бинтующие кисти перед махачем; простые, но полезные тактические хитрости городского боя в метро или в лесопарке; столь же простые и ясные рыцарские правила fair play («они заявлений друг на друга не пишут!» — бесится полицейский следователь, которого играет Сергей Шнырёв)… А главное — дух старого-доброго ультранасилия, и ноль рефлексий. Этим «Околофутбола» отличается от знаменитых «скинофильмов», изготовленных режиссёрами антифашистской национальности. Их персонажи регулярно впадают в истерику и квасят друг другу морды не по делу. Здесь же, когда между бойцами Scull Head Crew возникает разногласие — идти ли громить кафе, чтобы отомстить за избитого соратника — сторонники жёсткой линии ограничиваются тем, что говорят товарищу-«пацифисту»: «Ну… твой выбор!», после чего «фирма» почти в полном составе отправляется на акцию возмездия. Чужеродный общепит постигает судьба Персеполиса и Саркела…

При этом кадры эпического разгрома злополучного заведения перемежаются кадрами бурной страсти роковой красавицы и одного из главных героев. Посыл «любовь и война — главные занятия мужчин» не уловить невозможно…

А вот любовный треугольник, который по идее мог бы стать основой душераздирающей драмы, разрешается прямо-таки с обидной легкостью. Боец, от которого отвернулась его возлюбленная, просто машет на изменщицу рукой. Вообще надо признать, что женские образы в фильме вышли какие-то бледные и невыразительные. Впрочем, это неудивительно: «околофутбол» — не женская игра. Это, пусть и потешная, но война. И она может очень быстро превратиться в настоящую войну с наглыми чужаками или с полицейским государством, когда недавние соперники объединяются под лозунгом «Один за всех и все за одного!»

«Околофутбола» — абсолютно неполиткорректный фильм. Он переполнен неправильной, опасной символикой. Он отрицает толерантность к врагам, милость к падшим и прочие «духовные скрепы». Он пропагандирует силу, решительность, личную и коллективную ответственность, верность товарищам и тому подобные архаичные предрассудки. Добавим сюда ещё и патриархальные гендерные стереотипы (феминистки, в атаку!) — и остаётся только удивляться, что его выпустили на широкий экран.

«Околофутболу» сейчас угрожают две опасности. Первая — что ленту сочтут экстремистской и запретят. Вторая — и главная — что снимут продолжение.

По совокупному мнению зрителей, высоко оценивших картину, делать этого не следует.

Иллюстрация: кадр из фильма «Околофутбола»

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Сергей Удальцов

Российский политический деятель

Андрей Грозин

Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня