Культура

Позитив в багровых тонах

Элис Купер: творческих кризисов у меня никогда по-настоящему не бывает

  
2195

Мета-гостиная Сергея Сибирцева — открытая трибуна для легендарных творцов всего мира. Новым гостем стал знаменитый американец Элис Купер, с его убойно-веселыми музыкальными черными перформансами. Предваряя концерты рок-звезды в столице России, мы решили встретиться с Элисом Купером в Санкт-Петербурге, и в дружеской беседе прояснили для себя и для читателей «Свободной прессы» множество интересных деталей биографии музыканта.

«СП»: — Давайте вернёмся назад, в далёкое прошлое. Дети часто идут по стопам своих родителей, когда речь заходит о будущем выборе профессии. Как же получилось, что вы выбрали музыку в своё время, при том, что ваш отец был священником? Кроме того, помимо музыки у вас была масса интересов…

— Мой отец был не только священником, но и музыкантом. Он играл на саксофоне, сам писал музыку. Поэтому моим родителям было легко понять и принять разносторонние интересы своего сына. Мы (Элис Купер и музыканты оригинального состава группы — прим. авт.) все увлекались журналистикой и все играли в группе. Музыка просто взяла верх, поэтому мы и пошли в этом направлении. Любой мог, например, сделать карьеру в журнале «Тайм» или на ESPN (американский спортивный телеканал — прим. авт.), если бы всё сложилось по-другому. Но музыка увлекла меня и влияла на меня в большей степени.

«СП»: — Всё же, когда дети выбирают творческую профессию, реакция зачастую идет негативная…

— В этом плане мне повезло — родители всегда меня очень поддерживали. Они говорили: «Попробуй, мы знаем, у тебя это хорошо получается. Но если ты собираешься и дальше этим заниматься, не бросай». Они в буквальном смысле толкали нас вперёд. Моя мама и мама Денниса (Dennis Dunaway — басист оригинального состава группы — прим. авт.) шили нам концертные костюмы, когда мы только начинали. Папа смастерил паутину, которую мы использовали на сцене, выступая ещё как The Spiders (изначально группа Alice Cooper носила название The Spiders — дословно «Пауки» — прим. авт.). Мне действительно повезло: ведь у меня были родители, которые позволяли раскрываться в том, что представляло для меня интерес.

«СП»: — Как следует далее из вашей богатой биографии, вы были знакомы с великим художником Сальвадором Дали. Каково это, разговаривать с гением, чьим творчеством вы восхищались?

— Когда я встретился с Сальвадором Дали, то сразу понял, что он не с нашей планеты. Он не думал как все, не разговаривал как все. Дали был самым странным человеком, которого я когда-либо встречал. Я неделю работал с ним и едва мог понять хоть слово из того, что он говорит. Однако он был великолепен. Сложно сравнить этого художника с кем-нибудь ещё, потому что он уникальный. Я до сих пор не знаю, был ли Дали гением или сумасшедшим! Но по технике живописи он обошёл всех. Я коллекционирую его живопись и графику, и до сих пор в восторге от опыта работы с этим художником.

«СП»: — Сальвадор Дали — мастер сюрреализма в живописи. Тим Бёртон, с которым вы тоже знакомы лично, — мастер сюрреализма в кино. Интерес к чему-то необычному роднит вас с Дали и Бёртоном, поэтому Элиса Купера можно назвать мастером сюрреализма в музыке. Как вы познакомились с этими людьми?

— Тим Бёртон — большой поклонник рока и оригинального состава группы. Вместе с Джонни Деппом они хотели заполучить меня для съёмок в фильме «Мрачные тени», также они оба хотели, чтобы я исполнял там песню «Ballad of Dwight Fry». И песня действительно идеально вписалась в фильм. Их просто тронула музыка, которую мы создали, и они обратились ко мне с просьбой поучаствовать в их искусстве. Когда кто-то влияет на вас, всегда большая честь, если вы можете поработать с этим человеком в вашем собственном творческом мире. Также было и с Дали. Его полностью поглотило то, что мы делали. Он увидел наше шоу и сказал, что это — одна из его картин, которая воплотилась в жизнь.

«СП»: — С какими другими известными людьми вы находитесь в дружеских отношениях? Чем они вам нравятся?

— Да проще сказать, с кем я не знаком! Я со всеми в дружеских отношениях. Я думаю, некоторые люди просто рождаются творческими личностями. Поскольку я тоже творческая личность, меня привлекают такие люди. Творчество и искусство завораживает меня. Творчество — это то, что отличает человека от других существ".

«СП»: — Возвращаясь к вашей карьере, в какой момент вы почувствовали, что стали знаменитым? Вам не казалось, что вы «теряете себя», когда этот момент настал?

— Некоторые люди верят в свою «крутизну» и в итоге оказывается, что в своём представлении они более крутые, чем есть на самом деле. Моя известность

приходила постепенно, я всегда старался держать её под контролем, разделять, что кажется мне и что есть в действительности, хотя это было нелегко. В конце концов, я и правда фактически «потерял себя». Всё время я оставался своим персонажем, Элисом Купером. Друзья, которые находились вокруг меня, умирали из-за того, что старались быть в жизни теми, кем они были на сцене. Они никогда не переключались. Это всё плохо сказывается. Мне пришлось отделить себя от «Элиса на сцене», и я придерживаюсь этого до сих пор.

«СП»: — Кстати, помимо Элиса, в ваших песнях много и женских персонажей. Не могли бы вы рассказать о них? В связи с «женской» темой, согласны ли вы с утверждением о том, что «за каждым великим человеком стоит сильная женщина»?

— Я думаю, важно, чтобы где-нибудь в нашей жизни была сильная женщина. Мужчины никогда не смогут разгадать женщин. Женщины — это тайна, и поэтому о женских образах так легко писать песни. Я полагаю, что для артиста женский образ всегда будет представлять мать, любовницу, или являться воплощением сексуальности. Они очень интригуют. И я бы сказал, что да, за каждым великим человеком всегда стоит женщина. Особенность гения в том, что ему всегда чего-то не хватает, а женщина может заполнить этот пробел.

«СП»: — Поскольку мы постепенно перешли к вашему творчеству, давайте остановимся на такой вечной проблеме: что важнее, текст или музыка? Для современной музыки типично вообще забывать про текст…

— Классическая песня — это песня, где слова и музыка живут в идеальном браке. Например, «Yesterday» или «Bridge over troubled water» — это классика, потому что музыку и текст в них нельзя развести. Некоторые композиции делают больший упор на слова, другие на мелодию. Я пытаюсь создать идеальный баланс. Большинству музыкантов удается достичь такого равновесия лишь в десяти процентах случаев. Это сложно, но если получается, то это гениально.

«СП»: — А если не получается вообще? Я имею в виду, если у вас проблемный период в творчестве и вдохновение не приходит… Как вы справляетесь с этим?

— У меня могут наступить тяжёлые времена, если я загнал себя в угол, например, закончив строчку словом «апельсин». Но творческих кризисов у меня никогда по-настоящему не бывает. Ну, допустим, если бы вам было нужно, чтобы я написал сегодня песню о жирафе и слоне, которые живут на Северном полюсе и без ума друг от друга, я бы мог написать такую песню. У меня всегда так было. Боб Эзрин (музыкальный продюсер и соавтор многих композиций Элиса Купера — прим. авт.) тоже такой же, поэтому мы так хорошо сработались. Он выявляет лучшее и худшее во мне, что и является главной целью, когда мы пишем песни для Элиса.

«СП»: — Больше всего в вашем злодее Элисе поражает то, что вы играете его с большим чувством юмора…

— Я думаю, вокруг каждого хорошего злодея должно происходить что-то неприлично смешное. Чем злее персонаж, тем веселей, когда он поскальзывается на банановой кожуре! В любом злодее есть некая доля высокомерия, и если он совершает простую ошибку, он выглядит по-идиотски. Тогда он должен вернуться назад, чтобы снова обрести свою заносчивость. Эта метаморфоза очень забавна.

«СП»: — А как насчёт черного юмора?

— Черный юмор отличается тем, что в этом случае смеются над чем-то, над чем смеяться не положено. Обычно параллельно происходит какая-то очень серьёзная вещь, что только делает всю ситуацию ещё смешнее. Например, испортить воздух в храме, смеяться на похоронах, угорать, когда кто-то кувырком летит вниз по лестнице или через потайную дверь падает в яму со львами… Это чёрный юмор — юмор, который неуместен до абсурда. Его можно с лихвой найти и в моём шоу.

«СП»: — Во времена, когда ваши шоу и группа «Элис Купер» стали популярными (70−80-е), музыка, в особенности рок, стремительно развивалась. Сегодня можно говорить о кризисе музыки — она застопорилась в своём развитии. Вы тоже это ощущаете?

— Да, у меня такое же чувство. Кажется, я появился в самое творческое время, когда не было никаких правил. Зато было огромное количество новых жанров, возникающих из одного общего рок-н-ролла. Это была очень креативная пора. Группа Emerson, Lake & Palmer могла существовать наряду с Led Zeppelin, King Crimson, Alice Cooper и Joni Mitchell. Каждый мог идти в том направлении, в котором ему хотелось, до тех пор, пока это было здорово и нравилось публике. Сейчас мы в яме. Поклонники не интересуются ничем, что заставляет их думать. Наступил очень предсказуемый и скучный коммерческий период. Хотя все это повторяется по кругу — в 80-е мы уже проходили через нечто подобное, и я чувствую, что мы выйдем из этого застоя, и опять начнётся творческий этап…

Беседу провела и подготовила Диана Солобуто.

Фото и видеосъёмка — Максим Колесников.

Метагостиная и портал Свободная Пресса выражает благодарность менеджменту Элиса Купера в лице Тоби Мэмиса и Кайлера Кларка.

Редакция благодарит отель «Taleon Imperial» в Санкт-Петербурге и его сотрудников Екатерина Чекмарёву и Людмилу Лившиц за предоставленные интерьеры и помощь в организации съёмок.

P. S. За много дней до этого рандеву я понял, почему Элис Купер мне интересен: он творит в той же манере, только музыкальной, что и мой любимый создатель русского веселого мета-хоррора Юрий Мамлеев. Которому очень близка и понятна музыка гостя нашей мета-гостиной.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня