Культура

Мечтать не вредно

Владимир Новиков о всеобщем литературном образовании

  
1375

Да, всеобщее и литературное. И никак не меньше!

После того, как режиссер Карен Шахназаров замолвил словечко за русскую литературу на августейшем совете, в прессе пошел очередной виток разговоров о школьном экзамене, о возвращении выпускного сочинения и так далее. ЕГЭ, конечно, великое зло, о чем и мне доводилось писать, но и сочинение — не панацея. Братья по литературе! Разве вы не знаете, что сам жанр сочинения исключает возможность что-либо сочинить? Можете вы привести пример талантливого школьного сочинения? Обычно это набор штампов усредненного литературоведения, наличие собственных мыслей о классике здесь заведомо исключено. К прошлому возврата больше нет, и в экзаменационном деле нужны решительные инновации, смелые изобретения.

Более интересно и оригинально, по-моему, предложение Шахназарова «сделать курс классической русской литературы обязательным во всех вузах страны, включая технические и военные высшие учебные заведения». Согласно реляциям прессы, президент назвал эту инициативу «очень важной», а министр образования и науки пообещал в ближайшее время «проработать» вопрос.

Можно, конечно, всех троих: и президента, и министра, и режиссера назвать «кремлевскими мечтателями». Даже в филологических вузах сейчас сокращается преподавание литературы, урезаются преподавательские ставки и прочее. И в этой ситуации говорить о «литературизации» всего высшего образования… А поговорим! В нашем отечестве — даже в советские годы — носитель подлинно высшего образования, как правило, был человеком, кое-что смыслящим в литературе, способным процитировать наизусть Тютчева или Пастернака, сравнить соседа с Плюшкиным, а начальника с Иудушкой Головлевым. Знание и понимание литературы изощряет мышление, делает специалиста более креативным в его профессиональной деятельности. В 1960-е годы с легкой руки Бориса Слуцкого пошли споры о «физиках и лириках», но лирика-то отнюдь не была тогда «в загоне». Физики (а также химики, математики, биологи, геологи и т. д.) были самыми активными читателями Достоевского и Булгакова, Ахматовой и Мандельштама. А заодно и тогдашней актуальной словесности. Кстати, одно невозможно оторвать от другого: реальное, а не притворное увлечение классикой немыслимо без азартного интереса к современной поэзии и прозе.

Всеобщее литературное образование — не совсем утопия. Пока министр образования собирается прорабатывать данный вопрос, в МГУ имени М.В. Ломоносова уже кое-что делается практически. В частности, читаются межфакультетские учебные курсы — для того, чтобы студенты не вырастали «односторонними» специалистами, подобными флюсу, а расширяли кругозор, слушая лекции по другим областям знания. И словесность попала в число таких предметов. Сам я читаю, например, у себя на журфаке курс «Современная литература в медийном пространстве». Среди слушателей — физики, почвоведы, экономисты, социологи… Идет разговор о нынешних литераторах, а заодно и о классических традициях, которые они продолжают.

Сможет ли министерство образования внедрить подобный опыт во всех вузах? Едва ли. Думаю, здесь есть поле для частной инициативы. Власть не очень заинтересована в пропаганде литературной классики, которая отнюдь не воспитывает верноподданность. Начитаются люди Щедрина да Платонова — и тут же воспротивятся насаждению единой для всех идеологии.

Литературное образование не заканчивается в средней школе. Да и в высшей тоже. Это процесс пожизненный. Даже в старости читатель продолжает учиться литературе — удивляясь новинкам словесности, по-новому понимая знакомые шедевры прошлого. А уж юность к такому неформальному образованию расположена природно. Новые формы существования письменности не убивают книгу — наоборот: расстояние между автором и читателем сокращается. И для их живого взаимодействия не нужны никакие министерства и наспех собранные советы. Вспомним Маяковского:

Господа!

Остановитесь!

Вы не нищие,

вы не смеете просить подачки!

Только общественная самоорганизация: клубная, лекционная, сетевая — сможет выстроить этот процесс.

Моя реальная мечта — неофициальный, независимый, неограниченный Союз Читателей. Людей, внутренне нуждающихся в литературном образовании и готовых им активно заниматься. Если сформируется в России такое высокое племя людей, то и все остальное, глядишь, образуется.

Автор — критик, прозаик, профессор МГУ

Фото: ИТАР-ТАСC/ Сергей Фадеичев

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Дмитрий Журавлев

Генеральный директор Института региональных проблем

Семен Багдасаров

Политический деятель

Сергей Марков

Политолог

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня